Оригинал в моем блоге Продолжаем трамвайную тему. Мало кому известно, что создатель первого электрического трамвая Федор Пироцкий похоронен у нас в Алешках, на городском кладбище.
Как мы уже знаем, основным общественным транспортом в конце XIX века была конка, содержание которой ставило перед городскими властями множество проблем - подковы и ободья стирали брусчатку, за лошадьми нужно было постоянно убирать продукты их жизнедеятельности, кроме того, в темное время суток вагоны ничем не освещались.
Мысль о замене конного движения в городском транспорте на электротягу возникла у артиллерийского офицера Пироцкого во время прогулки по Киеву вместе с Павлом Яблочковым. Первые эксперименты изобретатель проводит в конце 1870-ых - на Волковом поле в Санкт-Петербурге, затем на Сестрорецкой железной дороге. Его электрифицированный вагон передвигается по изолированным от земли рельсам, от которых поступает ток.
22 августа 1880 года можно считать днем рождения городского трамвая, запущенного по 85-метровой колее в Рождественском вагонном парке. История сохранила номер того самого, вошедшего в историю вагона конки - 114, правда, выглядел он совсем по-другому, чем тот, что изображен на надгробии. В салон первого трамвая помещалось 40 пассажиров, он развивал скорость, сопоставимую со скоростью лошади, идущей рысью, и был оборудован смонтированным на крыше одинарным токоприемником, напоминающим штангу современного троллейбуса.
Погубили начинание скупость владельцев конно-железный дорог, не желавших дополнительных вложений в энергохозяйство, а также легкомысленность самого Пироцкого, который во всех подробностях публиковал результаты своих опытов в российских технических журналах и не заботился о защите своих авторских прав.
Результат не заставил себя долго ждать - первую коммерческую линию трамвая запустила в пригороде Берлина фирма «Сименс и Гальське». В Российской империи первый регулярный трамвай появился в 1892 году - в Киеве.
Пироцкий же никакого богатства не нажил. Со службы его уволили с половинным пенсионом, наследство - имение дяди - он получить не смог, так как еще в начале военной службы чиновники допустили ошибку в написании его фамилии в документах. Последние месяцы жизни изобретателя прошли в Алешках (в советское время - Цюрупинск) Херсонской губернии, в недорогой гостинице «Афины» - и там на последние деньги он продолжал заниматься наукой. После смерти имущество отставного полковника было пущено с молотка, чтобы оплатить его похороны. Книги и бумаги изобретателя никого не заинтересовали, их судьба неизвестна.