Где погулять в Киеве. От метро "Университет" до улицы Богдана Хмельницкого.

Jan 22, 2020 21:48


Зима у нас в этом году выдалась странная, зато, если правильно одеться, прогулкам по городу ничто не мешает. Сегодня маршрут несколько необычный и без громких достопримечательностей, но с сюрпризами для меня, хотя  казалось, что центр Киева знаю неплохо.

Станцию «Университет» особо представлять не надо. Построена в 1960 году в составе  первой очереди строительства киевского метро. Является памятником архитектуры, интерьер выполнен в стиле послевоенного сталинского неоклассицизма. Пилоны станции покрыты коричнево-розовым мрамором. На каждом пилоне со стороны центрального зала в нишах размещены 8 бюстов выдающихся деятелей науки и культуры.





Выйдя из метро, поворачиваю налево, в сторону площади Победы. На бульваре Тараса Шевченко каждый второй дом - памятник архитектуры или истории. Вот на противоположной стороне красивый, к сожалению, сейчас необитаемый дом под № 34, бывший особняк Ивана Терещенко, построенный в 1874-1875 годах в стиле неоготики.



В коллекции Терещенко, размещённой в особняке, хранились рисунки Павла Федотова, работы Василия Верещагина, Михаила Врубеля, живописные работы и офорты Льва Жемчужникова и других художников. В декабре 1917 года особняк был национализирован и передан для нужд Генерального секретариата путей сообщения Центральной рады. После национализации особняка вся коллекция и домашние вещи были снесены в две комнаты, на чердак и в ванные комнаты.

В январе 1918 года Киев горел от артобстрела красных войск под командованием Михаила Муравьёва. Затем муравьевцы вошли в город. Тогда погибло много сокровищ Киева, среди них большинство коллекций Ивана Терещенко. Искусствовед Фёдор Эрнст подробно описал остатки  полотен первоклассных художников, разорванных на куски или бездумно уничтоженных ударами сабель и ножей. Было украдено и уничтожено 40 картин разных мастеров русской школы, 188 этюдов и эскизов Верещагина и много других работ признанных мастеров.

Дом аптекаря М. Фроммета № 36 - бывший доходный дом, один из самых ярких образцов киевского жилищного строительства эпохи ранней эклектики. Романо-готические мотивы придают типичному жилому дому вид средневекового замка-дворца, 1873-1882 годы, архитектор Владимир Николаев.



Стараюсь не сильно отвлекаться по сторонам, но  получается плохо. Вот дом в стиле модерн с интересным порталом и майоликовым декором над окнами верхнего этажа.



Напротив через дорогу симпатичный неоренессансный дом конца 19 века № 48а украшен головами львов и каких-то бравых ребят в шляпках.





Чуть дальше под номером  50-52 - Дом национальных творческих коллективов Украины. Фасад декорирован художественной керамикой Ольги Рапай-Маркиш. Дом построен в 80-х прошлого века. Много раз пробегала мимо, но только сегодня специально пришла посмотреть декор здания. Общее фото из Википедии, там рядом нет перехода, а вплотную он в кадр не помещается.



Автор майоликовых панно Ольга Рапай - это еще одна трагическая судьба в «великой» Сверхдержаве. Пережила арест своей матери, переводчицы  с украинской диалектики Зинаиды Иоффе, расстрел отца, еврейского поэта Переца Маркиша, отчима, украинского языковеда Бориса Ткаченко, собственную ссылку и нашла убежище в творчестве.



Писатель Юрий Щербак так писал об образах, создаваемых Ольгой Рапай: «Они рождены в тех же непонятных и мудрых глубинах украинского фольклора, что и петриковские цветы, приймаченковские птицы и зализнякивские шальные скакуны. Зеленый лев с раскрытой пастью как  будто сошел со старокиевских фресок, маски леших, колдунов и веселой бесовской нечисти будто бы побывали на средневековом карнавале, в подзабытых казачьих городках с их тревожной и бурной жизнью».







Сразу за домом творческих коллективов от бульвара отходит переулок Аллы Горской - в честь советской художницы и правозащитницы, погибшей в 1970 году «при невыясненных обстоятельствах», еще одной жертвы советского террора. О Горской я еще планирую рассказать в одном из постов об НХМУ - там есть ее работы. А сегодня фотографии дома № 3 - здание Первого коммерческого товарищества учителей в стиле украинский модерн; 1911-1913 годы, архитектор Василий Коробцов. Оказывается, я никогда не была в этом переулке.



Основными «рабочими» элементами фасада являются: прямоугольные окна с акцентом на  трехгранные окна верхнего этажа и почти плоская орнаментальная пластика, напоминающая вышитые узоры украинских рушников из простых форм треугольников, крестиков, шестигранников. Граненая пластика боковых входов дополняет строгий, но национально сформированный образ учебного заведения.





За зданием училища, в котором теперь школа, переулок продолжается еще на один дом и поворачивает направо. Через несколько десятков  метров слева еще  один сегодняшний сюрприз - довольно крутая лестница, которая ведет во двор дома в конце улицы Богдана Хмельницкого.





Дальше можно подняться к Оперному театру или спуститься к площади Победы. Или прогуляться по улице Олеся Гончара.

тури вихідного дня, Київ, туристичні поради

Previous post Next post
Up