Месяц назад я начал анализ существующих проблем Украины, которые существовали при Януковиче, в статье:
Власть в Украине. Ver.2.0. Анализ уязвимостей. Потом Путин ввел войска в Крым, это отвлекло меня на более актуальную тему противостояния. Но тем не менее лучше созидать, чем осуждать, поэтому вернусь к насущным задачам, которые стоят перед Украиной после свержения режима Януковича.
Коротко напомню тезисы прошлой статьи и напомню основные проблемы, которые существовали в украинской власти при Януковиче:
- Практически полное отсутствие инструментов взаимодействия с народом.
- Коррупция.
- Дыры в государственном бюджете.
- Теневая экономика.
- Огромный внешний долг и зависимость экономики от внешних кредитов.
- Нарушение прав и свобод человека.
- Избирательный закон.
- Беспредел в силовых органах.
- Непрозрачные выборы.
- Согласие с существующим положением вещей.
- Отсутствие национальной гордости у представителей власти.
Новая позапрошлая власть не далеко продвинулась в решении этих проблем, ее представители работали в тех же государственных органах, принимали те же правила и хорошо знают, как использовать все еще работающую по старым правилам систему в своих интересах. Но народ, который восстал против существующей системы, такое положение дел конечно же не устраивает и, поскольку Майдан все еще стоит и разговоры на кухнях переходят в публичные обсуждения, необходимо начать формирование плана развития Украины, следование которому позволило бы Украине решить существующие проблем, переведя их в ранг задач.
В этой статье я рассмотрю решение первого пункта из списка существующих проблем - "Отсутствие эффективных инструментов взаимодействия с народом". В следующих постах - решение остальных проблем.
Я не просто так на первое место поставил этот вопрос. За 22 года независимости у украинцев было достаточно времени, чтобы понять, что никакая новая власть не заинтересована в том, в чем заинтересован народ Украины - повышение благосостояния, защита прав и свобод рядовых граждан и другие принципы демократии (народовластия). Власть на словах декларирует общие с народом цели, но на практике преследует личные или корпоративные интересы. Насколько я понимаю, именно поэтому в Украине нет действенных методов влияния на решения, принимаемые в органах власти. Также важность этого пункта заключается в том, что имея инструменты влияния на власть, народ сможет самостоятельно вершить судьбу своей страны, в том числе решить проблемы, описанные в других пунктах из списка.
Единственный доступный народу демократический механизм влияния на власть - это митинги, но, во-первых, митинг по каждому антинародному закону устраивать нет смысла, а во-вторых, как показывает практика, власть может просто игнорировать митинги, как будто ничего не происходит. Не так давно Юлия Тимошенко
заявила: "Мы должны создать механизмы отзыва Президента, парламента, каждого депутата и даже правительства. Мы должны построить совершенно другие полномочия народа и принять их на конституционном уровне". Интересно, как Юлия Владимировна планировала реализовать эти механизмы?
К примеру, Лесь Поддеревянский предложил свой вариант.. :)
Click to view
У меня есть соображения по этому поводу. Как альтернативу митингам, я предлагаю рассмотреть создание электронной системы взаимодействия власти с народом, которая позволила бы более эффективно придерживаться принципов народовластия, а не просто декларировать их на словах, назовем ее "Голос народа". Такая система должна быть представлена на правительственном интернет-портале с возможностью голосовать с помощью SMS-сообщений. Каждый избиратель, обратившись в органы Центральной избирательной комиссии, сможет по паспорту зарегистрировать один свой номер мобильного телефона для осуществления голосования по вопросам, которые будут представлены в системе. Это позволит не ограничивать круг избирателей только лишь интернет-пользователями.
Основные функции системы "Голос народа":
- Возможность параллельного народного голосования за законопроекты, которые подаются на рассмотрение в Верховной Раде.
- Книга жалоб и обращений на уровне "власть - народ", предусматривающая возможность сделать свое обращение публичным, чтобы другие участники системы смогли поддержать или высказаться против рассмотрения предложения или удовлетворения жалобы. Также необходима возможность перенаправления жалобы или предложения на соответствующие уровни исполнительной власти.
- Параллельное электронное голосование на выборах всех уровней. Данные такого голосования наряду с данными экзит-пола могут быть дополнительным показателем наличия фальсификаций на выборах, а в будущем возможно станут основным инструментом голосования.
- Проведение электронных референдумов.
- Возможность интерактивного просмотра хода голосования.
- Личный контроль каждым избирателем факта того, что его голос засчитан правильно.
- Возможность публичного обсуждения законопроектов, хода и результатов голосования.
Я не говорю о том, что электронные народные голосования должны быть единственным инструментом принятия решений на законодательном уровне. Народ часто не понимает тонкостей законодательных процессов и не в силах спрогнозировать развитие событий после принятия того или иного закона, для этого как раз следует проводить разъяснения по поводу того или иного законопроекта в СМИ. Голосование с помощью системы "Голос народа" нужно рассматривать как дополнительный инструмент, который поможет власти прислушиваться к мнению народа и на его основании принимать те или иные решения, чтобы новый Майдан не был неожиданностью для очередного правителя, не видящего ситуации в стране из-за стен своего нового "Межигорья". Естественно, такую систему голосования необходимо будет утвердить и на законодательном уровне, дабы узаконить возможность решения конфликтов между правительством и народом и, собственно, принцип народовластия.
Преимущества системы "Голос народа" очевидны:
- эффективный инструмент взаимодействия власти с народом;
- дополнительная возможность контроля прозрачности голосования на выборах всех уровней;
- выявление потребностей народа в тех или иных законах, мнения по поводу действующих законов;
- возможность делегирование полномочий по принятию ключевых решений непосредственно народу;
- экономия средств на организацию и проведение выборов (в будущем).
Естественно, с созданием системы возникнет много вопросов, связанных с избежанием фальсификаций электронного голосования, но есть средства, которые помогут контролировать прозрачность ее функционирования:
- предоставление доступа к развернутой статистике по каждому голосованию - по регионам, по возрастным категориям, по другим данным из анкеты пользователя системы;
- можно привлекать независимых IT-аудиторов для проверки системы на предмет отсутствия скрытых незадокументированных возможностей, которые позволили бы фальсифицировать результаты голосования;
- введение уголовной ответственности за факты фальсификаций в процессе голосования.
Если у вас есть дополнительные идеи по поводу системы "Голос народа", пишите в комментариях (комментарии доступны пользователям соц. сетей без регистрации в ЖЖ).
Насколько я понимаю, создание такой системы не выгодно в первую очередь преследующей свои интересы власти. Но ведь наши политики с трибуны все как один декларируют следование принципам народовластия и работу в интересах народа, поэтому в наших руках подтолкнуть власть к созданию механизмов осуществления этого самого народовластия не на словах, а на деле.
Подозреваю, что власть будет всячески препятствовать распространению таких идей, поэтому предлагаю использовать свои инструменты влияния на нашу власть, чтобы несмотря на препятствия приблизить их реализацию.
- Максимальный репост в соц.сетях, блогах, других интернет-ресурсах (ссылка "Поделиться" или "Share" в конце статьи).
- Обсуждение в СМИ, особенно на телевидении.
- Сарафанное радио - рассказывайте идею всем, кому сможете
- Донесение идей до народных лидеров Майдана.
Вариант статьи на английском:
The program of development of Ukraine. “Golos Naroda” [the Voice of the People] electronic system. Еще по этой же теме:
Власть в Украине. Ver.2.0. Анализ уязвимостей. Россия не вводила войска в Украину.
Лайки: