Одесса. Александровский проспект

Jul 24, 2018 08:24

Оригинал в моем блоге

Сегодня мы пройдем по Александровскому проспекту до Греческой площади. Но перед этим заглянем еще в одно местечко.

В большом вестибюле торгового центра «Новый Привоз» на Пантелеймоновской нас встречают эти два всем известных персонажа.



Песню про шаланды, полные кефали, исполненную Марком Бернесом в кинофильме «Два бойца», можно назвать неофициальным гимном Одессы (наряду с «У Черного моря» Утесова). Официальным же сделали песню из оперетты Исаака Дунаевского «Белая акация».

Когда я пою о широком просторе,
О море, зовущем в чужие края,
О ласковом море, о счастье и горе,
Пою о тебе я, Одесса моя.

Красивая мелодия, но не из тех, что идут в народ. Почему предпочтение было отдано ей, а не песне Утесова? Ответа на этот вопрос у меня нет.

Вид сверху. Как видим, фонтан у ног героев используется владельцами ТЦ как дополнительный источник дохода.



На заднем плане можно разглядеть главные одесские достопримечательности - Потемкинскую лестницу и статую Дюка, по обе стороны от которой - как-то странно покосившиеся исторические здания на Приморском бульваре. Левое известно, как дом контр-адмирала Завадовского, правое - бывшее здание Городской Думы, в котором в 1916 году военно-окружной суд приговорил к расстрелу Григория Котовского. Судя по всему, Соня и Костя стоят где-то на месте нынешнего входа на морвокзал с Приморской улицы.



Необычное прочтение образа рыбачки Сони на магазинной вывеске.



А сейчас поднимемся по проспекту вверх на два квартала. Перед нами - Старобазарный сквер, бывшая рыночная площадь, превращенная в парк.



Задумчивый козак, сидящий у ног своего боевого коня в центре сквера - герой русско-турецких войн, кошевой атаман Черноморского казачьего войска Антон Головатый. Впрочем, портретное сходство искать не стоит.



Через несколько лет после ликвидации Запорожской Сечи для войны с Турцией из бывших запорожцев было создано «Войско верных козаков», в котором Головатый занял должность войскового судьи. Это, впрочем, не означало, что он занимался исключительно судопроизводством. Атаман командовал гребной флотилией и пешими отрядами, нападал на турецкие сторожевые заставы на Южном Буге, брал укрепленный остров Березань, а при взятии Измаила возглавил авангард одной из штурмовых колонн. Дальнейший путь Головатого, как и большинства козаков-черноморцев, лежал на Кубань…



Огромная лошадь исполнена очень подробно и отвлекает на себя внимание зрителя от небольшой сидящей фигуры атамана. По памятнику любят лазать местные дети, поэтому снимать его было не так-то просто.

Рядом с основной композицией расположены две небольшие каменные стелы с барельефами, посвященными штурмам Измаила…



… и крепости Хаджибей (будущей Одессы). Впрочем, под Хаджибеем Головатый особо не отличился.



В южной части Старобазарного сквера на момент моего посещения проходили некие строительные работы.





Как удалось узнать из местной прессы, на этом месте до недавнего времени находился веревочный парк «Летучий голландец», посвященный пиратской тематике и ликвидированный в процессе нынешней реконструкции. Что будет на его месте, понять пока сложно.



Бетонные пирамидки когда-то были основаниями корабельных мачт, между которыми по натянутым вантам, канатам и веревочным лестницам ползали юные одесситы. Впрочем, все вместе больше напоминало не корабли на рейде, а лесную деревню эвоков на Эндоре (особенно на фоне окружающей парк растительности).

Начиная с Успенской улицы, проспект разделяет зеленая аллея, заполненная торговыми точками и различными арт-объектами. Первый из них - бронзовый Иван Франко.



Первые планы посещения «Жемчужины у моря» появились у писателя-революционера еще в 1886-м, но тогда «Каменяр» добрался только до Киева, где заключил брак с Ольгой Хоружинской. Еще через четыре года не состоялась вторая поездка, в ходе которой планировалась встреча с представителями местной прогрессивной молодежи. В последний момент решили, что личность писателя вызовет лишние вопросы у жандармерии - Франко был подданным Австро-Венгрии, но и в Российской Империи о нем уже были наслышаны. Поэтому вместо него в Украину отправился другой общественный деятель - Роман Яросевич. Осенью 1909 года писатель, наконец, попадает в Одессу - у него парализованы кисти рук, требуется лечение, которое, по свидетельству современников, пошло ему на пользу.

Памятник работы Бориса Румянцева был установлен в 2006 году в честь 150-летия писателя.

Перейдя Троицкую, мы попадаем на книжный рынок.



Лет десять назад здесь продавались в основном книги (а также пиратские компакт-диски). Сейчас книг стало меньше, но ассортимент только расширился - прилавки заполнены элитным алкоголем, оливковым маслом и различной кондитеркой. Книги также остались, в большинстве своем это недешевые подарочные издания. А еще «Книжка» славится своими валютными менялами.



Буквально на днях торговцев потрясла печальная новость - Одесский горсовет выдал предписание на демонтаж всех сооружений на Книжном рынке (хотя договор аренды был заключен до 2025 года). Похоже, «Книжку» ждет та же судьба, что и «Летучего голландца».



За Еврейской улицей нас встречает монумент в честь погибших сотрудников органов правопорядка.



Античный воин, замахивающийся мечом на трехглавое чудовище - по всей видимости, Геракл, а его противник - Лернейская гидра. Зная подоплеку этого греческого мифа, можно понять горькую иронию, заложенную автором - криминал, как и гидра, неуничтожим, а на месте отрубленной головы вырастает новая.

На обратной стороне памятника можно различить три силуэта, символизирующие разные поколения работников милиции - человека в длинной кавалерийской шинели, милиционера в форме позднего СССР и автоматчика в берете и берцах.



Немного поодаль, в развевающемся за спиной плаще - «польский Прометей» Адам Мицкевич.



В 1825-м году поэт, и до этого подвергавшийся арестам за свою подпольную деятельность, по повелению Александра I был сослан в Одессу, где прожил 9 месяцев. Как это ни удивительно, ссыльный революционер смог устроиться преподавателем в Ришельевский лицей, находившийся на углу Дерибасовской и Екатерининской, а также закрутить роман с супругой местного коммерсанта красавицей Каролиной Сабаньской.

Из Одессы поэт направился в Крым, увозя с собой альбом написанных здесь сонетов и замысел поэмы «Конрад Валенрод».



Мы добрались до самого конца проспекта и почти подошли к Греческой площади. Туда отправимся в следующий раз, а пока свернем влево по улице Бунина к Преображенской. Здесь у небольшого фонтанчика присели отдохнуть еще два литературных персонажа.



События повести о детской дружбе, название которой Валентин Катаев позаимствовал из стихотворения Лермонтова, происходили совсем рядом. Дом, в котором проживало семейство Пети, стоял на Канатной недалеко от вокзала, Гаврик искал приключений в районе Малого Фонтана. Его старший брат, революционер Терентий жил на Ближних Мельницах, возле станции Одесса-Товарная.



Скульптура создана в 1988 году Н.И. Степановым, в роли мальчиков ему позировали сыновья - Максим и Клим. Как по мне, черты лица уличного паренька Гаврика стоило бы сделать немного грубее.

На этом и расстанемся. Впереди будет еще много интересного.



Одеська область, Одеса

Previous post Next post
Up