Оригинал в моем блоге Для неискушенного взгляда акватория Одесского порта - огромная голубая гладь, по которой, где им вздумается, ходят суда разного тоннажа. На самом деле все гораздо сложнее. Сегодня попробуем разобраться в сложном портовом хозяйстве Южной Пальмиры.
Такое фото есть, наверное, у каждого, кто побывал в Одессе.
Средняя глубина залива - около 9 метров, чего явно недостаточно для приема современных крупных судов, поэтому для их подхода к причалам используются фарватеры, в которых искусственно поддерживаются бỏльшие глубины. Всего фарватеров четыре - восточный, западный, северный подходы и Основной канал нефтегавани, состоящий из двух колен, глубина его - 13 с половиной метров.
Навигационный знак Основного канала в Шевченковском парке.
На подходе к порту на борт судна обязательно поднимется лоцман, который проведет его по фарватеру. Кроме того, если длина судна больше 50 метров, его капитан будет обязан воспользоваться услугами портовых буксиров - как этот огромный балкер под панамским флагом. Общение с буксирами начинается (и заканчивается, если судно идет из порта) в одной миле к востоку от Воронцовского маяка.
О перипетиях одесского рынка буксирных услуг написано немало, и разобраться в них не так-то просто. Краткая суть - кроме госпредприятия «Одесский морской торговый порт», их оказывает ряд частных компаний-операторов, одна из которых не так давно вела с портом настоящую судебную войну, сопровождавшуюся горячими баталиями в медиасфере. Кроме того, местные активисты и работники порта заявляют, что частники, получившие в аренду государственные буксиры по заниженным ставкам, отнимают у государства прибыль, а у портовиков - работу.
Однако не все так плохо в Датском королевстве.
Как и по всей Украине, на одесских молах выросли многочисленные зерновые элеваторы, закрывшие собой обзор дальних бухт порта.
На подъездных путях - множество вагонов-зерновозов.
Сегодня наша задача - провести ревизию всего, что стоит у причалов одесского морвокзала. Нечто похожее уже было проделано нами
в Херсоне. У левой стенки - два прогулочных теплохода типа «Александр Грин» постройки 70-х годов. «Севастополь», пришвартованный дальше от нас, когда-то был служебным катером капитана порта. И тогда в Одессе умели жить красиво.
Для перегрузки на рейде с одного судна на другое часто используются плавучие краны. Перед нами один из них, построенный в 2007 году в Керчи - одновременно с буксиром «Гепард», который закрыл его от нас своим бортом. Стрела крана может работать с грузами до 25 тонн на гаке и до 30 - с грейферным ковшом. Два года назад с коблевского пляжа мне удалось понаблюдать за другим краном этой же серии - огромным самоходным «Atlas Double», оснащенным двумя стрелами еще большей грузоподъемности.
Не исключено, что крайней работой «Атласа-4» был подъем на сушу этих двух скоростных прогулочных катеров, один из которых успел засветиться в клипе Дмитрия Монатика «Кружит». Каждая из «Легенд» берет на борт 70 пассажиров, так как сейчас еще не сезон (съемка проводилась в начале марта), пассажирские кресла демонтированы, отчего катера кажутся недостроенными. Родом «Легенды» с берегов Днепра, из города Переяслав-Хмельницкий.
В прошлом году одесский флот прогулочных теплоходов пополнился катером «Генерал Кунгурцев», названным в честь летчика-героя Великой Отечественной. Девять лет судно простаивало в Бердянском порту, пока не нашелся новый владелец, оплативший его ремонт на Азовском судоремонтном заводе.
Дальше у стенки пришвартованы два больших буксира, которые мы сможем подробно рассмотреть.
Не мудрствуя лукаво, украинские судовладельцы назвали полученный из австралийского Брисбейна буксир-спасатель «Austral Salvor» именем всего континента. Старое название до сих пор проступает на его корме.
Ходовая рубка буксира обеспечивает прекрасный панорамный обзор, так необходимый на швартовочных и кантовочных работах.
Также «Австралия» может тушить пожары, для чего на ней имеется два пенных ствола. Часто в целях безопасности пожарные суда сопровождают при входе в порт нефтяные танкеры. В торжественных случаях пожарные стволы используются моряками для своеобразных «салютов».
«Львов» - буксир меньшего тоннажа, работающий на нефтяном терминале порта Южный, который два года назад возобновил свою работу. Когда танкеров в Южном нет, буксиры терминала ищут работу в других портах.
Большая часть работающих в Одесском заливе буксиров имеет ледовый класс. 600-тонный «Львов» в состоянии разбить паковый лед толщиной 0,8 м (если сумеет его здесь найти).
С моря подошел еще один буксир-«заробитчанин», на этот раз николаевский.
Швартовка.
«Гайдамака» известен тем, что в июне 2014 года отбуксировал из аннексированного Крыма вспомогательные суда украинских ВМС - буксир-спасатель “Изяслав”и судно контроля физических полей “Северодонецк”.
Небольшое суденышко «Сигурд» снабжает суда на рейде питьевой водой, горюче-смазочными материалами и продуктами.
Еще один теплоход типа «Александр Грин» - «Валенсия», также в свое время побывавший в роли портового катера. Именно тогда его носовая оконечность получила выступающую вперед платформу.
В 80-ые в польском Гданське была спущена на воду серия пассажирских катамаранов, часть которых поступила в Советский Союз. Переданный третьим теплоход получил название турецкой крепости, стоявшей на месте современной Одессы.
У церкви святого Николая расположился музей якорей.
Здесь мы уже были. По сравнению
с прошлым визитом яхт-клуб, можно сказать, вымер. Связано ли это с сезонным фактором или с резким падением благосостояния одесских яхтовладельцев - сказать сложно.
Кинопродукция голливудской «Фабрики грез» вдохновила кого-то на создание этой парусной яхты, носящей имя корабля Джека Воробья - «Black Pearl».
Результат объединения корпуса каракки времен Колумба и Магеллана с вооружением одномачтового бермудского тендера получился крайне забавным и не поддающимся никакой классификации.
Тем временем панамский балкер прошел Воронцовский маяк и направился в сторону Босфора. Судя по MarineTraffic, дальше его путь лежит к западному побережью США.
У правой стенки причала, где обычно швартуются круизные лайнеры, стоит одно-единственное судно - «Viking Sineus».
В данном случае «Викинг» - не указание на профессию легендарного сподвижника Рюрика, а название швейцарской компании, организовавшей для американских туристов круизы по маршруту Киев-Одесса.
Судно, когда-то названное в честь Михаила Ломоносова, было построено в Восточной Германии для Беломорско-Онежского пароходства. После распада СССР лайнер катал туристов из Петербурга в Москву, а в 2008-м сменил порт приписки на Херсон.
В конце прогулки рассмотрим поближе здания морского вокзала и пристроенного к нему отельного комплекса (сейчас он пустует).
Можно только догадываться, какие роскошные морские виды открывались его постояльцам.
На этом пока все!