АЛУШТА
От крепости Алустон практически ничего не осталось - остатки башен теряются в городской застройке. Странно вообще, что хоть что-то сохранилось...
Крепость Алустон, построенная византийцами в VI веке во времена правления императора Юстиниана I, является одним из наиболее значительных памятников истории в Алуште.
Крепость служила узлом оборонительной системы, созданной византийцами в районе Ангарского перевала. Здесь проходил наиболее удобный путь из степной части Крыма на Южный берег. Крепость была сооружена на вершине холма, возвышавшегося над берегом моря и долинами рек Улу-Узень и Демерджи (пересохшая теперь). Она имела форму неправильного пятиугольника с тремя башнями на восточной и северо-восточной стенах, наиболее доступных для врагов; другие стены поднимались над крутыми обрывами. В юго-западной - наименее доступной части - находилась цитадель, с внутренней стороны крепости защищенная дополнительной стеной. Высота башен достигала 16 м, стен - более 8 м. В 1239 г. крепость была повреждена монголе-татарами, в XIV в. восстановлена. В документах и на картах XV-XVII вв. упоминается как Алуста, Луста и Луска. Сохранилось две башни: Квадратная (северо-восточная) и Круглая(на фотографии) (юго-восточная) и часть стен крепости и цитадели. Квадратная башня сложена из крупного известняка на известковом растворе с добавлением мелкой щебенки. Сохранилась только юго-восточная часть памятника. В 1883 г. под башню было подведено новое основание. В 1911 г. проведена консервация памятника. Круглая башня, сложена, как и Квадратная, из крупного известняка на известковом растворе с добавлением мелкого щебня. Перекрытия были деревянными на балках. По всему диаметру сохранилась только в нижней части. В верхней части наполовину обвалилась. Края обвала законсервированы новой кладкой.
Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата (19 в.)
Церковь построена в первой половине XIXв. по проекту одесского архитектора Г.Торичелли. Храм строился как православный, но был выполнен в стиле английской сельской церкви. Трапезная и колокольня имеют готические стрельчатые окна. Первоначально колокольня завершалась высоким шпилем. Необычную для православных церквей архитектуру объясняют тем, что церковь строилась по заказу генерал-губернатора графа М.С.Воронцова, известного пристрастием к английскому стилю.
В советское время здание было сильно перестроено, в нем разместился клуб. После 1991г. оно было возвращено православной церкви и восстанавливалось. При этом были мало учтены первоначальные архитектурные особенности сооружения, фактически церковь была в очередной раз искажена. Над основным объемом и колокольней были возведены главы, чуждые первоначальному облику здания. В первоначальном виде была воссоздана только часовня у северо-западного угла участка, видимо, более поздняя, чем сама церковь.
Народный каталог православной архитектуры Когда мы были в Алуште - в церкви проходила какая-то праздничная служба. Красивый колокольный перезвон утром и потом по всему городу слышалось пение в храме - транслировали через репродукторы. Очень здорово.
Ссылки:
1)
http://crimean-churches.ru/content/view/10/23/ история церкви
2)
http://www.rusk.ru/st.php?idar=110981 про крымских святых и Феодору Сурожскую
СИМФЕРОПОЛЬ
В Симферополе было несколько часов свободного времени, и вместо распития пива и поедания всякой привокзальной гадости, я решил осмотреть несколько интересных достопримечательностей.
НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ, ГОРОДИЩЕ
До Неаполя Скифского идет прямая маршрутка №4 от вокзала.
Само скифское городище и муляж надвратной башни Неаполя находится на лысом плато посреди города, которое называется Петровские высоты. Все вокруг перерыто и перекопано в поисках древностей, очевидно. Можно посмотреть на город сверху.
Копия надвратной башни Неаполя Скифского, которая была воздвигнута в начале 90-х годов на Петровских скалах.
Неаполь Скифский (греч. Neápolis - новый город) - древний город, одна из скифских царских крепостей в Крыму, столица позднескифского государства (III век до н. э. - III век н. э.). Упоминается в херсонесском декрете II века до н. э. в честь полководца Диофанта (конец II в. до н. э.) и в «Географии» Страбона.
Предположительно Неаполь Скифский локализуется на юго-восточной окраине Симферополя, где на высоком плато Петровские высоты (или иначе у горы Керменчик) расположено крупнейшее в Крыму скифское городище (20 га), центр государства поздних скифов.
Большинство современных ученых отождествляет Неаполь с городищем Керменчик на окраине современного Симферополя, на месте которого некогда располагалась столица позднескифского царства. Однако с тем же успехом "Неаполем" могло называться и одно из двух других крупнейших поселений центральной части крымской скифии - Булганак или Усть-Альма, а Керменчик в древности - носить имя Хабеев, Палакия или Напита...
Масштабные археологические исследования городища проводились в 1940-50-х годах. Много чего отрыли, но практически все раскопанные участки городища для сохранности были потом вновь засыпаны землёй из-за отсутствия средств на необходимый за руинами уход. Сегодня Неаполь Скифский - историко-археологический комплекс, археологический памятник мирового значения - находится в запущенном состоянии.
Национальный заповедник "Херсонес Таврический",
Википедия Сссылки по теме:
1)НОВЫЙ ЭПИГРАФИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК ИЗ НЕАПОЛЯ СКИФСКОГО
http://www.iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/vinogradov_zaytsev.htm2)Поиск древних крепостей
http://www.onixtour.com.ua/books/c29b93/part01_3.htm3) Жарких М.І. Бібліографія античних міст в Україні.Неаполь Скіфський
http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/biblam/neapol.html4)Блокпост Неаполь Скифский
http://1k.com.ua/159/details/9/1 МЕЧЕТЬ КЕБИР-ДЖАМИ
До мечети можно дотопать пешком или доехать на любом транспорте, что идет в центр. Находится она на улице Курчатова, 4.
Мечеть Кебир-Джами (1508г)самое старое здание Симферополя
Соборная мечеть Кебир-Джами (г. Симферополь, ул. Курчатова, 4) была построена в 1508 году, о чем свидетельствует надпись на арабском языке над входом(мечеть построил на славу хана Султан-Менгли-Гирея Абдурахман-бек-Али в месяце мухарел в 914 (1508) году). Однако новейшие исследования реставраторов позволяют допускать более раннюю дату - 1502 год.
Изначально базиликового типа храм был прямоугольным, размером 9 на 12 м (хотя по одной из версий, первоначально храм был купольным, размером 7 на 7 м) со входом с севера, михрабом (нишей) в южной стене и минаретом, который стоял отдельно.
Стены храма были выложены из ракушечника на глиняном растворе с последующей известковой побелкой. Регулярно возобновляемая белизна стен и определила название сначала храма - Ак-мечеть (Белая мечеть), а в дальнейшем и одноименного татарского поселения.
В первой половине XVIII в. мечеть горела, была возобновлена в 1772 году и расширена в северную сторону. В начале XX в. (в 1907 г.) храм был капитально отремонтирован и расширен, в результате чего изменилась и осложнилась его объемно-пространственная композиция: после пристройки боковых нефов минарет очутился внутри одного из них, на северном фасаде появился разлогий карниз, обогащенный мелкой пластикой, а на южном - фронтон, украшенный лучковыми кокошниками, несвойственными архитектуре ислама. После примитивных перестроек и расширений сооружение приобрело статус соборного храма (Кебир-Джами), почти квадратный план и странный экстерьер, в чем и заключалась его оригинальность.
Скромному древнему Кебир-Джами судьба определила ответственную роль: он стал главным градообразующим элементом прежнего средневекового поселения Ак-мечеть. Именно к храму и прилегающим к нему большим площадям - культовой, базарной, водоразборной - сходились кратчайшие пути из жилых массивов, которые нарастали вокруг как кристаллы в насыщенном растворе, лепясь друг к другу и расползаясь по склону плато во все стороны.
Впоследствии, после присоединения Крыма к России на свободных местах возле Кебир-Джами появились православные храмы - сначала полковая церковь Константина и Елены, впоследствии Петропавловский собор, Святотроицкая греческая церковь и другие.
После второй мировой войны Кебир-Джами находилась в запустении и перестройках, длительное время в ней находилась переплетная мастерская. Новое возрождение древнего храма началось по возвращении из депортации на родину крымских татар - в 1989 году мечеть передана мусульманской общине.
После тщательного изучения достопримечательности специалистами Крымской комплексной архитектурно-реставрационной мастерской института «Укрпроектреставрация» и комплексного исследования ее состояния, решено было возвести на старых фундаментах новые каменные стены на крепком цементно-песчаном растворе с применением современных железобетонных конструкций. Оставлен лишь древний фрагмент стены с михрабом, вмонтированный в сооружение южного фасада уже нового храма. Проект его выполнили специалисты мастерской - архитекторы А. Абдурахманов, Ш. Халилов, инженер Л. Опанасенко. Строительство вели Крымское реставрационное управление и турецкие мастера. Заказчиком выступила Крымская инспекция памяток архитектуры.
Нынешний вид мечети решен в формах турецкой культовой архитектуры. Трехнефный молитвенный зал с притвором, хорами для женщин и расположенным в западном нефе минаретом увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами на всех гранях. Авторы разнообразили фасады сочетаниям окон - прямоугольных в нижнем ярусе, стрельчатых и округлых вверху. В детализациях плана обновленного храма отображены строительные этапы реконструкций и расширений.
Белая Мечеть в Величественной Ночи// Религиозное краеведение // Эльзара Абдураманова, Тарас Гринчишин