Вместе со случившимся в 2010-2011 гг. возрождением украинской блогосферы появился целый комплекс неминуемых в таких случаях явлений: появление новых видов преступлений, засилье спамеров, сетевая графомания, беспорядочная миграция пользователей с платформы на платформу. Ничего с этим не поделаешь. Кроме обычного опыта сетевым активистам нужны специальные программы обучения, а то и вузовские программы. Да и технические знания (по основам программирования и Web-дизайну, к примеру) многим отнюдь бы не помешали.
Каковая роль в происходящих процессах государства Украина, на языке юристов «центральных органов государственной власти»? Пытается ли оно подчинить себе доступную с той или иной точки зрения часть пользователей, борется ли за их мнение (РФ)? Cамоустранилось ли, поддерживая минимальный правопорядок (США, ЕС)? Как и во многих других случаях, официальный Киев идёт здесь своим, совершенно иным путём, обусловленным особенностями функционирования политического режима
Януковича. Полностью ограничить доступ к популярным сетям Живой Журнал, Facebook, «ВКонтакте», Twitter и пр. (Китай, Беларусь, Туркменистан) власти не в силе, равно как и вывести из строя наиболее опасные с идеологической точки зрения блоги. Противодействие блогосфере в целом и отдельным авторам в частности решено перевести в офф-лайн.
Случаи с писателем Олегом Шинкаренко и уличной активисткой правого толка, экс-пресс-секретарём УНА-УНСО
Еленой Белозерской как нельзя лучше продемонстрировали тщетность выборочного уголовно-процессуального преследования блогеров. Всех т.наз. «тысячников» не переловишь, не пересадишь и не отпрофилактируешь, чего нельзя сказать о попытках каталогизировать наиболее резких в суждениях. О том же, что с конца 2011 года учёт блогеров со стороны правоохранительных органов ведётся практически постоянно, свидетельствует ряд признаков. Наиболее веским из них можно назвать публикации никому не известных специалистов на тему развиртуализации влиятельных в Сети персон, а также участников связанных с ними сообществ. Дело, надо сказать, хлопотное, но, как считают выросшие в эпоху лозунга «Нет человека - нет проблемы» каратели, совершенно оправданное. Эти люди, наверное, уже никогда не поймут, как устроен Интернет, и почему невозможно подмять под себя какую-либо из социальных сетей.
Нанять же лояльных писак бюджетам СБУ, МВД и АП не под силу. И кто будет стараться в защиту власти? Бритоголовые братки с удостоверениями «помощников депутатов»? В «качалки» рабочих окраин поставят ноут-буки? Рискованно, согласитесь. Разве что вместо полноценной клавиатуры оставить кнопки для непрестанной операции «Ctrl + V». Вести полемику у «регионалов» и близких им «коммунистов» никто ведь не может.
На потуги горе-цензоров можно было бы не обращать никакого внимания, если бы не навязываемый ими тезис «Если ты не выкладываешь свои личные данные - ты не блогер». Видоизменённая форма подобного утверждения звучит как «Если ты публикуешься под вымышленными/чужими данными - ты не блогер». Должно ли этого отпугивать неравнодушного пользователя, считающего, что ему есть, что сказать или же спросить, в т.ч. и у политиков? Нисколько.
Свобода самовыражения - основная отличительная черта Интернета как подлинного феномена современного информационного общества. И без творческого псевдонима никакая свобода самовыражения невозможна. Так было всегда. И ничего нового именующие себя «Путиным Владимиром Владимировичем», «Лесным Троллем», «Народным Мстителем» здесь не придумали.
Весь мир знает Остапа Вишню, считает шедеврами произведения Леси Украинки и Ивана Багряного, пользуется методичками по осуществлению государственного переворота от Владимира Ленина, и ещё не нашёлся тот, кто откажется от них только на том основании, что они пользовались вымышленными именами и фамилиями. Более того (о, ужас!) некоторые из Великих не брезговали в общении с читателями менять пол (Марко Вовчок, Жорж Санд), возраст, место проживания и другие данные. Иными словами, едва ли не полностью фальсифицировали свой «профиль пользователя».
Дерзайте, блогеры!
Займитесь делом «смотрящие»!
Хватит жить чужой жизнью.
Дмытро ДОБРЫЙ
dm_dobriy,
UAINFO