Летичев

Feb 11, 2009 11:39




Доминиканский монастырь в Летичеве

В этот город мы попали как-то странно. Мы планировали посетить Летичев, но не ожидали, что так быстро доедем до него из Меджибожа, еще и въездной указатель не заметили. Едем себе, едем, и вдруг неожиданно справа от нас прямо у дороги - старинная башня и глыбоподобный памятник (оказалось - Устиму Кармелюку).


Сейчас это поселок городского типа на 11 тысяч человек, районный центр; когда-то Летичев был «повитовым», позднее - уездным центром, а первые сведения о нем встречаются вообще с 13 века: в летописях описано разрушение поселения монголо-татарами. Поселение входило в состав Болоховской земли, которой позже завладели литовские князья. Первый деревянный замок здесь построили в 1362 году литовцы, а уже в 1443 Летичевом владели поляки, а в 1462 Стефан Баторий предоставляет Летичеву Магдебургское право. Находился городской замок не в таком удачном месте, как, скажем, Меджибож, хоть здесь неподалеку так же одна река впадает в другую: Волк в Южный Буг, поэтому неоднократно городок подвергался набегам монголо-татар и разрушался практически до основания.




Литография и рисунок Наполеона Орда

Только в 1579 Ян Потоцкий построил на месте старых деревянных укреплений каменную крепость. Мы можем предполагать, как выглядела крепость благодаря детальному описанию Гийома де Боплана.


Он сообщал, что крепость была квадратная в плане, с угловыми круглыми башнями, окружена валов с частоколом. Вокруг стен вырыли ров и заполнили его водой из Волка. Теперь крепость стала гораздо более надежной.


Кельи

В начале 17 века в город пришли доминиканцы и принесли с собой из Ватикана чудотворный образ Богородицы, которую позже назвали Летичевской. Говорят, ее подарил сам Папа Римский Климент Седьмой, она была точной копией иконы из ватиканской базилики святого Петра.

Польская гравюра

Нельзя сказать, что святых отцов встретили с распростертыми объятьями, поначалу им вообще запретили селиться в пределах города; они влачили жалкое существование в крохотных хатках на окраинах. Правда, потом жена Яна Потоцкого все-таки уговорила супруга позволить монахам обосноваться под защитой крепостных стен. Монахи быстренько построили себе обитель на территории крепости, а в 1638 году был возведен новый костел, где и находилась икона. Во время Казацкой Войны под руководством Б. Хмельницкого летичевская крепость была атакована и сильно повреждена, однако большинство монахов успело убежать во Львов; они прихватили с собой икону. После казаков в Летичеве лет десять хозяйничали турки, устроившие в кельях конюшню - с 1672 по 1682, пока их не выгнал Ян Собесский.


Летичевская Богородица на гравюре (в окладе) и "в жизни":


Только в 1722 году икону вернули на место. Еще в 18 веке здесь проживало множество евреев, а в 1897 году они составляли 60% населения города!
В 1793 году Летичев вошел в состав Российской Империей, по приказу Николая Первого монастырь был закрыт, храм передан православным верующим. В 1914 году во время Первой Мировой войны Летичев оккупируют австрияки, с ними возвращаются и монахи с иконой. Правда, в 1919 году их опять выгоняют, на этот раз большевики. Они устроили в помещениях монастыря комиссариат, но в 1920 году в ходе Польской войны выгоняют и их. В 1933 большевики возвращаются, опять закрывают монастырь и, как и турки 260 лет назад, устраивают здесь конюшню.




Руины монастыря

Естественно, они в короткий срок доводят старинную постройку практически до состояния руин. После Второй мировой в обшарпанных стенах заброшенного монастыря открывают склад, а в 1985 году в помещениях вспыхивает пожар (что со складами случается нередко), бушевавший несколько суток; можете себе представить, что осталось от монастыря! Только в 1992 году храм и кельи отдают верующим, их усилиями монастырь восстановлен, сейчас по его виду невозможно определить, какие несчастья ему пришлось перенести за долгие годы существования.




Вот так с ними, с монахами (вернее, теперь с монашками) всегда - поначалу робко жмутся на окраине, а потом отгрохают себе хоромы и пересидят всех - и казаков, и турок, и фашистов, и большевиков. Правда, Летичевская Богоматерь перед войной была вывезена в Люблин. Ее вроде бы собирались вернуть, но пока не вернули.
Крепости, в отличие от монастыря, повезло меньше - от нее остались только несколько участков стен и единственная круглая башня, которую во времена Наполеона Орды венчала  кокетливая шатровая кровля со шпилем.


Башня с Кармелюком


...и без него

Сейчас ее почти целиком заслонил монструозный Устим Кармелюк. Тропинин, написавший когда-то с натуры портрет Устима, был более милосерден к народному герою, чем советский скульптор, изваявший эту образину в 1974 году. Памятник бунтарю здесь смотрится нелепо, но воздвигнут он не просто так - именно в Летичеве в Кармелюк несолько месяцев содержался в тюрьме, и был похоронен на местном кладбище, после того, как его застрелил польский шляхтич в селе Корычинцы Шляховые Хмельницкой области Деражнянского района (очень интересно про него пишут здесь: http://www.philatelia.ru/cat6/plots/?more=1&id=38).
Бывали в Летичеве проездом Тарас Шевченко и Лев Толстой.



Портрет Кармелюка (И.Тропинин)

И вот теперь здесь мы. Опять накрапывает мелкий дождик, костел Успения Девы Марии, естественно закрыт, но не полностью - за открытой дверью мы обнаруживаем запертую решетку, через которую можно сделать несколько снимков. Потом мы бродим по широкому двору перед монастырем и фотографируем постройки. Неожиданно мы видим приближающуюся к костелу со стороны улицы фигуру молодой особы, одетой в монашеское одеяние,- черный балахон и белоснежный клобук, смахивающий на парусное судно. Девушка совсем молода, лет 25, не более. Мы «прикидываемся ветошью», стыдливо прячем фотоаппараты и начинаем «прогуливаться» в сторону от монахини, силясь изобразить полное равнодушие на физиономиях - знаем мы сестер-горлиц: сейчас увидит наши объективы, достанет из складок своего скромного одеяния автомат Калашникова и пустит по нам очередь, целясь в жизненно важные органы. К нашему изумлению девушка подходит к нам и с ласковой улыбкой предлагает открыть костел, чтобы мы смогли как следует осмотреть его и сфотографировать. Мы дико конфузимся - подобное обращение встречается крайне редко! От смущения мямлим что-то, отказываясь от предложенной услуги; как-то неловко даже утруждать это прелестное создание. Она не унимается: «А хотите, я вас во внутренний дворик проведу? У нас там садик очень красивый!». От такого соблазнительного предложения мы не в силах отказаться, послушно трусим за нашей гостеприимной собеседницей. Она действительно очаровательна - круглые блестящие щечки, озорные глаза, широкая открытая улыбка - прелесть, что за девушка! Прямо жалко, что такая обаяшка обрекла себя на строгую монастырскую жизнь. Может, еще передумает когда?
Внутренний дворик действительно очень приятный - чистенький, засаженный цветочками.





Посреди клумбы поставлен памятник Папе Иоанну Павлу Второму. Он сутуловатый, худощавый, с поднятой в благословении рукой - очень похож на Кароля Войтылу при жизни. Да уж, Папе намного больше повезло со скульптурным портретом, чем Кармелюку. Думаю, заслуженно.  Робко просим позволения сфотографировать Папу, монахиня изумляется: «Фотографируйте, конечно! Хотите, я вас щелкну?». Да уж, с маркетингом у католиков получше, чем у некоторых наших православных божьих людей. Ведь быть вежливым, терпимым и приятным совсем не сложно, тем более, как мне помниться, сам Господь к этому призывал. Почему же нас так упорно гоняют из православных монастырей и храмов? Я, к примеру, просто хочу, чтобы красоту и благость храмов могли увидеть те, кто по разным причинам не может туда добраться.
Мы прощаемся с нашей милой провожатой и идем к машине.
А еще в Летичеве есть известный рыбный базар, но нам туда не надо. Теперь мы поедем в Хмельник.

Архивные фото взяты ЗДЕСЬ

Летичів

Previous post Next post
Up