Продолжение. Начало
ЗДЕСЬ Караимская кенаса по адресу Ярославов Вал, 1
Написав в предыдущей части о
"Замке рыцаря" по адресу Ярославов Вал, 1 и разместив рассказ на своей страничке, я получила несколько отзывов. Один из моих виртуальных друзей, бывший преподаватель моего института, проживающих сейчас в Праге, иногда в своих сообщениях рассказывает мне интересные вещи из истории Чехии, связанные с киевскими адресами. Он выслал мне три интересные фотографии, которые я привожу ниже. Оказывается, в этом доме с июля 1917 по февраль 1918 работал Томаш Гарриг Масарик, первый президент Чехословакии. Как раз здесь он встречался с единомышленниками, из рядов которых позже сформировалось первое правительство независимой Чехословакии.
"Замок рыцаря" на старом фото
Т.Масарик с соратниками перед домом по адресу Ярославов Вал, 1
Там же. Масарик и «сполупрацовники» - агитаторы военнопленных, ведущие набор добровольцев.
Интересна судьба еще одного особняка по улице Ярославов Вал, 10 - через дорогу. Изначально особняк этот был двухэтажным, имел форму буквы «Г», основанием выходящей на улицу. Еще два этажа пристроили уже в 20 веке. Известно, что в 1816 году участок этот приобрела у мещанки Матроны Дяченковой унтер-офицерша Эпистимия Гавриловна Кублицкая-Пиоттух - дальняя родственница Александра Блока (его мать повторно вышла замуж за Франца Феликсовича Кублицеого-Пиоттуха, после чего взяла его фамилию). В те времена особняк здесь был деревянным.
Ярославов Вал, 10
Когда выстроили каменный дом точно не известно. В 70-е годы 19 века дом приобрел купец Моисей (Мошко) Маерович Биск, владелец торговой фирмы, а в 1877 году дом был продан Анастасии Лукашевич-Вишневской. Тогда на участке уже был выстроен каменный двухэтажный особняк с флигелем. Потом дом еще несколько раз перепродавали, пока его не купила жена еще одного доктора - Николая Федоровича Стародомского. Он был терапевтом и тоже работал в Александровской больнице и даже был ее директором с 1909 года. Думаю, смело можно было бы переименовать улицу во «Врачебную» - Стародомский еще не последний доктор, который имел здесь дом! Правда, семья не проживала здесь, а сдавала жилище внаем. До 1912 года здесь были жилые комнаты, а после - родильный дом Романовского и Туроверова. Позже - родильный приют и акушерская школа доктора Браткова. Еще через какое-то время, в 1915 году, здесь открыли гостиницу «Версаль» (как по мне - не тянет!). Все это время Стародомские, а вернее, супруга Лидия Ивановна, оставались собственниками усадьбы. Продали усадьбу только в 1919 г семейству Каракоз (Анне Самуиловне Черкез-Каракоз и ее сестрам Тамаре и Елишеве). Семья Каракоз имела еще один дом на Ярославовом Валу - №36. «Каракозихам» не суждено было переехать во вновь приобретенный особняк - при Советской власти дом национализировали, здесь разместилась ГубЧК.
ГубЧК на Подвальной, 10
Через несколько месяцев внушающая ужас организация переехала на Екатерининскую, а в особняке в разное время располагались различные казенные конторы. Надстройку двух этажей произвели в 1948, перед эти в дом провели водопровод.
По соседству располагался дом под номером 12, он не сохранился, сейчас на его месте вполне современное здание Польского посольства. Так вот, в этом особняке проживал еще один врач - профессор хирургии Александр Степанович Яценко. Но и это еще не все врачи Ярославова Вала!
Теперь пришло время рассказать о самом экзотическом сооружении на этой улице - караимской кенасе, расположенной по адресу Ярославов Вал, 7. В своих рассказах я уже неоднократно упоминала
Лешика-Владислава Городецкого, построившего в Киеве несколько совершенно уникальных домов. Самый знаменитый - «Дом с химерами», еще - Николаевский костел, Городской музей, доходные дома, промышленные объекты.
Кенаса на старом фото
Не брезговал архитектор и «мелочевкой» - сооружения водопровода, беседки, выставочные павильоны, родовые усыпальницы… Кенаса, на мой взгляд, одно из самых красивых творений архитектора. Возможно, постройка не отличается такой экзальтированной оригинальностью, как «Дом с химерами», но ей присуща достоинство и гармония с тонким восточным привкусом.
На постройку кенасы ушло несколько лет и 200 тысяч рублей. Инициатором и заказчиком был «табачный король» Соломон Коген, караимский купец второй гильдии родом из Евпатории. Он вел бизнес вместе с младшим братом Моисеем и компаньоном Мордехаем Шиштманом (деверем Соломона). Марка их сигарет «Сальве» отличалась неплохим качеством и низкой ценой. Это были самые популярные сигареты в Киеве до революции.
Проект кенасы
Соломон имел несколько цехов табачной фабрики, разбросанных по городу. Первый, относительно небольшой стоял прямо на Крещатике, в доме №17. В соседнем доме №19, принадлежавшем Ф.Ф.Мерингу, семья Соломона арендовала жилье. В 1874 году Когены переехали в собственный дом на Пушкинской. Позже цех перенесли на месте выхода Лютеранской на Крещатик. Еще один цех был неподалеку от улицы Златоустовской, и еще один - на Бибиковском бульваре. Владел Коген четырьмя табачными магазинами на Крещатике.
Судя по тому, как Соломон вел дела, был он человеком весьма энергичным. Даже после того, как в 1887 году он перенес инсульт и частичный паралич, он не отошел от дел и продолжал руководить бизнесом. Кроме того, он активно занимался благотворительностью, помогая своим единоверцам. До момента постройки кенасы Киевские караимы не имели специально отведенного места для молений, не смотря на то, что караимы жили на территории Украины и Литвы с 13 века. Соломон приобрел под постройку молельни бывший участок чиновницы Выдыборской, соседний с особняком доктора Образцова, за землю он заплатил 35 тысяч рублей.
Как и при постройке многих своих творений, Городецкий использовал для декорирования здания бетон, входящий тогда в моду; получилось очень не плохо. Кенаса смахивает скорее на марокканский мавзолей, чем на иудаистскую молельню. Я уже писала о караимах в рассказе о Симферополе - там кенаса смешная и грустная одновременно: ободранная, с нелепой пятиконечной звездой на фронтоне; киевская же очень красивая.
Магазин Соломона Когена на Крещатике
Вид у нее торжественный и мрачноватый, но в то же время роскошный - Городецкий и его друг итальянский скульптор Элио Саля не поскупились на богатый мавританский декор. Во многих работах, проводившихся по проекту Городецкого, включая кенасу, участвовал инженер Антон Эмильевич Страус, разработчик нового метода установки бетонных свай. Стройка велась 4 года: с 1898 по 1902. Выстроенная кенаса отличалась не только красотой, она, по последнему слову техники, была снабжена электрическим освещением. К несчастью, сам заказчик не дожил до конца строительства, он умер в 1900 году. Все состояние бездетного Соломона перешло к брату Моисею, а после его смерти в 1903 году - сыну Моисея Абраму Моисеевичу Когену.
После революции фабрики Когенов национализировали, бывшее производство караимских купцов стало Городской табачной фабрикой №4. В наше время производство перенесли на Кольцевую дорогу, оно было известно как «Реемстма-Киев», а ныне - «Империал-Табакко».
Реклама табачных изделий братьев Когенов
А кенасу у караимов, конечно, тоже отобрали большевики. С 1926 года здесь было помещение политпросвета, потом - кукольный театр, переехавший позже в другое иудаистское культовое здание - в синагогу Бродского, а с 1952 года в бывшей кенасе открыли кинотеатр «Заря»; причем кенасу пришлось немного реконструировать. Так, для помещения касс слева от постройки оборудовали флигельное здание соседней усадьбы по адресу Ярославов Вал, 5. В результате одной из реконструкций кенаса лишилась своего купола, который придавал ей особый колорит. Говорят, его собираются восстановить.
Напротив кенасы стоят два прекрасных многоэтажных дома в стиле модерн, по адресам Ярославов Вал, 14-а и 14-б. Оба дома были когда-то доходными и принадлежали одному человеку- Леониду Петровичу Родзянко, старшему адъютанту командующего 9-й кавалеристской дивизии. В Интернете читала, что он был владельцем и третьего дома, под номером 16, однако в книге Юлии Ивашко «Модерн Европы и Киева», составленной по архивным и современным материалам УкрНИИРеставрации, об этом ничего не сказано.
Ярославов Вал, 14-б. Старое фото
Леонид приходился кузеном российскому министру Михаилу Родзянко, возглавлявшему Государственную думу двух созывов. Леонид Родзянко был явно человеком небедным - на своем участке на Ярославовом Валу он выстроил сразу два высотных доходных дома и еще четыре постройки разной этажности. Строительством комплекса руководил архитектор Мартин Вильгельмович Клуг, создатель доходного
дома Септера на Бульварно-Кудрявской (Воровского). Он же создал проект дома по Ярославовому Валу № 14-а, более пышно украшенного; проект дома № 14-б разработал Николай Яскевич. Над созданием дома №16 работал Андрей Краус, он же создал еще один дом на этой улице, под номером 35 (этот особняк принадлежал уже известному нам
Сербулову, который ранее жил на Бульварно-Кудрявской, 3).
Особняк Сербулова (арх. Краусс) на Ярославову Валу, 35
Дома были оснащены лифтами фирмы «Отис», здесь сдавались 5-6-комнатные квартиры.
Кавалерист Родзянко страстно любил лошадей, был конезаводчиком и наездником, участвовал в международных скачках. Женат он был на дочери знаменитого химика Александре Федоровне Бейльштейн (справочниками ее отца, Федора Федоровича, химики пользуются до сих пор). Семья проживала в доме по адресу Ярославов Вал, 14-б (1908 год постройки), элегантно и сдержано декорированном.
Ярослав Вал, 14-Б
Родзянко занимали два первых этажа, в их квартиру вел отдельный вход слева. Второй арочный проход справа вел во внутренний двор, им пользовались остальные жильцы. Интерьер дома был богато украшен резным деревом, лепниной, витражами.
Подъезды и арка дома
В «английском» кабинете стены были оббиты зеленым шелком. После революции в бывшем жилище Родзянко «обитала» хоровая капелла «Думка», а сейчас в ней находится ангажементный театр «Сузирья». В 2001 году была проведена реставрация (фасад - Виталий Отченашко, интерьеры - Наталья Косенко), в результате полностью восстановлен вид дома и внутренний декор театра.
Мне довелось побывать внутри, в интересном театре «Сузирья». В начале 2000-х годов здание находилось на реставрации, театр переживал не лучшие времена. Большой зал на 80 мест ремонтировали, в помещениях отсутствовало отопление. Администрация театра вынуждена была как-то сводить концы с концами, сдавая помещение под различные мероприятия. Компания, в которой я работала в то время, организовывала здесь семинар-презентацию для ВИП-клиентов, после чего мы затащили их на спектакль в Малом зале на 24 места.
Детали интерьера
Я как раз занималась организацией мероприятия. Еще тогда на меня произвел сильное впечатление интерьер театра. На входе установлена позолоченная античная статуя, на второй этаж ведет полувинтовая лестница. Потолки украшены росписью, в некоторых помещениях на потолках молочно-белое стекло с подсветкой. В том зале, где мы проводили презентацию, красовался чудесный камин с барельефом с изображением всадника. Говорят, это сам Леонид Родзянко на любимой кобыле Ракете. С невольным стыдом вспоминаю, что всадника мы закрыли экраном, на котором демонстрировали презентационные слайды. Второй камин с изображением дамы (жены Леонида), мы не видели, помещение было на ремонте. Очень понравился мне камерный спектакль «В Барабанном переулке», построенный на песнях Булата Окуджавы. Перед спектаклем перед нами выступил художественный руководитель Народный артист Украины Алексей Павлович Кужельный - такая у театра традиция. Советую, сходите! Что-то и сама я давненько не ходила в театр. Надо будет купить билеты в «Сузирья» и прихватить с собой фотоаппарат.
Соседний дом № 14-а (1910-1911 гг) просто удивительно красив!
Ярославов Вал, 14-а
Как же я люблю модерн! Подъезд украшают две нежные наяды с волосами до пят; грациозные барышни забавно контрастируют с мясистыми кариатидами на доме №16. В доходном доме под номером 14-а в квартире №5 когда-то располагалась экспозиция частного музея Оскара Генриховича Янсена, проживавшего неподалеку, на Подвальной, 4. Этот коллекционер и библиофил собрал около 600 картин, 2200 томов книг, 1000 предметов киево-межигорского фаянса и 300 единиц старинной мебели; всего на сумму около 5 миллионов рублей.
Ярославов Вал, 14-а и нежные наяды
В 1910 году о его коллекции много писали в прессе. В начале Первой мировой войны картины и скульптуры эвакуировали в Сумы, где проживала мать художника. Экспонаты Гансена после революции составили основу Сумского художественного музея, где Гансен был консультантом (бедняга!). У меня есть альбом репродукций картин Сумского музея, собрание довольно впечатляющее как для провинциального музея.
Межигорский фаянс из коллекции Гансена
Портрет графини Литти. М.Л.Е.Виже-Лебрн. Сумский художественный музей
Фарфор, фаянс и книги переехали в 1922 году в открывшийся Русский музей на Терещенковской, сейчас предметы из собрания Гансена разбросаны по разным музеям Киева.
Продолжение следует
Использована информация из книг:
О.Друг и Д.Малаков "Особняки Киева"
А.Пателеев "Старый Киев"
К.Щероцкий "Киев. Путеводитель"
Ю.Ивашко "Модерн Европы и Киева"
Б.Ерофалов-Пилипчак "Архитектура имперского Киева"
и др.