Я долго был противником Майдана, по крайней мере до тех пор, пока он сосредоточивался исключительно на требованиях относительно подписания соглашения о вступлении в Европейский Союз.
По моему глубокому убеждению, каждое государство должно дружить и сотрудничать в равной степени со всеми своими соседями. Так случилось исторически, что с одной стороны нашим соседом является ЕС, а с другой - братская Россия.
И это необходимо учитывать в развитии внешних отношений. Другого быть не может. Точка.
Однако сейчас Майдан стоит не за Европу, не за другие насильно навязанные политиками лозунги, а прежде всего за свои права, против тотального нарушения собственных конституционных прав граждан. Иными словами, против мертвой Конституции, поскольку ни одно конституционное право, ни одна гарантирована свобода человека, гражданина не нашла реализации на должном уровне.
А потому, Майдан можно не только сравнить с Запорожской Сечью, но и оставить такой институт как «демократический свободный майдан» на постоянной основе. Суть и назначение его видно из примера.
Вот берем рядового гражданина, который в решении своего вопроса, в восстановлении своего конституционного права сбил все колени, обходя коридоры глухих к его проблеме чиновников.
Приходит такой человек на Майдан и говорит «Братья-украинцы, помогите ». И Майдан, решив помочь бедняге, отправляет с пару тысяч своих "ребят-казаков-запорожцев" в мирную демонстрацию под окна и стены, где работает такой глухой чиновник и предъявляет требование - услышать гражданина и решить его проблему согласно Закону.
Здесь, как правозащитник, должен отметить такое: ни в коем случае нельзя заформализовывать, забюрократизовывать деятельность Майдана, поскольку нашим чинушам только дай волю.
С всего правового регулирования деятельности Майдана должно быть конституционное положение о праве граждан собираться свободно, без оружия на мирные собрания. Точка. Другие вопросы должны решаться путем непосредственной демократии.
Кстати, Майдан Независимости в Киеве тоже можно переделать под стационарную Майданую Сечь. Архитектурные возможности есть, и всегда иметь в подбрюшье власти (рядом с основными государственными властными учреждениями) очаг свободы и демократии, грозу мракобесов чинуш и карьеристов-политиков, которые занимаются тотальным нарушением прав граждан.
Конечно, я не претендую на истину в последней инстанции и не настаиваю на одной определенной модели. Однако, несмотря на возможно кажущийся некоторый утопизм задумки, это может способствовать становлению действительно правового государства Украина.
А что думают коллеги?
Игорь КИЗИМА