Оригинал в моем блоге Главная фотозона Одессы расположена на пересечении Преображенской и Дерибасовской и носит название Городской сад. Путь к ней лежит еще через одну площадь - также излюбленное место туристов и местных торговцев сувенирами. Так как здесь находится Спасо-Преображенский кафедральный собор, площадь носит имя Соборной.
Центральное место здесь занимает бронзовая фигура князя Михаила Воронцова - губернатора края с 1823 по 1854 годы. Рядовому обывателю эта историческая фигура больше известна по своему летнему дворцу в крымской Алупке.
Так как большую часть жизни князь провел в походах и войнах, боковые части постамента украшены барельефами в честь битвы при Краоне (1814) и взятия Варны (1828) - событий, мало у нас известных. Центральный барельеф посвящен его деятельности в качестве губернатора.
В период губернаторства Воронцова в Одессе в качестве провинциального чиновника отбывал ссылку А.С.Пушкин, завязавший с супругой князя роман. Это сильно испортило их отношения, Воронцов давал поэту различные не особо приятные поручения (к примеру, отправлял на борьбу с саранчой), в отместку Пушкин высмеивал его в самых едких своих эпиграммах, часто несправедливых.
И снова - стилизация под античность, довольно забавная.
Фонтан в центре площади также можно считать памятником - открытию одесского городского водопровода.
Водопровод с днестровской водой появился в городе в 1873-м. В первые годы его функционирования жители образовывали здесь длинную очередь за водой. Фонтан много раз реконструировали, а в советские времена рядом установили памятник Сталину. В 1999-м сюда перенесли другой фонтан - «Ваза Филатова», названный в честь выдающегося офтальмолога.
На северной стороне Соборной площади - красивейшее здание, хоть и в весьма удручающем состоянии. Это дом Руссова, в котором на рубеже XIX и XX веков размещалась аптека Гаевского и Поповского. В начале же нынешнего века во время реконструкции сооружение пережило несколько пожаров, по мнению одного из застройщиков, его следует разобрать и собрать заново, используя современные технологии.
Еще один небольшой памятник на Соборной - актрисе немого кино Вере Холодной.
Сувенирные ряды.
Здесь же продаются картины местных художников.
Перейдя через перекресток, мы попадаем в Городской сад, который обязан своим появлением младшему брату одного из основателей Одессы Иосифа де Рибаса Феликсу, который, невзирая на засушливый южный климат, взялся обустроить здесь парк.
Сразу же можно заметить две большие группы туристов. Все это - очередь желающих запечатлеть себя у одной из двух скульптурных композиций. Первая посвящена Леониду Утесову - маэстро запечатлен сидящим на скамейке, сюда и подсаживаются «фотомодели».
Вторая - памятник двенадцатому стулу из бессмертного романа Ильфа и Петрова. Бронзовый стул сплошь исписан цитатами из книги.
В ротонде у фонтана часто играет духовой оркестр.
Вокруг - диковинного вида деревья, если не ошибаюсь, плакучие софоры. Еще больше их у оперного театра.
Главные львиные скульптуры Одессы - тоже здесь, в аллее, ведущей от Дерибасовской. Левая изображает льва, только что задравшего аппетитного кабанчика и собирающегося пообедать.
Вторая композиция - львица, играющая с детенышами.
Скульптуры были созданы молодым скульптором Огюстом Коэном в 1854 году, привезены в Одессу городским головой Г.Маразли и установлены у парадного въезда на его дачу на Французском бульваре. Свое нынешнее место львиное семейство заняло уже в советское время.
Последний на сегодня памятник - авиатору Сергею Уточкину. В свое время я «выдавал» его за Павла Дурова, протестующего против цензуры в Telegram.
Горсад в цвету. Было бы время - любовался бы всем этим подольше. Но время не ждет, впереди еще съемки.
До следующей встречи в Одессе!