Наша страна по праву гордится своими летчиками. Среди них и основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров, и непревзойденный воздушный ас Александр Покрышкин, и летчик-испытатель Сергей Анохин. Но есть один летчик, чье первенство и приоритет не оспаривались никем и никогда. Это - Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, заслуженный летчик СССР, профессор Михаил Михайлович Громов.
Будущий летчик №1 родился 11 (23) февраля 1899 года в Твери. Много позже, при переводе даты рождения со старого стиля на новый, к 11 февраля ошибочно прибавили 13 дней (вместо правильных для XIX века 12 дней), и поэтому Михаил Михайлович праздновал свой день рождения 24 февраля. Отец мальчика - Михаил Константинович Громов - был военным врачом. Семья вначале жила в Калуге, а в 1902 году переехала в поселок Лосиноостровский, теперь входящий в состав Москвы. Здесь и прошло детство Миши.
Стечение обстоятельств
С началом Первой мировой войны Михаил Константинович уехал на фронт. В 1915 году, приехав к отцу, Михаил впервые в своей жизни увидел самолет. Впечатление от летящего аэроплана запало в душу паренька. А вскоре встал вопрос о выборе дальнейшей профессии. Михаил Громов поступает в Императорское высшее техническое училище (ныне - МГТУ имени Н. Э. Баумана). Юноша тяготился учебой, ему больше нравились спорт и искусство - Михаил всерьез занимался тяжелой атлетикой и рисованием. Но однажды по пути в училище он увидел объявление о наборе на шестимесячные теоретические курсы авиации профессора Николая Егоровича Жуковского.
Из воспоминаний Михаила Громова:
Стечение обстоятельств было, конечно, невероятным, но в этот момент я услышал в небе рокот мотора. Я поднял голову и увидел аэроплан, медленно летевший над Москвой. Это был «Фарман-XXX». И в одно мгновение я загорелся: буду авиатором! Тут же, с замиранием сердца, я побежал к заведующему курсами.
- Мне бы хотелось поступить на курсы летчиков-«охотников», - выпалил я.
Только одно обстоятельство смущало меня: в объявлении говорилось, что желающие принимаются с 18 лет, а мне до этого «рубежа» не хватало одиннадцати дней. Но мои опасения оказались напрасными.
- Это пустяки, - успокоил ректор, взглянув на меня. - Несколько дней в таком возрасте не играют большой роли. Подавайте заявление.
Так решилась судьба будущего великого летчика!
На курсах Михаил Михайлович получил прекрасную теоретическую подготовку. И это неудивительно: лекции читали такие корифеи авиационной науки, как Николай Егорович Жуковский, Владимир Петрович Ветчинкин, Борис Сергеевич Стечкин, Александр Александрович Микулин. В июне 1917 года Михаил Громов заканчивает курсы. Ему присваивают воинское звание «прапорщик» и направляют в Московскую авиашколу.
Инструктор
Здесь уже в августе Михаил выполняет свой первый самостоятельный полет на самолете «Фарман-IV». Причем вылетел он всего через полтора часа (!) провозных полетов. Далеко не всякий летчик может похвастать таким результатом… Неудивительно, что в июне 1918 года после успешного окончания авиашколы Михаила Громова как одного из лучших учеников оставили в школе инструктором. За шесть лет инструкторской работы в Москве и Серпухове он подготовил десятки первоклассных летчиков. Михаил Михайлович ввел в процесс обучения много новшеств.
Из воспоминаний Михаила Громова:
К этому времени у меня уже возникло много мыслей и кое-каких убеждений относительно причин, вызывающих ошибки в полете. Я начал понимать, от чего зависит качество пилотирования, надежность, гарантирующая в какой-то степени правильные действия в управлении самолетом, как нужно самосовершенствоваться. Я невольно уже тогда пришел к некоторым определенным выводам и заключениям. Для меня стало очевидным, что психология, точнее психическая деятельность, играет в этих вопросах первостепенную роль и, что особенно важно, что ее можно совершенствовать, работая упорно и систематически над собой.
Все эти годы Громов не бросает занятия спортом и в 1923 году становится чемпионом СССР по тяжелой атлетике в тяжелом весе. Прекрасная физическая форма очень пригодилась ему в дальнейшем во время длительных перелетов.
Испытатель
В июне 1924 года 25-летний Михаил получает новое назначение на Научно-опытный аэродром (будущий Научно-испытательный институт ВВС) в качестве летчика-испытателя. Он с успехом проводит ряд работ и вскоре становится одним из ведущих испытателей страны. Уже через год Михаил Громов на самолете Р-1 с бортмехаником Евгением Родзевичем участвует в групповом перелете Москва - Пекин. За 52 летных часа было пройдено расстояние 6 476 км. 17 июля 1925 года в числе первых шести летчиков Михаил Михайлович был удостоен звания «Заслуженный летчик СССР» и награжден орденом Красного Знамени. А уже 30 августа на том же Р-1 Громов с бортмехаником Родзевичем отправился в перелет Пекин - Токио и 2 сентября приземлился в японской столице. Ему рукоплескала вся Азия!
Через год - новый перелет. На самолете АНТ-3 «Пролетарий» с верным бортмехаником Родзевичем Громов выполняет круговой перелет по европейским столицам: Москва - Кенигсберг - Берлин - Париж - Рим - Вена - Варшава - Москва. За 34 часа летного времени было пройдено 7 150 км. Это был его звездный час: теперь 27-летнему летчику аплодировала уже вся Европа!
Перелеты перелетами, но основными для Михаила Громова все же остаются испытания. Работая в НИИ ВВС, летчик дал путевку в небо известному учебному самолету У-2, истребителям И-3 и И-4, пассажирскому самолету АНТ-9, разведчику Р-7. Не раз он попадал в аварийные ситуации, но всегда с честью выходил из них.
23 июня 1927 года Михаил Михайлович испытывал истребитель И-1 на штопор. Выполнив несколько витков, летчик понял, что самолет выходить из штопора не собирается. К счастью, именно в этот полет начальство заставило летчика взять только что закупленный американский парашют. Нужно было покидать самолет.
Из воспоминаний Михаила Громова:
Попробовал подняться, чтобы сесть на борт кабины самолета. Не тут-то было. Казалось, я прилип к сиденью. Тогда я снял ноги с педалей, подтянул их к сиденью и, положив локти на борт кабины, начал с неимоверным усилием постепенно выбираться из кабины, чтобы сначала сесть на ее борт. Как хорошо, что я в то время был хорошо тренирован со штангой! Я сел на борт кабины, убедился, что держусь за кольцо парашюта и, в последний раз взглянув на высотомер, оттолкнулся на 22-м витке штопора от сиденья в правую сторону, по вращению самолета.
Несмотря на сильное волнение, было неприятно, странно, необычно и противоестественно покидать самолет. Мозг работал четко, последовательно и необыкновенно быстро. Секунды казались часами. Сосчитал: раз, два, три… кольцо выдернуто. Где самолет? Его не видно. А что же парашют? В этот момент меня что-то сильно дернуло. Я поднял голову: надо мной был купол. «Ага, еще повоюем!» - подумал я про себя. Я сидел как в кресле, причем очень удобно, в воздухе. Это было удивительно, необычно и впервые.
Да, это было действительно впервые: Михаил Михайлович стал первым отечественным летчиком, благополучно покинувшим аварийный самолет с парашютом.
С 10 июля по 8 августа 1929 года на самолете АНТ-9 «Крылья Советов» Михаил Громов выполняет новый круговой перелет по Европе по маршруту: Москва - Берлин - Париж - Рим - Марсель - Невер - Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Москва. За 53 часа летного времени было пройдено расстояние 9 037 км. В то время это было триумфом советской авиации!
Авиапром
В апреле 1930 года Михаила Михайловича по рекомендации Андрея Николаевича Туполева назначают командиром авиаотряда ЦАГИ. Он переходит на работу в авиапромышленность. Вскоре он поднимает в небо тяжелый бомбардировщик ТБ-3, пассажирский АНТ-14, самый большой самолет тех лет - гигант АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. Последний самолет был сконструирован специально для установления мирового рекорда дальности полета. В процессе его испытаний экипаж Михаила Громова (второй пилот - Александр Филин, штурман - Иван Спирин) 12-15 сентября 1934 года совершил длительный полет, во время которого было пройдено рекордное расстояние - 12 411 км. За этот полет 28 сентября 1934 года Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал восьмым человеком в стране, получившим это высокое звание.
Михаил Громов за штурвалом самолета АНТ-20 «Максим Горький». 1934
Объем сделанного Михаилом Громовым в 1930-е годы поражает. Не было ни одного летчика в стране, поднявшего в небо столько новых типов самолетов, проведшего такой объем испытаний и так глубоко разбирающегося в авиационной технике.
Рекордный полет через полюс
Весной 1937 года Михаил Михайлович узнал, что Валерий Чкалов подал заявление Иосифу Сталину с просьбой разрешить полет через Северный полюс в Америку с целью побития мирового рекорда дальности полета и получил согласие вождя. Михаил Громов тоже подал аналогичное заявление. Уже на следующий день он был вызван в Кремль.
Из воспоминаний Михаила Громова:
Сталин, в хорошем расположении духа, сначала прохаживался по кабинету. Молотов задал мне вопрос:
- Почему Вы тоже хотите лететь через полюс? Чкалов храбр и мы это знаем, а зачем Вам нужно лететь?
Я ответил:
- Я хочу лететь потому, что испытывал этот самолет от начала до конца, и убежден, что сделаю такой перелет не хуже, а лучше, чем кто-либо.
Однако Сталин разрешил перелет только экипажу Чкалова. Итог известен (хотя и основательно подзабыт в последние годы): пробыв в воздухе 63 часа, Валерий Павлович пролетел 8 504 км по прямой. Мировой рекорд остался непревзойденным! Нужно было срочно спасать положение и престиж страны. Срочно разрешили перелет и экипажу Михаила Громова (второй пилот - Андрей Юмашев, штурман - Сергей Данилин). Михаил Михайлович подошел к подготовке дальнего перелета очень основательно.
Слева направо - Сергей Данилин, Михаил Громов, Андрей Юмашев
Из воспоминаний Михаила Громова:
Мы сняли с самолета надувную резиновую лодку на случай вынужденной посадки в океане, ружья, соль, теплую одежду, запас продовольствия, запасное масло и прочее - всего на 250 килограммов. В процессе испытаний был выявлен закон, по которому увеличение количества бензина на 1 кг увеличивало дальность полета на 1 км. Но если снять с самолета какой-либо предмет или (что одно и то же) уменьшить вес конструкции на 1 кг, то это давало возможность увеличить дальность на 3 км. Игра стоила свеч. Мы даже обкусали кусачками излишки болтов и болтиков, выступавших из гаек, где только удалось. Все наши мысли были сосредоточены на достижении только успеха, только на него мы рассчитывали - и мы не раскаялись. В силу всех этих мероприятий мы имели преимущество в дальности перед Чкаловым на 1 500 км. Но отвоевать это преимущество было труднее, чем совершить полет.
12 июля 1937 года АНТ-25 взлетел с подмосковного аэродрома и взял курс на Северный полюс. Через 62 часа 17 минут самолет приземлился на юго-западе Америки, в местечке Сан-Джасинто. Было пройдено 10 148 км по прямой. Мировой рекорд наконец-то был побит! Весь экипаж первыми среди отечественных авиаторов был удостоен медалей де Лаво Международной авиационной федерации (ФАИ). А в сентябре за выполнение рекордного полета, во время которого Михаил Михайлович продемонстрировал свое глубокое знание материальной части, ему было присвоено ученое звание «профессор» по специальности «Техническая эксплуатация самолетов и моторов».
Начальник ЛИИ
В 1938 году Михаил Громов становится комбригом, а с 1940 года руководит Научно-технической группой Наркомата авиапромышленности СССР. В марте 1941 года Михаил Михайлович получает новое назначение - начальником только что созданного Летно-исследовательского института.
Из воспоминаний Михаила Громова:
Итак, я получил назначение в ЛИИ и стал его начальником. В институте меня приняли хорошо. Я всегда любил работать «с огоньком». В то время я был полон энергии, и выход ей находил всегда. Я энергично принялся за организацию этого интереснейшего по тому времени учреждения. С большим трудом, но я все же старался поддерживать и свою летную квалификацию.
Работы было много. Нужно было заниматься строительством, нужен был тир. Необходимо было переселить туберкулезный институт с территории ЛИИ, а его руководство стало в позицию «не хочу». Я доказывал несовместимость шума моторов днем и ночью, звуков стрельбы в тире с необходимостью тишины для больных…
Напряженная работа Михаила Михайловича не пропала даром - и сегодня Летно-исследовательский институт является одним из головных предприятий отечественной авиапромышленности и недаром носит имя своего создателя.
Военные годы
Командующий ВВС Калининского фронта (с февраля по май 1942 г.) Михаил Громов (в центре)
После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Михаилу Громову было поручено ответственное государственное задание: он был командирован в США во главе делегации по вопросу закупки американских самолетов. Сразу после возвращения в Москву Михаил Михайлович пишет рапорт с просьбой отправить его на фронт и 7 декабря 1941 года получает назначение командиром 31-й смешанной авиадивизии на Калининском фронте. Очень быстро Михаил Громов сумел разобраться в военных вопросах.
Из воспоминаний Михаила Громова:
Получив опыт в дивизии, я не был удовлетворен согласованностью действий между различными родами оружия, о чем я уже упоминал выше, и написал об этом Сталину. На другой день я получил приказание немедленно прибыть в Москву. По прибытии в Кремль, я доложил Сталину свои впечатления и соображения об организации и использовании авиации в боевой обстановке. Сталин выслушал меня и сказал:
- Вот что, у нас скоро будет командующим ВВС Новиков. Вы ему обо всем этом и доложите.
Он снял трубку телефона и сказал:
- Товарищ Новиков, к Вам сейчас зайдет товарищ Громов. Вы его выслушайте внимательно и подготовьте приказ по этому поводу, а Громова назначьте командующим ВВС Калининского фронта.
О возражении не могло быть и речи!
Так не имеющий военного образования Михаил Громов стал крупным военачальником. Во время войны он командовал 3-й и 1-й воздушными армиями, стал генерал-полковником авиации. Соединения под его командованием участвовали в обороне Москвы, Спас-Деменской операции, Курской битве и освобождении Белоруссии. Сам командарм был награжден орденами Суворова 2-й степени и Отечественной войны 1-й степени.
Из воспоминаний Михаила Громова:
На фронте, как и в мирное время, во многих случаях я обходился без наград, не особенно обращая на них внимание, хотя, признаюсь без излишней скромности, явно был их достоин. Но люди есть люди. Я горжусь не орденами, а своими делами. Это для меня всегда было и остается лучшей наградой, обоснованной объективно, не по докладам чиновных людей.
Со службы на «гражданку»
Громов со слушателями Школы лётчиков-испытателей. 1976 год
В июле 1944 года Михаил Громов получил новое назначение - начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Здесь он много сил отдал переучиванию летчиков на новые типы самолетов, анализу и внедрению в части новых приемов боевого применения авиации. С мая 1946 года Михаил Михайлович был заместителем командующего Дальней авиацией по боевой подготовке. Все годы службы в ВВС бывший летчик-испытатель не порывал связи со ставшей ему родной авиапромышленностью: активно участвовал в создании Школы летчиков-испытателей, написал методическое пособие о психофизиологической подготовке летчиков. Но уйти из армии удалось только в мае 1949 года.
Именно тогда Михаил Михайлович был назначен начальником Управления летной службы Министерства авиационной промышленности СССР. В те годы, пожалуй, не было в стране более авторитетного человека в области летных испытаний и лучшего кандидата на эту должность. Однако с приходом Петра Дементьева на должность министра обстановка изменилась.
Из воспоминаний Михаила Громова:
С новым министром - П.В.Дементьевым - я не сработался: слишком разными мы были людьми, разного характера и разного подхода к делу. Его любимыми словами были: «Ты мне дай самолеты, а уж облетать я их облетаю». Я возражал, говоря, что самый драгоценный «материал» в авиации - ее летчики и особенно летчики-испытатели, и поэтому настаивал на организации более ритмичной работы авиазаводов, чтобы план выполнялся летчиками не в авральном порядке. Эти возражения не нравились.
«Философ подвига, теоретик героизма»
В итоге разногласий в августе 1955 года Михаил Громов был вынужден выйти в отставку. Но не в его характере было сидеть, сложа руки… Разлученный с авиацией, Михаил Михайлович вспоминает о своем другом увлечении - спорте, и в 1959 году становится председателем Федерации тяжелой атлетики СССР. Уже через год советские тяжелоатлеты под его руководством завоевали на Олимпиаде в Риме золотые медали. В феврале 1969 года Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
До конца жизни Михаил Михайлович не порывал связи с авиацией, был частым гостем в Школе летчиков-испытателей и летных коллективах. Он прожил долгую жизнь и скончался 22 января 1985 года, не увидев развала страны, служению которой он посвятил всю свою жизнь. На его надгробном памятнике выбиты слова: «Философу подвига, теоретику героизма». Точнее не скажешь…
Текст: Андрей Симонов