Неизвестные политзаключённые Украины. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Dec 20, 2012 21:48





О первом заседании Верховной Рады нынешнего созыва сказано достаточно много: о её «политической культуре», о поведении «элиты» государства и об умении народных избранников договариваться, чтобы работать ради блага народа и процветания Украины. Короче говоря - все повторяется заново… только уже с новыми лицами, идеями и высказываниями. И что немаловажно в новой форме, или же, хорошо забытой старой?

Флеш-мобы «БЮТ» в футболках с изображением их лидера и идейной надписью на спине: «Свободу політв’язням!», пожалуй, не вызывают никаких сомнений, чьи фамилии подразумевают депутаты этой политической силы под своим требованием.

Двумя месяцами ранее ПАРЕ дало четкое определение термину «политический заключенный». В соответствии с ним, такой статус дается тем, чьи права нарушаются: в соответствии с фундаментальными гарантиями, установленными Европейской конвенцией по правам человека. Арест исключительно по политическим причинам, содержание в дискриминационных условиях сравнительно с другими по политическим мотивам. А также, задержание в результате процесса, который был несправедливым, и, вероятно, связан с политическими мотивами власти. Страшно представить, но в нашем правовом и демократическом государстве есть те, кто попадает под эти определения и является политзаключенным. Накануне недавних парламентских выборов это подтвердил и Глава правительства ЕС в Украине Ян Томбинский. Он заявил:

- Политзаключенные в Украине есть, и это утверждение можно даже услышать от лиц, близко связанных с нынешним лагерем власти. Эту проблему обсуждают и украинские политики, и все политики извне, партнеры Украины, - обозначил посол.

И, следовательно, первые узники в этой категории - Юлия Тимошенко и Юрий Луценко. Но, в Украине, по мнению некоторых гражданских деятелей и политиков, есть как минимум еще два десятка осужденных с аналогичным статусом. Большинство из них - члены правых, националистических и праворадикальных организаций и партий. Имена таких осужденных периодически появляются в СМИ, их братья по борьбе снимают информационные ролики о них, создаются организации для помощи своим единомышленникам, находящимся в местах лишения свободы.

Герой или злодей?

Генический националист Алексей Паршаков осужден на 13 лет за совершение преступления предусмотренного статьей 15, статьей 115 частью 2 Уголовного кодекса Украины - законченное покушение на убийство, то есть умышленное противоправное причинение смерти другому человеку, квалифицирующим признаком которого является умышленное покушение на убийство двух лиц. К тому же, все дело усугубляется и национальным аспектом, так как, потерпевшие - крымские татары. И тут возникает вопрос: каким образом, человеку, зарезавшему двух других людей, могут дать статус «политзаключенного»? Да и в соответствии с определением термина «политический заключенный» Алексей Паршаков не подает ни под одну из категорий. Но, в Украине возможно все. И у нас в стране нашлись энтузиасты, которые уже успели придать делу нужного окраса и отнести активиста «Патриота Украины» к числу людей, осужденным по политическим мотивам. Мотивируя это тем, что Алексей защищал своих младших товарищей от нападения вооруженных крымских татар. Ведь, если верить заявлению «Патриота Украины», то именно потерпевшие начали конфликт.

С другой стороны, не будь Паршаков членом националистической организации, а его оппоненты крымскими татарами, никто и не предал бы такого внимания этому делу. И вряд ли гражданин Украины, осужденный по статье 15 и статье 115 Уголовного кодекса смог бы получить статус «политзаключенного».

К примеру, в Украине существует такая организация, как « Комитет освобождения политзаключенных». Данная структура опекается 22-мя осужденными, среди которых, есть и фамилия Алексея Паршакова. Её координатор - Николай Кохановский поделился своими мыслями по поводу этого процесса:

- Мы признали Паршакова политическим заключенным, но ситуация с ним на самом деле сложная. Каким образом у него оказался при себе нож? Это с одной стороны недостаток, а с другой преимущество националистических организаций и их членов. Но мы проявляем с ним солидарность . И, скорее всего, если у него даже не было бы с собой холодного оружия и он все равно нанес бы телесные повреждения представителям этой этнической группы, то закон вряд ли был бы на его стороне. В первую очередь потому, что он - украинский националист, - рассказал Николай Кохановский.

Безусловно, в Украине не всегда действует верховенство права, и весы Фемиды порой склоняются несколько не в ту сторону. Но вряд ли международные организации, европейские и отечественные правозащитники и даже Европейский суд по правам человека, признают виновного в убийстве « политзаключенным». Невзирая даже на то, что побратимы осужденного и сочувствующие ему организации будут выдвигать на первый план политические взгляды и идеологический настрой заключенного. Так, для одних - он будет героем, борющимся за жизнь и здоровье своей нации. Другие же - окрестят его убийцей, нацистом и псевдопатриотом. И здесь, вероятно, следовало бы процитировать Леонида Каневского: «Но это уже совсем другая история…»

«Террорист» местного масштаба

В данной части статьи, для начала, предлагаю читателю вспомнить события 24 августа 2011 года, которые происходили в Киеве. А именно столкновения представителей оппозиционных сил с отрядом подразделения « Беркут».

Было дело, не так ли?

А тем временем, в 30-ти километрах на юг от Киева, в небольшом районном городке Василькове, сотрудники СБУ и местные следователи продолжали совершать обыски на квартирах у подозреваемых в организации теракта. Одним из них оказался украинский журналист, редактор газеты « Вечерний Васильков», депутат Васильковского городского совета - Игорь Мосейчук. Помимо этого, он - один из идеологов Социал-национальной ассамблеи (СНА). Пожалуй, название партии навевает некоторые мысли по поводу ее идеологической платформы. Что, собственно, и стало одной из причин ареста Игоря Мосейчука. А именно, 22 августа 2011 года сотрудниками СБУ была проведена проверка на предприятии, где работали два активиста организации « Патриот Украины». В результате которой, были изъяты 2 десятка CD-дисков, агитационные материалы, компьютеры и самодельное взрывчатое устройство. Безусловно, что-то в этом перечне явно лишнее. После ареста единомышленников (которых отпустили уже на следующее утро), Игорь Мосейчук и еще ряд активистов СНА и « Патриота Украины» провели пресс-конференцию в УНИАН. На которой и была высказана официальная позиция по данному инциденту: « Действия СБУ - это давление на организацию, расцениваемое, как политические репрессии», - заявили представители СНА и « Патриота Украины». И в этот же день, то есть, 23 августа 2011 года, в канун 20-ой годовщины независимости Украины, на квартире у Игоря Мосейчука проводят обыск. Представители силовых ведомств и правоохранительных органов находят у него там 8 боевых патронов. Результат - 2 месяца лишения свободы. И спустя полгода, снова начинается суд по делу, так называемых, «васильківських терористів. В этот раз приговор по статье 109 Уголовного кодекса Украины «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти». Несомненно, идеология организаций рода « Патриот Украины» или партий по типу СНА, далеко не либеральная и толерантная. А с другой стороны, она направленная на защиту своего народа, его культурного наследия и сохранения украинской земли для своих потомков. И здесь, как говорится: «вкус и цвет - хороший повод для драки».

Но есть ли все-таки в обвинении по отношению к Игорю Мосейчуку политический мотив и можно ли его считать « политическим заключенным»? Ведь по сути, никого не убил, ничего не украл, работал для благоустройства Василькова. Жена осужденного Анна Андреевна считает, что арест мужа имеет политический подтекст и связан с его деятельностью. К примеру, за время своего депутатства Игорю Мосейчуку удалось ликвидировать в Василькове игральный бизнес. Также она рассказала, на какой стадии находится дело сейчас и чего стоит ждать в будущем:

- Если судья, который рассматривает дело, все наши ходатайства отклоняет, свидетели говорят, что подсудимые ничего не делали, сотрудники силовых структур били задержанных и заставляли подписывать бумаги, а судья, в свою очередь, делает вид, что ничего не слышит, вывод один - он затягивает процесс. Я обратилась к Уполномоченному по правам человека в Украине - Валерии Лутковской и это дело находится у нее на контроле. В результате ее запросов к Генеральной прокуратуре, Областной прокуратуре, удалось выяснить, что Игорь был незаконно переведен в Березанскую колонию. И судье Бурбеле было открыто дисциплинарное производство. Он неоднократно говорил, что я не увижу своего мужа до момента вынесения ему приговора. Таким образом, он мстит мне за те акции протеста, которые я организовываю в поддержку Игоря и его товарищей, и за мои высказывания в прессе, - рассказала она.

Также она поведала о том, сколько собираются держать её мужа под стражей. Ссылаясь на авторитетный источник, Анна Андреевна заявила:

- Мне сказали, что Игорь будет находиться в тюрьме до 2015 года!

И, пожалуй, это не может не навевать некоторые мысли по поводу политических мотивов в деле Мосейчука, ведь неизвестно, какой будет расклад сил в государстве к году следующих президентских выборов.

p.s. Несколько дней назад Игоря Мосейчука госпитализировали в медицинскую часть Березанской колонии, в связи с регулярными сердечными приступами. Это уже второй подобный случай за время его пребывания в заключении. К тому же, 28 декабря состоится повторное судебное заседание в деле « васильківських терористів».

« Свободу честным!»

О деле против Владимира и Сергея Павличенко сказано достаточно много. В СМИ все чаще появляется информация о несправедливом приговоре по отношению к отцу и сыну. Но, у читателя может возникнуть вопрос: а почему, собственно, Дмитрий и Сергей политические заключенные? И правильно.

Ведь здесь нет никакого политического мотива. Даже ультрас «Динамо» (Киев) призывали участников марша в столице не использовать никакую политическую символику. Только национальные флаги. Но, давайте вспомним о такой организации, как « Комитет освобождения политзаключенных». Как оказалось, Сергей и Владимир тоже находятся в списке из 22-ух человек. А уже известный нам Николай Кохановский думает по поводу следующее:

- Мы признаем Павличенко « узниками совести». Они боролись за свои гражданские права, стали заложниками обстоятельств, что стало основанием для волны протестов, - сказал он.

Термины « узник совести» и «политический заключенный» значат следующее:

Узник совести - человек, физическая свобода которого ограничена тюремным заключением или иным способом из-за его политических, религиозных или иных убеждений, а также этнического происхождения, пола, расы, языка, национального или социального происхождения, родственных отношений, имущественного статуса, сексуальной ориентации и других характеристик личности. При этом узниками совести не считаются люди, прибегающие к насилию или пропагандирующие насилие и вражду.

Политический заключённый - лицо, находящееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы, а также направленное на принудительное лечение в психиатрический стационар, в деле которого присутствует явная политическая составляющая, например, оппозиция действующей власти как в виде действий ненасильственного характера, так и в виде вооруженной борьбы. Политическим заключённым может быть как арестованный по обвинению в действиях политического характера, так и по другим, часто ложным, обвинениям.

И, похоже, дело семьи Павличенко не попадает ни под одно из этих определений.

Не так давно, в сети появился ролик, на котором неизвестно кто и зачем, заставил Сергея Павличенко « играть Павлика Морозова».

Повторюсь, не знаю, кто заставил говорить Сергея этот текст, но усомниться в его правдивости имею полное право.

15 декабря 2012 года Высший спецсуд Украины отменил вердикт Шевченковского райсуда Киева о выселении семьи Павличенко из квартиры и сносе пристройки в их доме. Бесспорно, это маленькая победа в большой войне простых украинских граждан с Системой. В первую очередь, ее могут записать в свой актив все те, кто выходит на марши организованные в поддержку Павличенко. Достаточно только вспомнить акцию в столице, численность которой превышает 2000 человек. Какая политическая сила может похвалиться таким количеством непроплаченных сторонников? И не зря одним из лозунгов таких проходов есть заряд : «Один за всех! И все за одного!»

Пролжение следует…

Егор ВДОВИН, специально для UAINFO

ТИМОШЕНКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА. ДОСЬЕ

Тимошенко, Юрий Луценко, Юлия Тимошенко, политзаключенные, Луценко

Previous post Next post
Up