"Что такое Ружин, дедушка?
Ружин - это дом, полный великолепия и ежедневных чудес. Ружин - это хасидское царство, бесконечный праздник. Ружин - это Иерусалим вдали от Иерусалима…"
Из книги "Рассыпанные искры", лауреата Нобелевской премии мира Эли Визеля.
Местечко Ружин, ныне немноголюдный райцентр на границе Житомирской и Винницкой областей, а некогда важный центр хасидизма. Именно здесь, в начале 19-го века, располагался роскошный клойз (двор) самого Ружинского ребе - Израиля Фридмана (1797-1850).
рис.1 ружинский ребе
Израиль Фридман, по прозвищу Ружинер, правнук Магида из Межерича, родился в местечке Погребище, в 40 километрах от Ружина. Первых тринадцать лет своей жизни будущий ребе жил с родителями, а уже после женитьбы, перебрался в Ружин, в дом своего тестя. В Ружине ребе очень быстро приобрел популярность и влияние. По легендам, Ружинский цаддик вел блестящий образ жизни, выезжал в роскошной карете, запряженной четверкой лошадей, держал множество слуг, и носил золотые туфли, правда без подошвы, что бы несмотря на внешнею роскошь, не забывать про страдание простых евреев. Сам ребе говорил, что царская роскошь двора нужна для того, чтобы евреи помнили, что они - дети Царя Царей.
В 1838 году губернские власти обвинили Ружинского ребе в том, что он отдал распоряжение о казни двух евреев-доносчиков, ''стучавших'' властям по делам о рекрутской повинности. Процесс длился полтора года, шесть глав общины были приговорены к пожизненной каторге, другие - к ссылке в Сибирь, сам цадик находился под арестом почти два года, после чего несколько раз переезжал из города в город, избегая полицейского надзора. В 1842 году он перешел русско-австрийскую границу и поселился в Садгоре, ныне район Черновцов.
Рис.2 Отрывок из книги Богрова Г.И. “Записки еврея” 1870 года издания, в котором описывается легенда о причине освобождения Ружинера из тюрьмы.
Но вернемся к истории общины, евреи в Ружине поселились при Речи Посполитой. Впервые маленькая община упоминается в документах начала 18-го века. Члены общины, в основном, работали приказчиками в лавках, на мельнице и в имении магната Яна Любомирского.
На некоторых сайтах можно найти упоминание про ''убийство в 1736 году, управляющим Ружина и Паволочи, 35 евреев и завладение им их имущества на сумму 180 000 злотых”. Однако, никаких ссылок на подробности нигде нет. Своими силами, я просмотрел доступные архивные материалы, и ничего подобного не обнаружил. 180 000 злотых, в пересчете на чистое содержание серебра, равняется 604 килограмм. Сумма, явно, огромная для местных евреев того времени, поэтому, пока сомневаюсь в правдоподобности подобного.
Из польской ревизии проведенной первого января 1765 года (Архив Юго-Западной России, часть 5, том 2, 1890 год издания), мы можем узнать, что иудеи местечка Ружин подчинялись кагалу в
Паволочи, а общее количество еврейского населения равнялась численности в 230 человек обоего пола. Так же, сюда надо добавить еще десять человек, проживавших в селе Баламутовка, ныне район Ружина. В чуть более отдаленных селах, так же проживали отдельные еврейские семьи. Например, в селе Быстрик ревизия отмечает 6 человек, в село Вольнополье 5 человек, в село Шпичинцы пять человек, и так далее. Итого, по селам вблизи Ружина суммарно проживало 52 еврея.
Спустя чуть более двадцати лет, согласно ревизии 1787 года от седьмого августа, численность евреев Ружина заметно сократилась, и уже составляла 188 наличных душ иудейского вероисповедания, которые проживали в 58 домах. Самые большие общины по селам вокруг Ружина были: с. Чорнорудка - 15 человек, с. Ягнятын - 14 человек, с. Войтовцы (ныне Раставица) - 11 человек, с. Быстрик - 8 человек, с. Малая Чернявка - 8 человек. По остальным селам суммарно проживало еще 31 человек.
После второго раздела Польши, в 1793 году, Брацлавское воеводство было расформировано, и местечко Ружин на следующие сто тридцать лет становится волостным центром Сквирского уезда Киевской губернии.
Рис.3 Заглавный лист Ревизии 1795 года, с указанием профессий глав семей евреев Ружина.
Согласно ревизии 1795-о года (Архив Винницкой области, фонд 521, опись 3. дело 35) в городе было 74 еврейских дома, в которых проживало 233 человека иудейского вероисповедания. Благодаря этой ревизии, которая в первую очередь была средством учета населения для налогообложения, можно узнать, что основные профессии евреев местечка были - шинкарь, крамарь (торговец), молочник, аптекарь, цирюльник, шапочник, сапожник, портной, мясник.
В 1804-м году, согласно указа императора Александра I Павловича, всем евреям Российской Империи, были присвоены наследственные фамилии. Исполнение указа возлагалось на кагалы - еврейское самоуправление, и начиная с этого момента, во всех последующих ревизиях, в том числе и Ружина, уже можно отчетливо проследить родственные связи среди еврейских общин.
Из ряда служебных переписок местной власти, становится известно, что кагальным старостой с 1811 года был Мордко Володарский.
Рис.4 Рапорт Мордка Володарского в Сквирский суд, по поводу вопросов учета еврейского населения города, 1818 год. (архив Киевской области, Ф.280, о.190, д.3)
По очередной ревизии 1850-го года, еврейская община насчитывала уже 261 семью, общей численностью 1061 человек обоего пола. Из сохранившихся метрических книг того времени, становится известно, что казенным раввином местечка был Ягнятинский Берко Михелиович 1787 года рождения, а функции духовного раввина выполнял Голандза (в разных документах - Голанта, Голанда) Гершко Борухович 1810 года рождения.
Рис.5 Одна из страниц метрической книги о браке 1854 год. (Центральный исторический архив, Ф.1160, о.1, д. 1). Из текста видно, что хупу проводил духовный раввин, а метрическую книгу заполнял казенный раввин.
А уже спустя 8 лет, согласно ревизии 1858-го года, численность общины выросла до 1470 человек. Естественным приростом это объяснить сложно, и судя по новым фамилиям в ревизии, Ружин был привлекателен для еврейской миграции. Должность казенного раввина в это время занимал Постоский Гершун Меерович 1808 года рождения.
В 1897 году, впервые в Российской Империи была проведена перепись населения, из которой мы можем узнать, что в Ружине проживало уже 2917 человек иудейского вероисповедания, при общей численности населения местечка в 4329 горожан.
Быстрый рост, в течении всего 19-го века, общине обеспечивало не только желание евреев жить поближе к клойзу цадика, но и экономические причины - Ружин располагался на важном торговом тракте от Бердичева до Белой Церкви. Основными занятиями еврейского населения были ремесла, розничная торговля, поденная работа в мастерских и на новых, возникающих, предприятиях.
Известно, что в 1880 году семья Шапиро арендовала винзавод, а уже к 1896 году та же семья, выкупила паровую мельницу.
Состоянием на 1885 году в городе действовала одна синагога, два молитвенных дома и хедер.
Согласно архивным данным, с 1894 года, казенным раввином штетла был Менахем-Нохум Коган, 1869 года рождения.
К начало нового века, в местечке функционировал еврейских театр, а так же была открыта частная еврейская гимназия. В 1912 возникло еврейское ссудосберегательное товарищество. А уже в 1914 евреям принадлежали оба склада аптечных товаров, единственная булочная, все 5 лесных складов, оба медоваренных завода, единственная мельница, около 60 лавок (в т. ч. все 22 мануфактурные, все 6 галантерейных, все 5 хлебных).
Революция 1905-го года, так же не прошла мимо маленького местечка, активисты местного отделения Бунд во главе с С. Островским организовали забастовку крестьян села Быстрик. Главное требование крестьян было обращено к помещику Вишневскиму, а именно увеличение натуральной оплаты за уборку урожая. Но, уже в октябре того же года, решением местного уездного суда за призывы к неповиновению, всех злостных ''революционеров'' было выслано в Архангельскую губернию. Под это решение попал не только Островский, но и остальные члены местного Бунда - Я.Могилевский, Л.Паволоцкий, С. Трусевич, В.Уринов-Рабинович.
К началу революции 1917-го года, в Ружине действовало 7 синагог, где были предоставлены хасиды двух конкурирующих дворов - Ружина и Чернобыля.
рис.6 Сторож синагоги в Ружине, 1912 год. Фотография Семена Ан-ского
В ходе гражданской войны, в местечке прокатилась череда погромов. Как известно из отчетов комиссии по помощи жертвам погромов, эпизодов насилия было пять:
1) Август 1919, погромщики - солдаты 3-го черноморского полка УНР, полтавские и васильковские отряды.
2) Август 1919, погромщики - гайдамацкий полк УНР
3) Ноябрь 1919, погромщики - белая армия генерала Деникина: свободный полк кубанцев и терцев.
4) Июнь 1920, погромщики - солдаты 1-й Конной Армии РККА: Богунский и Таращанский полки.
5) Октябрь 1920, погромщики - красное казачество.
В местечке действовала еврейская самооборона, возникшая летом 1919-го года, руководителями которой были - Давид Приворотский, Борух Кривицкий и Нохим Волынский. Последний был ранен в руки, и на всю жизнь утратил трудоспособность. На вооружении отряда было 25 винтовок и пулемет. Весной 1920-го самооборона была распущена.
Суммарно, согласно данным отчетов раввина Пинхаса Брохштута (архив области Ф.Р-3050. о.1, д.182), составленных 23-го мая 1921 года, за время всех пяти погромов, погибло 53 человека, сирот осталось около ста человек.
В 1920-30е года, в бывшем штетле, а теперь поселке городского типа работало две школы, одна украинская, а вторая с преподаванием на идише.
рис.7 еврейская школа в 1920-30х годах
В архиве области (Ф.Р-108, о.1, д.30) сохранилось дело о регистрации религиозных общин Ружина, от января 1922 года, где в переписке с уездной властью, евреи Ружина ставят на учет, согласно нового законодательства, все пять действующих синагог:
1) Община ''Бес-Гамедриш'', председатель Борисовский Мордко Аврумович, заместитель Ягнятинский Хаим Меер-Срулевич, казначей Нищий Сруль Лейзерович, секретарь Хирман Гершко Ихилевич.
2) Община ''Клейз-Боян'', председатель Тетиевский Нухим Волькович, заместитель Быстрицкий Овсей Янкелевич, казначей Райгородский Нухим Мошкович, члены ревизионной комиссии Духовный Шимон Мордкович, Рибчинский Нухим Лейзерович.
3) Община ''Клойз'', члены правления - Духовный Меер-Бер Мордкович, Островский Шлема Ицкович, Каган Гершко Бороховский, Маргулис Мордко Дувидович.
4) Община ''Бес-Гамедер-Долгопят'', члены правления - Иосиф Левенбер, Дувид Курис, Долгопят Шулим Бенционович.
5) Община ''Большая синагога Шиль'', члены правления: Мильман Шмуль Волькович, Спивак Рувин Дувидович, Погребинский Гейнах Пинхасович, Ревич Мордко Хаимович.
Согласно воспоминаниям, в 1920-е года раввинами в городе были Авром Горенштейн и Брохштут Пинхас Иосевич, а в начале тридцатых годов - Духовный Лейбл Дувидович.
В своем произведении “Поведай сыну своему” Михаил Белиловский, описывает свои детские (конец 1920-х, начало 30-х годов) воспоминания о Ружине, ниже приведен отрывок описывающий синагогу Шиль:
“Главная двухэтажная синагога в Ружине стояла у самой реки, на северном берегу, обращенная своими высокими разноцветными витражами прямо на юг. С противоположной стороны широкий просторный вход с нависающими над ними двумя наружными балконами смотрел на небольшую площадь. Выполненный из драгоценного дерева амфитеатр для мужчин и балкон для женщин придавали залу особую торжественность. Когда заезжие хазаны из Бердичева, Житомира или даже самого Киева приезжали и пели в этом зале, их мощные голоса, достигая высокого свода, приумножались до такой духовной силы, что казалось, они, эти голоса от самого Г-спода Б-га! Здесь много света, много солнца, и каждый молящийся здесь чувствует себя жителем огромного мира, опекаемого заботой и разумом Всевышнего, и он забывает о тяжелом труде по добыванию хлеба насущного, о самых тяжелых обидах, даже таких, как обиды со стороны своих родственников или друзей.” Из книги ”Tell your son” Mikhail Belilovskiy, город Хьюмтон 1996 год.
Но уже в средине 1930-х, в рамках усиления борьбы с религией, все синагоги Ружина закрываются, а общины лишаются регистрации. Но, судя по воспоминаниям, подпольные миньяны всё равно продолжали регулярно собираться по домам. Временами, председатель поссовета Бродецкий и его заместитель, с хорошей фамилией, Малюта проводили акции по разгону молящихся. Но, как говорят старожилы, Бродецкий никогда не докладывал “наверх” о подобной религиозной агитации, и предпочитал решать вопрос на местах. Маленький городок, близкое знакомство большей части жителей между собой, создавало некую круговую поруку, и помогало избегать ненужных вопросов у областного управление органов правопорядка.
После разгона религиозных общин, помещения синагог был переданы на баланс города, и эксплуатировались различными учреждениями. Почти все здания были снесены в послевоенное время, как устаревший фонд. Однако здание большой синагоги Шиль сохранилось до наших дней, и до конца 1990-х использовалось под нужды бухгалтерии колхоза. В нынешнее время, здание заброшено и постепенно разрушается.
рис.8-10 экстерьер и интерьер Большой синагоги Шиль
Что любопытно, местные жители, до сих пор часто называют это здание “Шиль”.
Шиль - это на восточном диалекте юго-восточного наречия языка идиш, означает школа. В более узком смысле синоним синагоги. Например, на северном или литовском наречии идиша это же слово звучит, как Шул.
А потом пришла война.
Советская власть покинула Ружин 13-о июля 1941 года, и в рамках Киевской оборонительной операции, войска оставили без боя данную местность, и отступили к Киеву.
Уже 16-го июля появилась немецкая армия . По воспоминаниям, первая танкетка и мотоциклисты остановились на центральной площади, осмотрелись, а после двинулись на мост, проверить не заминирован ли он. После этой предварительной разведки, в город вошла колонна Вермахта. Старожилы утверждают, многие жители города выходили посмотреть на немецких солдат, в том числе и евреи. Многие помнили первую немецкую оккупацию 1918-го года, кайзеровских немцев, потому особого страха горожане не испытывали.
18-го июля на столбах, новая администрация развесила объявления о наборе в украинскую милицию, а для евреев приказ о сборе для работ. Первыми трудовыми нарядами для еврейского населения были - уборка и подготовка помещений для расквартировавшихся немецких частей, а так же вынос и последующее сжигание литературы из Дома Культуры. Эпизод, который особо запомнился, нынешним старожилом Ружина, это снос памятника Ленина силами, рабочего отряда из десяти местных евреев . Монумент был бетонный, крепко сделанный, и работу в срок не получалось сделать. В рамках устрашения, все десять работников, были выстроены у стены универмага на центральной площади, после чего шеренга немецких солдата вскинула ружье, прицелилась, и рассмеявшись распустила по домам этих людей.
Еще спустя пару дней, вышел приказ всем евреем, включая малолетних детей, пришить на левую сторону одежды, а так же со стороны спины, желтый лоскут, диаметров 6-8 сантиметров. Что характерно, не звезду, как практиковалось в иных оккупированных городах, а именно круглый лоскут.
В статье израильского историка, сотрудника Яд Вашем, Семена Швейбиша, упоминается характерный эпизод начала оккупации, произошедший после неустановленной стрельбы в сторону немецких солдат:
''20-го июля 1941-го года, на улицах было схвачены 45 евреев, которых повели к реке около колхоза Новый Мир, здесь их прикладами и штыками загнали в воду и заставили танцевать. После этого их загнали в конюшню, обыскали и забрали все найденные ценности. Один из полицаев сорвал понравившиеся ему серьги вместе с мочками ушей.''
10-го сентября 1941-о года оккупанты начали осуществлять план по окончательному решению еврейского вопроса. Для этого, на рассвете в город въехали отряды СС. По их приказу на центральной площади, возле универмага было собрано, более 750 евреев городка, после чего половину дня, под проливным дождем, собравшиеся подвергались тщательному обыску и изъятию всяких имеющих ценность вещей.
По воспоминанию, Галины Петровны, жительницы Ружина: ''людей собирали под предлогом отправки на работу в Житомир. Мужчин строить дорогу, женщин копать картошку.
Отдельно построили и отвели специалистов - часовщиков, портных, сапожников, парикмахеров.
После отбора всех ценностей, людей выстроили колонной и отправили в соседнее село Баламутовка, теперь район Заречья, где во дворе церкви Святой Параскевны, они ночевали в течении суток, пока полицаи по селам собирали подводы и возы, для транспортировки.
После чего, всех погрузили на гужевой транспорт и повезли в сторону леса, в урочище Карачунова Гора, где все были расстреляны''.
Тем евреям, которые не был уничтожен в первой акции, а это специалисты, нужных немцам профессий, и их семьи, были переданы малолетние дети погибших, и начальник полиции Руденко и его зам Рудняк, объявили о создании гетто в пределах улицы Школьной.
рис.11 Начало бывшей улицы Школьной, место бывшего гетто. В районе Универмага, на фото справа, было КПП гетто
В город были завезены необходимые столбы и колючая проволока, после чего квартал гетто был огражден и закрыт для свободного перемещения. В течении осени, зимы, в Ружинское гетто были привезены выжившие евреев со всей округи, и к концу апреля 1942 года количество населения гетто ровнялось приблизительно пятистам человек.
1 мая 1942 года, с самого утра силами местной полиции, более половины жителей гетто собрали были перед синагогой, после проверки, детей погрузили на подводы, а взрослых конвоировали пешим порядком. Колонна отправилась на окраину Ружины, на территорию совхоза ''Коммуна'', к ямам, где зимой хранили свеклу.
рис. 12 дорога от Ружина к совхозу по которой шла колонна
Более 350 человек было расстреляно в тот день. По воспоминанием Галины Петровны, офицер СС, чьи солдаты отказались убивать детей, обратился к вспомогательной полиции выделить человека на эту акцию, взамен на усиленный паек. Согласно мемуарам Бериловского Якова, одного из немногих уцелевших жителей гетто, которого спасла семья Левчуковой Анны Васильевны, убийством детей занимался 29-и летний ружинский учитель.
рис.13 Памятник на месте расстрелянных жертв гетто
После второй акции расстрела, в гетто оставалось около 150 человек евреев.
Но 24 июля, всё того же 1942 года, в три часа ночи 50 человек были погружены в машины, которые уехали в сторону Бердичева. Судьба этих людей так и осталась неизвестной. Вероятно, они были увезены в лагерь СД, на Лысой Горе, города Бердичева, где как раз в эти дни немцы заканчивали расстрелы оставшихся евреев округи.
Третья акция произошла 6-го сентября, оставшиеся жители гетто были отправлены в комендатуру на проверку, после чего были отконвоированы в сторону совхоза на расстрел. Как акт отчаяния, была проведена попытка побега, но 85 человек были убиты немецкими солдатами. Но все же пятнадцати узникам гетто удалось сбежать, в том числе и Бериловскому Якову Бенционовичу, благодаря мемуарам которого, сохранилась память о трагедии Ружинского гетто.
Последняя акция в городе, произошла в августе 1943 года, когда немецкая администрация расстреляла 25 работников швейной мастерской, набранных из евреев Киевской области.
В январе 1944-го года Ружин был освобожден советскими войсками.
После войны, в городском Доме Культуры, был проведен большой судовой процесс, где судили местных коллаборационистов. Но, по словам Галины Петровны, часть полицаев оправдали из-за недостатка свидетелей. Кто-то из оправданных остался в Ружине, а кто-то навсегда уехал из города. Последний подобный процесс проходил в 1966 году.
В послевоенное время небольшая часть евреев, которая успела эвакуироваться, вернулась в город , и даже продолжали собирать подпольные миньяны, но это уже не был не тот Ружин, не тот не знаменитый штетл.
По переписи 1989 года в городе проживало 17 евреев. А в 2017 году умер последний.
Навсегда затих идиш в этих краях, пройдет пара лет и здание синагоги окончательно рухнет, и только лишь мацевы на заросшем еврейском кладбище, будут напоминать о еврейском наследии в этих краях.
Вместо послесловия, хочется вспомнить Репетура Берла Симонович (1902-1989), купеческого сына и уроженца Ружина, сионистского деятеля и израильского политика. Берл Симонович покинул родной городок в 1920-м, что бы отправится в Палестину, где он принял активное участие в движении сионистов, а уже в 1947-м году стал одним из тех, кто подписал декларацию независимости Израиля.
рис. 14-16 мацевы на ружинском кладбище
Автор заметки - Павел Зельдич.