Одесский оперный театр и его скульптуры

Mar 13, 2019 11:10

Оригинал в моем блоге

С этим театром у меня связана масса приятных воспоминаний. Знакомство с миром оперного искусства я начал здесь с «Катерины» Николая Аркаса, либретто которой написано по одноименной поэме Т.Г.Шевченко. Затем были «Риголетто» - моя любимая опера Верди, «Севильский цирюльник» и прочие шедевры.



Первый театр Одессы был открыт в 1810-м, его здание располагалось немного выше, ближе к скверу Пале-Рояль. Зрительный зал был выполнен по примеру старых итальянских театров - три яруса с ложами, четыре десятка кресел в партере, и 700 стоячих мест там же. На протяжение XIX века здание подвергалось неоднократным перестройкам, пока не сгорело дотла 2 января 1873-го.



Спроектировать новое здание театра поручили венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые взяли за образец Дрезденскую оперу. Его открытие в 1887-м состоялось в тот же день, что и в 1810-м - 1 октября.



Впервые я увидел Одесский оперный в строительных лесах - с 1996 по 2007 года проходила его последняя масштабная реставрация, во время которой спектакли труппы проходили на сценах Украинского музыкально-драматического театра имени В.Василько и Театра музкомедии имени Михаила Водяного (тот самый Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»).

Какие-то ремонтные работы проводятся и сейчас.



Наш сегодняшний очерк посвящен скульптурам, украшающим фасад театра, а также расположенным вблизи него.



Длинный ряд римских цифр на фронтоне портика обозначает годы строительства театра (1884-1887). Фраза «ardebat anno» - напоминание об еще одном пожаре - 1925 года. Дальнейшие цифры означают 1967 год, “restitutum” - восстановление. Информацию о последней реконструкции вносить уже не стали.

Композиция над фасадом - муза трагедии Мельпомена, с факелом в руке и на колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Маски у основания - традиционные принадлежности участников хора в античном театре.



Правая скульптура - муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству.



Левая - Орфей играет на кифаре кентавру.

По балюстраде расположены фигурки амуров, каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.





Амуры - новодел, их заменили в ходе последней реконструкции на стеклопластиковые копии, так как оригиналы из инкерманского камня оказывали слишком большое давление на старое здание. Все остальные скульптурные группы - подлинные.





В круглых нишах верхнего этажа - бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя, олицетворяющие поэзию, музыку, драму и комедию.





Центральный вход украшен еще двумя статуями, в основу первой лег эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит».





Вторая - сцена из комедии Аристофана «Птицы» - о том, как пернатые построили между небом и землей город, перехватывавший у олимпийских богов дым жертвоприношений.



Интересно, были ли в Древней Греции дети-актеры?



На площади между театром и зданием Английского клуба (сейчас - Музей морского флота) установлен самый большой из одесских фонтанов.



Первоначально здесь была только одна чаша, струи воды в которой были направлены от краев к центру. Затем чаш стало две, с 11-ю вертикальными форсунками в верхней и 14-ю в нижней. В ночное время струи фонтана подсвечивают разными цветами 46 прожекторов.



Рядом - еще один, очень милый скульптурный фонтан «Молодость» работы Макса Блонда (народное название - «Дети и лягушка»).



Раньше все это стояло на месте центрального фонтана, но в 1970-ые было перенесено.





Перед фасадом археологического музея застыл троянский жрец Лаокоон с сыновьями. Копия всемирной известной скульптуры, оригинал которой находится в Ватикане в музее Пио-Клементино, часто страдает от вандалов. Одесские власти всерьез рассматривают варианты ее ограждения, но разве это кого-нибудь останавливало?





Боковой фасад одного из зданий на Театральной площади представляет собой мемориал, на котором увековечены имена одесситов, удостоенных званий Героев Советского Союза, Социалистического труда и кавалеров Ордена Славы.





Мемориал украшают плакучие софоры.



Сквер Пале-Рояль спрятан за зданием театра, между Екатериниской и Ланжероновской улицами и переулком Чайковского. Первоначально здесь был военный плац, перенесенный на Соборную площадь, затем - торговые ряды гостиного двора, построенные по проекту архитектора Торичелли. Позже садовник Людвиг Леклер разбил здесь небольшой сквер с диагональными аллеями, а элитные магазины переехали в Пассаж на Дерибасовскую.



В центре - фонтан «Нимфа», незадолго до моего приезда также пострадавший от вандалов.





Как и во времена Леклера, часть сквера заняли столики уличных кафе. Кто-то из их хозяев разместил здесь футуристическую конструкцию, которая мало вписывается в общий ансамбль.



Еще одна копия античного памятника - «Эрот и Психея».



Царевна Психея, принесенная в жертву чудовищу, была перенесена в чудесный дворец и стала женой божества любви Эрота (в римской мифологии - Амур). Супруг посещал ее только ночью, не открывая своей внешности. Однажды мучимая любопытством Психея подкралась к спящему Эроту со светильником, и капля масла упала ему на плечо. Эрот исчезает, Психея ищет его, но он уже на Олимпе.

Мстительная Афродита заставляет Психею исполнять разные поручения, сравнимые с подвигами Геракла. Наконец Эрот вымаливает у Зевса прощение для нее, и возлюбленные воссоединяются.



На этой счастливой ноте и закончим.



Одеса

Previous post Next post
Up