Поддержка по-новому

Jan 24, 2022 15:33

Для непосредственной авиаподдержки войск используются как штурмовики, так и многофункциональные самолеты



Многофункциональные самолеты за счет своей универсальности выполняют сегодня задачи, ранее решавшиеся исключительно специализированными машинами. Так, Су-34 изначально создавался как смена фронтовому бомбардировщику Су-24. Теперь Министерство обороны России называет его многофункциональным истребителем-бомбардировщиком.

Независимо от времени суток и метеоусловий, Су-34 способен эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели в любом географическом районе с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Тем самым, этот самолет стал эффективным средством непосредственной авиационной поддержки.

Ветеран «Грач»

За рубежом непосредственной авиационной поддержкой (НАП) называют действия авиации по объектам противника, находящимся в зоне боевых действий, уничтожение или подавление которых оказывает прямое влияние на ход боя. В нашей стране для подобных действий раньше создавались специализированные самолеты, в первую очередь - штурмовики. Последней такой машиной, появившейся еще в 70-х годах прошлого века, стал Су-25. С тех пор он неоднократно модернизировался и по сей день остается в строю воздушно-космических сил России.



В 2021 году 25-й, неофициально именуемый в вооруженных силах «Грач», неоднократно принимал участие в различных учениях. Например, в августе, как сообщила пресс-служба Восточного военного округа, сложные элементы группового пилотажа отработали пилоты штурмового авиационного полка, дислоцированного в Забайкальском крае. В ходе летно-тактического учения они проверили готовность самолетов Су-25 «Грач» к вылету, совершили взлет и посадку, полеты в составе звеньев и парами. При отработке практических заданий летчики выполнили боевые развороты с большими углами наклона, сложные элементы группового пилотажа, а также маневрирование для нанесения ударов по движущимся наземным целям. Завершающим полетным упражнением для каждого пилота Су-25 стало уклонение от атаки летательных аппаратов условного противника во время подавления радиоэлектронными средствами. Полеты проводились на высотах более 1,5 тыс. метров.

Несколькими днями позже пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что летчики истребительной и штурмовой авиации объединения ВВС и ПВО округа совместно отработали уничтожение бронетехники и живой силы условного противника. Для этого применялись неуправляемые реактивные снаряды (НУРС). В ходе учений, проходивших на полигоне Мухор-Кондуй, было выполнено порядка 30 самолетовылетов штурмовиков Су-25 «Грач» и многоцелевых истребителей Су-30СМ. При обнаружении целей пилоты сообщили их местонахождение в центр управления полетами. После получения команды на открытие огня, боевыми пусками НУРС условная техника и живая сила противника были уничтожены. Отдельным полетным заданием для каждого пилота было преодоление зоны противовоздушной обороны условного противника.

Штурмовики участвуют и в международных учениях. В том же августе 2021 года в ходе основного этапа совместного учения на полигоне Харб-Майдон, расположенном на юге Таджикистана, российские экипажи штурмовиков Су-25 обеспечили огневую поддержку мотострелковых и танковых подразделений, а также авиационное прикрытие высадки воздушного десанта. Летчики вылетели с аэродрома Гиссар и, применив более 350 неуправляемых авиационных ракет С-8 класса «воздух-поверхность», нанесли групповые авиационные удары по мишеням, имитирующим колонну легкобронированной техники и скопление живой силы незаконного вооруженного формирования. Заход на цель происходил на скоростях от 650 до 700 км/ч и на высотах от 50 до 2,5 тыс. метров. Также летчики отработали элементы сложного пилотирования и выполнили уход из-под ударов переносных зенитных ракетных комплексов условного противника. В совместном учении приняли участие подразделения вооруженных сил России, Таджикистана и Узбекистана.

А на объединенной российской военной базе Кант в Киргизии экипажи штурмовиков Су-25 в ходе учебных вылетов отработали бомбометание и пуски неуправляемых авиационных ракет с использованием нового комплекса «Электронный полигон». Это оборудование, предназначенное для создания мишенной обстановки и оценки результатов боевого применения, позволило каждому экипажу выполнить около 10 заходов на цель в рамках одно вылета. Летчики отработали комплексное применение авиационных средств поражения по различным типам целей в условиях динамично меняющейся мишенной обстановки, при этом время на выполнение учебно-боевых задач сократилось почти в два раза. Применение «Электронного полигона» более чем в три раза повысит интенсивность полетов с боевым применением без увеличения расхода боеприпасов, обеспечит объективный контроль выполнения полетного задания, а также не даст летному составу возможности привыкнуть к имеющейся на полигоне мишенной обстановке.

На замену штурмовикам

Однако с появлением высокоточного оружия средствами НАП стали выступать самолеты, ранее ориентированные на выполнение других задач. Поэтому в их названии появился термин «многофункциональные». НАП - одна из их функций. Одним из таких самолетов стал Су-34, изначально называвшийся фронтовым бомбардировщиком, а теперь именуемый в Министерстве обороны России «многофункциональным истребителем-бомбардировщиком».

В то же время, когда в августе 2021 года шли совместные учения в Таджикистане, экипажи Су-34 авиационного полка Западного военного округа, базирующегося в Воронежской области, приняли участие в других масштабных учениях. Во время полетов экипажи совершенствовали навыки нанесения ударов по наземным объектам, а также отрабатывали скрытное перемещение и совершение маневра по уклонению от атаки истребителей условного противника. Кроме того, летчики совершали атаки в составе пар и звеньев, когда четыре самолета выстраиваются в воздухе пеленгом и покрывают авиационными средствами поражения максимальную площадь на земле. Выполнение экипажами поставленных задач осложнялось противодействием со стороны подразделений радиоэлектронной борьбы условного противника. В рамках учений экипажи эскадрильи Су-34 выполнили также нанесение массированного удара по мишеням, имитирующим колонны военной техники.

Двумя месяцами ранее пресс-служба Западного военного округа сообщила, что в Воронежской области, на территории истребительного авиационного полка Ленинградской армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны прошло летно-тактическое учение также с экипажами Су-34. Они выполнили элементы воздушного боя, такие как нанесение ракетно-бомбовых штурмовых ударов по объектам, имитирующим командные пункты, скопления живой силы и техники противника. В качестве авиационных средств поражения применялись ракеты С-13 класса «воздух-поверхность», управляемые ракеты ближнего маневренного боя Р-73, а также 30-мм авиационные пушки ГШ-30-1. В летно-тактическом учении было задействовано более 200 человек летного и инженерно-технического состава, а также более 10 Су-34.

А в июле экипажи Су-34 авиаполка уже Центрального военного округа отрабатывали в Курганской области применение корректируемых авиабомб весом 500 кг со спутниковым наведением КАБ-500С. Летчики в рамках учения нанесли бомбовый удар по мишеням, имитирующим условные подземные командные пункты, а также наземные промышленные объекты. Сброс бомб производился на высоте от 2 до 8 тыс. метров с применением спутникового наведения. В учении были задействованы пять Су-34, около ста военнослужащих летного и инженерно-технического состава, а также группы управления и обеспечения полетов.

Обновленные 34-е

Опыт эксплуатации Су-34 в отечественных ВКС подтвердил их универсальность и востребованность. Российское военное ведомство продолжает закупку уже модернизированной версии 34-х, а министр обороны Сергей Шойгу лично инспектирует их производство в Новосибирске.

25 июня 2021 года в Москве под руководством главы военного ведомства прошло заседание коллегии Минобороны России. В завершение заседания был обсужден ход выполнения плана деятельности Центрального военного округа в рамках реализации майских указов президента Российской Федерации и его поручений по итогам совещаний в Сочи. «В условиях роста угроз на Центрально-Азиатском стратегическом направлении командование округа продолжает повышать интенсивность боевой учебы, - заявил Сергей Шойгу. - Совершенствование системы управления, перевооружение на новейшие образцы, внедрение новых способов ведения боевых действий существенно повысили слаженность органов управления, соединений, частей и готовность личного состава выполнять задачи по предназначению».

«О чем давно мечтали»

Накануне заседания коллегии в июне пресс-служба Центрального военного округа сообщила, что на вооружение смешанного авиационного полка в Челябинской области поступят восемь модернизированных истребителей-бомбардировщиков Су-34М поколения 4++.

Усовершенствованные истребители-бомбардировщики Су-34М будут оснащены универсальными контейнерами разведки, созданными в результате опытно-конструкторской работы «Сыч». Установленное оборудование расширит возможности самолетов по обнаружению воздушных и наземных целей за счет использования новых средств радиотехнической, оптико-электронной и радиолокационной разведки. Летный и инженерно-технический состав полка завершает переподготовку на данный тип самолетов в Липецком центре боевого применения фронтовой авиации.

В августе 2021 года министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу посетил Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова (филиал компании «Сухой»). Во время осмотра цеха окончательной сборки самолетов Су-34, где собираются улучшенные машины и дорабатываются строевые самолеты этого типа, глава военного ведомства отметил: «Министерство обороны не первый год занимается разработкой, освоением и проверкой высокоинтеллектуальной техники, где во многом внедрены и применены последние достижения в области искусственного интеллекта». Причем возможности таких образцов техники, добавил Сергей Шойгу, были подтверждены в Сирии.

«В частности, речь идет о самолетах Су-34. Без подробностей скажу, что освоены новые, современные, очень эффективные виды вооружения и разведки. У нас на этом самолете достигнуто, пожалуй, то, о чем давно мечтали - доведение полетного задания до вооружения сократили почти в три раза. За это я говорю спасибо и заводу, и конструкторам, - отметил министр обороны. - Полетное задание мы вводили до вылета, и пока мы летели, за это время обстановка успевала меняться. Сейчас полетное задание в оружие загружается в ходе полета».
Previous post Next post
Up