Майдан в эти дни напоминает пчелиный рой или муравейник из добрых детских книг: все друг с другом связаны, все знают свой участок работы, работу эту выполняют с энтузиазмом, еще и другим стремятся помочь. Волонтеры-медики, девочки на кухне, постоянно действующие информ-центры, обеспечивающие расселение, обогрев, подвоз недостающих продуктов, одежды, карематов, палаток и т.д.
Майдан стирает социальные барьеры. В одно время, на одной улице, в одной колонне оказываются люди, которые в обычной жизни вряд ли когда-нибудь пересеклись бы. Успешные предприниматели, некогда даже сами помышлявшие пойти в политику (для расширения горизонтов, так сказать); демонстративно аполитичные деятели искусств; дальнобойщики; офисные «белые воротнички», светская публика; бессребреники-студенты.
***
Происходящее сегодня, рано или поздно, должно было случиться. В 1991-м независимость досталась Украине слишком легко, фактически - даром. Мы не ощутили сполна, что значит бороться за нее. Бороться и побеждать. Пришло время наверстывать.
И это даже хорошо, что сегодня на Майдане нет единого политического лидера, нет команды, стремящейся въехать во власть на плечах площади. Ибо основное разочарование от протестов 2004-го - вспомните-ка хорошенько - было сопряжено как раз с политиками. Не с тем, что мы стояли за себя, свободу, достоинство, но с тем, что политики все это попрали.
На сей раз такого уже не будет. Действующие лидеры оппозиции - при всем уважении - не того масштаба деятели, чтоб вершить судьбы страны.
Стоящие на Майдане это уже поняли. В первые же дни, обескураженные «потерянностью» политиков, отсутствием четкого плана действий и т.д., люди быстро самоорганизовались. Самоорганизовались, осознав: надеяться, кроме себя самих, им не на кого. И если - в процессе - новые лидеры появятся, это будут люди с Майдана. С нашего с вами Майдана.
Соня КОШКИНА