Гидроэнергетически-краеведческое.

Sep 07, 2018 15:41

Как известно, без электрификации всей страны коммунизм превращается в советскую власть. И эта неизбавимая угроза заставила в суровых условиях разрухи принять план ГОЭЛРО. В общем-то, история известная, ДнепроГЭС, лампочка Ильича-Эдисона, все дела... Но в тени огромных станций остался незамечаемый "длинный хвост", обеспечивающий ту часть лозунга, которая "ВСЕЙ СТРАНЫ". Большие электростанции - это хорошо. Это заводы по производству танков и чугуния для электростанций, освещение заводов по производству... Но страна большая, ЛЭП дорогие (а алюминь - в дефиците) - и как тут выполнять лозунг?

Ответом стала чертова уйма мини и микро-ГЭС, сооружаемых на всех мало-мальски годных речках. То есть, на всех речках больше ручейка. Эти электростанции сильно отличались как от больших ГЭС, так и от небольших мельниц и были очень похожи на крупные и мощные мельницы. В общем-то с мельницами их зачастую и путают; особенно, если плотина была общей (а мельница в селе - штука обычная - вот и прикиньте, сколько можно было электростанций построить почти без проблем). Дополнительную радость представляли собой проекты и конструкции электростанций. Хорошо, если генератор ставился на готовую мельницу более-менее современной конструкции, с полноценными затворами, отводами и турбинами - а если нет? А если возле плотины напора мало, а там, где напор есть - плотину силами колхоза не построить? А если электричество известно только вернувшемуся из города сыну счетовода, и он пытается жестами и пантомимой объяснить, что это такое?

В общем, проекты были... интересными. От изящных и красивых до совершенно египетски трудоемких (попробуйте выдолбить полутораметровый отводной канал в граните - на километр) и до совершенно орочьих из водяного колеса, деталей сошедшего с рельс бронепоезда и разбитого "лорен-дитриха". Генерировало оно... ну как умело, впрочем, комплюктеров тогда не было, а мигание лампочек можно и пережить.

Потом совсем уже орочьи конструкции вымерли и ГЭС приобрели более-менее узнаваемый вид с переливной по всей длине плотиной (то есть вода при случае безопасно переливается через гребень плотины) и мощностью в сотни киловатт.

Так мини-ГЭС и обеспечивали свои окрестности электричеством, пока прогресс не подсуетился, ЛЭП не протянулись и маленькие станции не оказались ненужными. Да, в 50-х годах этой мелочи построили еще больше, существующие массово реконструировали, поставили новые генераторы и турбины, выдавили еще 10% мощности, поработали, посмотрели, заплакали, и волевым решением закрыли. Часть станций законсервировали, часть забросили. Вода потекла через плотины, здания обрушились и история в общем-то закончилась.

А потом пришли топливные кризисы и кто-то взглянул на бурлящую в водосбросе воду и спросил
- А какого, собственно, ее закрыли?
- 18 сентября 1955-го!
- Не какого числа, а какого хрена? Это же энергия!

Слово за слово, станции начали расконсервировать и реконструировать. На современной телемеханике и агрегатах.

Но, поскольку затраты даже на реконструкцию могли вогнать в тоску любого губернатора, дело шло, скажем так, небыстро. В общем, к чему это я? В начале этого года в Васильковке реконструировали и перезапустили местную мини-ГЭС образца 50-х годов. Совсем небольшую даже по тогдашним меркам - 120КВт агрегат на все про все. Децентрализация, о которой так долго говорили, сделала свое дело и стараниями громады, губернатора и с вливанием 6 миллионов гривен от инвестора - конторы "Энергоактив", станция была реконструирована.

От любопытства кошки дохнут, так что этот маршрут я откладывал недолго.

Донецкая трасса - мечта аутиста. Ровная и свободная. Я даже размечтался, как буду сочинять рассказ о такой достопримечательности, к которой так приятно ехать.

Но вскоре нам пришлось свернуть в Новониколаевку. За ней и начались приключения.

Я не думал, что когда-нибудь скажу доброе слово о разбитой дороге. О дороге, разбитой настолько, что я сверился с навигатором - не заехали ли мы в "красную зону"? О дороге с ямами в колесо глубиной и корпус длиной. Но я скажу. Это была лучшая из всех разбитых дорог на моей памяти. Это не булыжная гребенка, вытрясывающая душу. Это не утомительная терка Херсонской области и не стиральная доска Хмельницкой. И уж, конечно же, это не мрачный и разрушительный кошмар М04 17 года, берущий свою дань шинами и дисками.
Это дорога с исключительно ровным и гладким асфальтом. И это дорога, по которой можно проехать всю дистанцию без единого удара. Она бросает вызов, но она полностью проходима.

Последний участок навигатор показал, как дорогу. "Грунтовая" - понял я, свернув. "колея на местности" - уточнило Дорогое Мироздание. Я еще раз глянул в экран навигатора. На другом берегу к станции тянулись пунктиры "грунтовых тропинок" А это, ..., что? "Дорога" делала восхитительно огромный крюк, так что Любимая сзади заволновалась: "а туда ли мы едем?" Туда, туда. Как раз к площадке у плотины.



Плотина необычная - тонкая и с огромными ребрами. Никогда такой не видел. Плюс один большой затвор сброса водохранилища. Увы, мостика над плотиной нет и перейти реку нет возможности, так что мы переглянулись с дежурной сменой и решили возвращаться.





Видно, что станция работает!



Любимая предложила не петлять, а ехать напрямую к дороге. Я вышел на гребень холма и понял, что крюк дорога делает не случайно: внизу даже не местность, а заросший залив.

На дороге я вспомнил наш путь сюда и спросил:
- Мы можем возвращаться тем же путем или сделать крюк объехать это все.
- ВОЗВРАЩАЕМСЯ ТЕМ ЖЕ ПУТЕМ!

Ямы и виражи. Захватывающая поездка! 20 километров пролетели незаметно и если бы не пчела в шею Любимой, то можно было бы сказать, что даже легко. Ну, от пчел у меня все еще есть "Белоген", так что опасный укус был нейтрализован. А 70 км до дома - сложностей не представляют.

Маршрут не провален и не закончен. Электростанцию мы увидели, но толком не осмотрели, так что я взял Пассажира и мы снова отправились к станции, на этот раз намереваясь зайти с правого берега.

Мы точно на пути к электростанции.





Не успел я засунуть шлем в кофр, как П телепортировался за забор с надписью "купаться запрещено" и появился на дальней стенке выходного портала.







Да, Волчья здорово обмелела и вода вырывается только через отверстие в плотине. Эххх.



-Видел когда-нибудь такие плотины?
-Они построили плотину, но она не поместилась и ее сжали в гармошку?
-Ну, в целом именно так и было. Нужна была длинная плотина, но она не поместилась и ее построили гармошкой.
-ЗАЧЕМ?
-ВОДОСБРОС! Плотина переливная. для заданных объемов водосброса она должна быть вот такой длины. Днепрогэс вон тоже не поместился - видел, как скрутило?:)

П осмотрел верхний бьеф и уже собирался было домой, но у меня оставался незакрытый пункт в планах, так что я постучал ключами в забор.

После моего восторженного приветствия и рассказа о том, как нам интересны особенности местной гидроэнергетики, дежурный согласился показать нам электростанцию изнутри.

Электростанция реконструирована полностью на отечественных компонентах и сейчас работает "на сеть".
Собственно, машзал. Где-то там турбина и здесь - генератор. Механизм управления потоком видите?





Он выше, на свежем воздухе - вот такой штурвал, открывающий заслонку.



И шкаф управления генератором в помещении выше.





Все отечественное, значит? Я не поверил и взглянул внутрь. Я ждал Симатик или Шнайдер, но дорогое мироздание с Лаской обломало все представления.



Куча автоматов, контакторов и пара контроллеров очевидно местного происхождения. И сиротливо стоящие в углу конденсаторы, недвусмысленно намекающие на тип генератора. Судя по надписям, "Энергоактив" заказал оборудование у "Ласки", которые как раз мини-ГЭС и занимаются.



0,4х10К. А я-то думал, они 380 качают. "380 могли бы и на рюмках пустить. А здесь изоляторы на 20К"
Да, кстати, после перезапуска станции местная зелень попыталась что-то вякнуть об экологической опасности всех ГЭС без исключения, но ее заткнули сразу с двух сторон - и громада, и вменяемые экологи, сообщив, что во-первых на малых реках регулировка уровня плотинами не только не вредна, а и необходима, чтобы река летом не превращалась в ручей. Ну а во-вторых - вы заметили отверстия в плотине чуть ниже водобойников? Что это? [А что это?]Это рыбопроводы! Весной нерестящаяся рыба вместо того, чтобы срезать рыбой-болторезом решетки и заклинивать рыбой-упором турбину, проходит сквозь плотину вверх по течению - прямо к проголодавшимся за зиму щукам:)

По дороге мы собрали немного памятников.

ИС-3.




Восхитительно красивая машина и нечастый гость на постаментах.

Я думал, что "фордзон", но нет, это "Универсал". 22-сильный трактор владимирского производства.





И какой-то плуг.





-Знаєш, як комуністи зовуть "Котепіллер Д7?"
-Як?
-"Сталінєц-80!"






Хроники декоммунизации.



На обратном пути мы снова попали в густой туман и выскочили из него на тщательно убитую дорогу. Навигатор показал "крутилку" вместо координат и мы покатились вперед в надежде, что до перекрескта он все-таки отвиснет. Так и ехали, пока П не скомандовал СТОЙ!!! так энергично, что я зажал тормоз в прыжке.



Приехали. Докатались. Оок. Гашу противотуманку отвешиваю пинка навигатору и мы начинаем выбираться.

Населенный пункт со сбитыми названиями. В общем-то мотоциклы в зеркалах не отражаются, но, судя по реакции местных мы вообще невидимы. Правда, один из них на мопеде таак посмотрел, как будто призрака увидел.

Дорога разбита, навигатор тащит нас подальше, впереди что-то мешает.

Блокпост. Лабиринт, бункер, противокумулятивные заборы, мешки с песком... Ладно. "Люди и твари идут разными дорогами, лисы проходят между ними". Выключить фары, регистраторы, закрыть глаза и уши. Нас никто не вышел встречать, а мы не стали настаивать. Тем более, что впереди - прямая дорога домой!

Дніпропетровщина, тури вихідного дня

Previous post Next post
Up