Рожденный заново. Михайловский Златоверхий. Мозаики собора.

Dec 28, 2019 17:05


Для любителей искусства мозаики Михайловского Златоверхого, наверное, самое интересное во всем рассказе о нем. А для меня - самое сложное. В Софиевском соборе, где нынче хранятся мозаики,  до недавнего времени категорически не разрешали фотографировать. Поэтому  при подготовке этого поста все фото были взяты из сети. Скупая фактическая информация оттуда же - я, как смогла, перевела и попыталась собрать ее в кучу.

Строительство Михайловского храма на территории монастыря началось в лето 1108 года. А в 1113 году летопись сообщает о захоронении князя Святополка  Изяславича в монастырском храме, построенном им же на собственные средства. Отсюда предполагается , что мозаики могли быть созданы в период между 1108 и 1113 годами. До 20 века сохранилось около 45 м² аутентичных мозаик из начала 12 века.

В письменных источниках есть записи о приглашении византийских мастеров-мозаичистов, которые в конце 10 века украшали интерьеры Десятинной церкви. У ученых нет сомнений, что греки-византийцы неоднократно прибывали в Киев и позже, стилистика мозаик Софии Киевской, середина 11 века, свидетельствует, что здесь поработали византийские мастера. Известно даже, что мастера прибыли с Влахернского квартала Константинополя.



Фрагмент "Евхаристии".



Что касается мозаик Михайловского храма, то письменных свидетельств об их создании не сохранилось. Последнее время всё чаще звучит гипотеза об авторстве легендарного киевского иконописца Алипия. Но большинство ученых склоняются все же к тому, что это тоже работа византийских мозаичистов, которым, возможно, помогали и местные мастера. Тем не менее, единодушно признаются исключительные художественные достоинства этих мозаик.

Композиция мозаик повторяла  созданную в храме Софии Киевской. Была здесь и своя Богородица Оранта, которая была полностью утрачена. Ниже Оранты была полоса мозаик со сценой евхаристии (причастия апостолов), которую проводил для апостолов сам Христос.

Изучением мозаик основательно занимался искусствовед Д.В. Айналов. Несмотря на отсутствие атрибутов, он предложил свою схему, кто есть кто в композиции евхаристии. Группу слева возглавил апостол Петр, группу справа, соответственно, Павел. Апостолы изображены без нимбов, они есть только у  Христоса и ангелов с рипидами (опахалами-веерами).

Мастера не лишили сцену торжества, но апостолы создают свободные группки, заметно усложнен язык жестов, расположение рук и голов. Внизу отсутствует позем, что создает впечатление какого-то неземного полета фигур на золотом фоне мозаик.

Мозаики были расположены на высоте 5, 65 метров над уровнем пола, а фигуры созданы удлиненными, что перебивало (скрывало) их перспективное сокращение.



"Евхаристия".

Умелое сочетание ограниченного количества цветов создало прекрасную гармоничную гамму. Искусно подобранные тона отдельных драпировок определяли распределение главных цветовых пятен, которые гармонично сочетались с фоном - замечательным соединением разных оттенков золота и серебра. Лики трактовались более широкой гаммой тонов и смело решены в светотени. Орнаменты проявляли вольность рисунка и сочетание цветов.



Христос и апостол Павел. Фрагмент "Евхаристии".



Христос. Фрагмент "Евхаристии".

Полоса мозаик с Евхаристией сохранилась лучше всего, хотя она расколота посредине. Из восьми фигур апостолов полностью сохранилась только фигура апостола Фаддея.



Апостол Петр. Фрагмент "Евхаристии".



Апостолы Варфоломей и Филипп. Фрагмент "Евхаристии".



Апостол Андрей. Фрагмент "Евхаристии".



Апостол Фадей. Фрагмент "Евхаристии".



Апостол и евангелист Иоанн. Фрагмент "Евхаристии".

Сохранилась и большая часть полосы орнамента, отделявшей сцену евхаристии от святительского чина. На этом фото хорошо виден фрагмент орнамента.



Ниже этой полосы был святительский чин, который, как и Оранта, полностью утерян. Мозаиками были украшены даже шиферные плитки пола.

Дополнительно было созданы  изображения святого воина Дмитрия Солунского и архидиакона Стефана на уровне сцены Евхаристии.



Архидиакон Стефан.

Мозаики со сценой «Евхаристии» и изображением Архидиакона Стефана   находятся на постоянной выставке в Музее-заповеднике «София Киевская», куда были переданы после их снятия со стен Михайловского храма перед его разрушением.

Самую яркую и самой тонкой работы мозаику с изображением святого воина Димитрия Солунского  еще перед войной забрали в Третьяковскую галерею, где она хранится и поныне .



Святой воин Дмитрий Солунский. Третьяковская галерея.

История со сносом собора началась еще в начале 30-х. Разборка собора осуществлялась в 1933-1936 годах, в июне 1937 года оставшиеся его конструкции были снесены взрывом. Требования общественности сохранить собор или хотя бы его домонгольскую часть оставили без внимания.

Ответ на все обращения был «по-большевистски» адекватным: нарком В. Затонский обращает внимание  на то, чтобы причастные к делу ликвидации собора распространяли как можно меньше информации и пристально подбирали исполнителей: «По поводу Михайловского собора любители старого тряпья поднимают шум, якобы там на стенах (частично на виду, а также скрытые под штукатуркой) находятся древние картины (мозаики и фрески). Я отправил в Киев нашего заведующего музейным отделом т. Макаровича, чтобы он без шума организовал осмотр, поковырял стенки там где нужно.»

Некоторые из защитников Михайловского Златоверхого были репрессированы, в частности, профессор-историк Николай Макаренко за отказ от подписания акта о сносе собора и неоднократные обращения к Сталину по этому поводу был трижды осужден за «контрреволюционную деятельность» и расстрелян в 1938 году. Похожая судьба и у историка Федора Эрнста.

К сожалению, были и такие, которые открыто высказывались за снесение собора. Так Александр Довженко еще в 1932 году заявлял , что собор свое отжил и «просится уйти». Судя по его судьбе, это ему зачлось.

Тем не менее, под давлением общественного мнения власти согласились на снятие и перенос сохранившихся мозаик и фресок. В условиях жуткой спешки  буквально за 3 месяца известный ленинградский мозаичист Фролов вместе с тремя помощниками сняли осыпающиеся под руками мозаики и перевезли в мастерские Киево-Печерской Лавры, где они были перенесены на новое основание.

Мастера старались снимать максимально большие фрагменты поверхности мозаик, чтобы не допустить перебора и сохранить их уникальное старинное строение, но полностью от перебора это не уберегло, вместе с фрагментами из собора вывезли около 100 кг осыпавшейся смальты, камешков и стеклышек, из которых были набраны мозаики.

По мнению ученых «оторванные от архитектурного сооружения и перенесенные на новую бетонную основу, Михайловские мозаики потеряли полный комплекс исторических свидетельств и художественных качеств, а потому уже не могут считаться вполне аутентичными».

Как уже упоминала, нынче композиция «Евхаристии» и изображение Архидиакона Стефана можно посмотреть в Софиевском соборе. Там же выставлены фрагменты фресок 12 века и несколько небольших фрагментов мозаик, отреставрированных в последнее время.

Информация о времени работы и билетах на сайте заповедника «София Киевская» https://st-sophia.org.ua/uk/golovna/

музеї, Київ, храми

Previous post Next post
Up