В июне, после прохладной весны, когда солнышко радует нас своими лучами, зелень ещё сочная, а дни самые длинные, так не хочется сидеть дома. Почему бы не устроить хотя б однодневную поездочку? Я ведь ещё много где не был в родной Харьковской области. А тут ещё обнаружил объявление, что с 6 июня «Укрзализныця» отменяет пригородные поезда Смородино - Гуты - Люботин. Идея пришла сразу. И я опубликовал в одной из групп социальной сети пост: «5 июня состоится поход из Гут на "Поющие террасы" в селе Городнее, прогулка по Краснокутскому дендропарку и обкатка последнего рейса поезда на Гуты. Кто желает присоединиться?»
Как оказалось, не только мне не сидится дома в выходной день. Несмотря на раннее время отправления, народ стал собираться в назначенном мной месте - у ступенек пригородных касс Люботинского направления.
Там я встретился с Евгенией и Олегом, знакомыми из предыдущих поездок. Остальных я пока ещё не знал. Чуть позже подошли Карина, Тамара, Виктория. Их крупные туристические рюкзаки с карематами контрастировали с моей маленькой сумкой через плечо. С опозданием подоспела Ольга, и мы всемером пошли покупать билеты. До отправления оставалось времени в обрез. Взяли прямые билеты до Гут, хотя нам предстояло ехать с пересадкой. Когда мы уже подходили к турникетам, позвонила ещё восьмая участница - Ангелина. Оказалось, она заблудилась и не может нас найти. Она, хоть и харьковчанка, но понятия не имела, где находятся кассы люботинского направления. Да, наверное, надо было назначить точку сбора возле главного входа в вокзал. Пришлось подождать Ангелину. Заранее купили для неё билетик и, встретившись, поспешили на платформу.
Не успели мы сделать и десяти шагов в сторону «1А» платформы, как увидели: люботинская электричка тронулась. Вот же ж подстава! Сколько раз уже бывало, что я опаздывал на электрички, но чтоб прям вот так, при отправлении из Харькова, ещё ни разу. Надо было думать, как догнать «беглянку», если мы хотели успеть на пересадку в Люботине. Ждать следующую бессмысленно, она через час только. Мы поспешили к автостоянке, где стояли таксисты.
- До станции Новая Бавария за сколько минут сможете доехать?
- Минут за 20, наверное, а что?
Я понимал, что даже на такси вряд ли успеем. Скорей всего, только потратим зря деньги. Перегонное время хода электрички до Новой Баварии - 18 минут, из которых минут 5 мы уже потеряли. Но на всякий случай спросил, сколько будет стоить до Люботина доехать.
- 300 гривен, - ответил таксист.
Такой расклад сделал бы нашу поездку «золотой», особенно если учесть, что на восьмерых надо брать две машины.
Времени на раздумья особо не было, и я скомандовал:
- Идём в метро, от «Холодной Горы» поедем в Люботин на маршрутке.
Все были взволнованы. А одна девушка сказала, что передумала ехать. Мол, если всё так началось, то весь день пройдёт как попало. И у неё нет денег на маршрутку. Я пообещал, что накину ей, если не будет хватать денег, лишь после этого она спустилась с нами в подземку.
Нам повезло: у платформы пригородной автостанции как раз стояла люботинская маршрутка. Погрузились в неё и почти сразу поехали.
Билеты на электричку, которые мы купили, в маршрутке, увы, недействительны. Пришлось платить опять. Проезд стоит, конечно, дороже, чем в электричке, но в разы дешевле, чем в такси. Водитель ехал быстро, почти без остановок, и уже через полчаса мы очутились в Люботине.
Перейдя пути через мост, мы вышли на станцию.
Электричка из Харькова уже прибыла, но совсем недавно. Мы почти её догнали. Времени до пересадки было ещё предостаточно. Ангелина даже решила сбегать в супермаркет. Тем временем из Смородино прибыл наш «рельсовый автобус». Вот он, последний рейс. Сейчас машинист перейдёт в другую кабину и повезёт пассажиров в заключительный обратный путь.
Мы заняли место для Ангелины и кучно расположились. Садилось довольно много людей, почти все места в салоне автомотрисы оказались заняты. Ангелина пришла и всех угостила сухариками в благодарность за «резервирование» места возле окошка.
По сути, здесь началось наше знакомство. Ведь почти каждый из нас видел остальных участников впервые. Рассказывали друг другу об уже прошедших и ещё планируемых поездках. Самыми опытными из всех оказались Тамара и Виктория, ведь они вдвое старше остальных. Как выяснилось, женщины состоят в турклубе «Непоседы» (если не изменяет память); они случайно увидели моё объявление о поездке и решили присоединиться. Мне было немного неожиданно, что в этот раз собралась преимущественно женская компания. Ведь чаще всего в поездках подобного рода коллектив мужской. Несмотря на досадное приключение с утра, все были бодрые и веселые.
Рельсовый автобус катился не спеша, гораздо плавней и тише электрички. Вскоре проехали Мерчик - здесь кончается «зона действия» контактной сети.
Посвистывая тифоном, вагончик следовал по извилистой двухпутке.
Достигнув Богодухова, мы свернули на однопутный тупиковый участок. Именно он больше всего пострадает после этой отмены, ведь по главному ходу курсируют другие скорые и пригородные поезда, а здесь, кроме этого рельсового автобуса, ничего пассажирского не ездит.
По этой ветке я ехал уже в 4-й раз, но всё равно с интересом смотрел в окно. Там красиво и необычно, ветки хвойных деревьев царапали по стёклам... Останавливались возле миниатюрных платформ.
Так выглядит билетик на «последний поезд».
Ветка на Гуты всего лишь 9 км в длину, и наша поездка на «последнем поезде» вскоре подошла к концу.
Выгружаемся, фотографируемся на фоне «Песы». Машинисты в это время переходят в другую кабину.
(фото Ангелины)
К нам подошла женщина и спросила, знаем ли мы, что это последний рейс? Мол, поезд отменяют, теперь в Гуты ничем не доехать. Попросила нас оставить жалобу «Укрзализныце», чтоб этот рейс вернули. Я пообещал, что будет сделано. Тем временем 620М подал протяжный гудок и покатился в Смородино.
Ещё минута, и он скрылся из виду. Возможно, пассажирского движения здесь больше не будет.
А мы вошли в здание станции. Внутри всё чисто и аккуратно, интерьер стилизован под старину.
Повесили дореволюционную карту. В ней намёк на происхождение этой ветки. Она возникла как подъездной путь, который вёл к сахарному заводу, построенному Леопольдом Кенигом. Станция раньше так и называлась - Кениг. А название Гуты носила нынешняя станция Губаревка на главном ходу. Сахарный завод этот функционирует и сейчас, благодаря ему на ветке существует сезонное грузовое движение.
В маленьком зале ожидания можно посидеть на деревянных скамейках...
Чтоб после этого, попрощавшись со станцией, перейти ко второму пункту повестки дня - выдвинуться в пеший поход. Мы бодро зашагали в сторону посёлка Гуты. Приятно было слушать тишину, дышать утренней прохладой...
Правда, удовольствие было на очень долгим. Чем дальше мы продвигались, тем сильней ударял в нос запах какой-то гнили. Я сначала подумал, что поблизости какой-то коровник, но всё оказалось проще: источником зловония были поля фильтрации сахарного завода.
Солнце припекало всё сильней. Одна из девочек боялась обгореть, и я отдал ей свою кепку. Чем дальше мы шли, тем глубже погружались в лес. Нас ждали десять километров лесной тишины.
Невозможно исчерпывающе описать словами прелесть утреннего леса. С всех сторон нас окружали высокие сосны. Вздымаясь в небо, они источали живительный аромат хвои. Где-то в чаще на все лады заливались певчие птицы. Чувствуя энергетику этих мест, невольно начинаешь дышать полной грудью.
Каждому из нас был удобен свой темп, и вскоре наша группа растянулась в длину метров на 200. Впереди идущие время от времени останавливались, чтоб подождать остальных, а замыкающим приходилось шагать без остановки.
Сосновый лес как-то незаметно стал лиственным, а время перевалило за полдень. Поначалу прямая дорога стала виться то влево, то вправо. Я старался отслеживать по спутниковой карте наше местоположение, но в какой-то момент понял, что мы отклонились от намеченного маршрута.
Уже подходило время обеденного привала. Однако мы продолжали идти, пока, наконец, лес не стал редеть, и мы не очутились перед обширным полем. Мой смартфон упорно отказывался показывать наше местоположение. GPS имеет свойство подводить в нужный момент. К счастью, выручила Женя со своим более современным гаджетом. Оказалось, мы вышли из леса в нескольких сотнях метров от трассы, ведущей в село Козиевка. А значит, отклонились от маршрута на пару километров вправо. Ориентироваться в лесу не так-то просто, ведь изображённые на картах тропы не всегда существуют в действительности!
В ногах уже чувствовалась усталость, но бодрость духа не покидала нас. Мы радовались, что наконец-то выбрались на асфальтовую дорогу.
Мы прошли через Козиевку. Устроили мини-привал на автобусной остановке. Увидели забавный памятник петуху,
лицезрели заброшенный колхоз,
насладились насыщенным благоуханием роз.
(фото Ангелины)
Заметили неподалёку пасущихся коров и решили спросить у местных, у кого можно купить свежего молока. Пока хозяйка доила свою Бурёнку, мы слегка подразнили Барбоса.
Вспоминая знакомый с детства вкус молока прям из-под коровы, любовались обширными просторами Краснокутского района.
И пробовали клубнику, которую продавали у дороги.
(фото Ангелины)
Каждый следующий километр отдавал в наши ступни всё отчётливей, но мы не сдавались. Вот уж перед нами село Городнее. И местный дом культуры.
Здесь же находится сельсовет.
Наша первая цель достигнута - мы пришли к «Поющим террасам».
Ура!
Они представляют собой полукруглый амфитеатр на склоне балки. За счет вогнутой формы стены создают специфическую акустику, за что, видимо, террасы и назвали «поющими». Редкая акустика террас послужила причиной того, что здесь проводились различные концерты и фестивали. В этом "амфитеатре" пел даже великий Федор Шаляпин.
Возле террас находится пруд. Прохладная вода притягивала нас, словно магнит.
Расположившись в тени у живописного берега, мы усердно работали ложками.
Пёс не отходил от нас ни на шаг, заглядывал в рот, гипнотизировал взглядом, так и норовил что-то стащить. Мы его всё-таки покормили.
Чтоб чуточку остыть, некоторые из нас пошли плавать. Я вообще не планировал заходить в воду, но девчонки меня уговорили. Здесь я открыл купальный сезон 2017 года.
Водичка холодноватая, но всё же приятная.
На этом пляже мы расслабились настолько, что не хотелось уже никуда идти. С удовольствием бы пролежали там до самого заката. Однако, мы знали, что автобусы в этой глуши перестают ходить рано. Надо было двигаться к остановке.
На часах уже 5 вечера, вскоре должен появиться последний автобус на Харьков. Но по плану похода предполагалось ещё посетить Краснокутский дендропарк. До него ещё 10 километров пути. Долго думали, побывать ещё и там, либо возвращаться. Ответ пришёл сам собой: к остановке подъехал автобус из Харькова в Краснокутск. И мы толпой погрузились в него.
Вышли в селе Основинцы. Как раз там и находится этот дендропарк.
Ещё пару километров нам предстояло пройти по красивой дороге с шикарными видами.
Из-за жары пить хотелось неимоверно, а магазинов как-то нигде не наблюдалось. Нас спас колодец, в котором мы наполнили свои бутылки.
Наконец, добрались до дендропарка, одного из самых старых в Украине. По одной из версий, он основан в 1793 г.
Билеты на входе никто не продавали не проверял, и мы проскользнули внутрь. Прогулялись по тенистым аллеям. Буквально разбегались глаза от обилия и сочетания растений: барбарис, самшит, можжевельник, канадские ели, китайский ясень…
Тянутся к свету громадные сибирские пихты.
Произрастают гигантские лопухи.
В прозрачной воде парковых озер медленно ходит рыба, и ее хорошо видно, если постоять без движения на берегу.
В воде плавают лилии и кувшинки.
На озере находится остров Влюблённых. Попасть на него можно только по узкому мостику.
В парковый комплекс гармонично вписалось множество деревянных скульптур. Искусно изготовленные мастерами, они не просто украшают парк, но и творят свой, неповторимый сказочный мир. Стоит избушка на курьих ножках, косит хитрым взглядом Баба-Яга с неизменным котом, на ветке сидит русалка. Встречается множество других персонажей.
На территории дендропарка находится могила Ивана Назаровича Каразина.
Косые солнечные лучи, пробиваясь сквозь обилие зелени, создают неповторимый микроклимат. В парке очень уютно и тихо. Опять-таки, не хотелось покидать это место. Мы ещё посидели в беседке за столиком, доели все оставшиеся припасы, а потом не торопясь двинулись к выходу.
Странно, что несмотря на 20 с лишним пройденных за день километров, у нас ещё оставались силы хором спеть парочку песен, возвращаясь к трассе. После прогулки по парку усталость как будто подевалась куда-то. Отдых на природе чудесным образом восстанавливает силы. Однако всех нас волновал вопрос, каким образом вернуться домой. Ведь последний автобус укатил на Харьков несколько часов назад.
Мы торопились к автостанции в Краснокутск, чтоб узнать расписание - вдруг случайно появится какой-то «заблудившийся» проходящий рейс. По пути к нашим девочкам подкатили двое местных парней с целью знакомства, настойчиво просили дать номера телефонов. Угостили черешней, сорванной в соседском саду. Хлопцы с гордостью сказали, что перешли уже в восьмой класс, и даже предложили прокатиться на великах.
Словом, идти было не скучно. Только, как и следовало ожидать, автобуса не предвиделось. Я предложил разбиться на пары и попробовать добраться автостопом. Но большинство девочек никогда так не ездили, поэтому побаивались. Существовал и запасной вариант - ближе к утру уехать поездом со станции Губаревка. Это тоже не всех устраивало, ведь у одной из девчонок с утра экзамен. Виктория и Тамара ушли вперёд и скрылись из виду, а в это время Женя с Ангелиной разговорились с кем-то из местных. Он собирался отвозить чечевицу в Харьков и сказал, что сможет всех нас подкинуть. Разумеется, за плату.
Мы обрадовались и стали грузиться в его грузовой «Фольксваген». Я позвонил женщинам, чтоб они возвращались. Оказалось, Тамара и Виктория договорились с водителями такси, которые могли бы нас доставить в город за сумму, не намного большую, чем предложил водитель грузового микроавтобуса.
Все остальные уже расположились в «Фольксвагене», и вариант с такси никого не интересовал. Женя и Оля заняли передние места, а я с Олегом, Ангелиной и Кариной сел прямо на полу грузового отсека между ящиками с чечевицей, расстелив каремат. Тамара начала громко ругаться, что у них с Викторией болят спины, требуя, чтоб для них освободили передние сидения. Девочки наотрез отказались. Водитель принёс для Тамары маленькую табуреточку, нашёл ей место в грузовом отсеке. Возмущаясь, что это гораздо хуже такси, она с Викторией всё же разместилась вместе с нами.
Поехали. Наши довольные, но чуть уставшие лица озарялись багровыми лучами заходящего солнца, которое вскоре исчезло за горизонтом. В салоне пахло чечевицей - водитель вёз её на продажу. Нас часто подбрасывало на кочках и шатало. Но мы не чувствовали дискомфорта, рассматривали это как забавное приключение. Женя и Оля взахлёб беседовали с водителем и смеялись.
- А ну заткнитесь, не отвлекайте водителя! - внезапно рявкнула Тамара. Но наткнулась на непонимающие взгляды. Она кричала о том, что водитель должен смотреть на дорогу, что ей не хочется попадать в аварию из-за двух болтушек. Но девушки сумели дать ей отпор, так что Тамаре пришлось умолкнуть.
Ангелина и Карина негромко напевали какую-то песню, а после и мы с Олегом взяли свою «партию». Тамара несколько минут смотрела на нас грозным взглядом, а потом и на нас разразилась, требуя замолчать. Наверное, певцы с нас хреновые, но не думал, что настолько...
Такое вот получается непонимание, когда в поездках участвуют люди совершенно разных возрастов. После этого случая ребята просили меня ставить возрастное ограничение на участников поездки, чтоб не повторилась такая история. Тамара же, когда мы приехали в Харьков, ушла не попрощавшись и больше со мной не контактировала. Она была недовольна мной как организатором поездки, что я не предусмотрел деталей, что не заставил девушек освободить для неё переднее сидение. Она привыкла к жёсткой иерархии спортивных туристических походов, когда ведущий, как командир в армии, отдаёт приказы и отвечает за всё. В нашем случае была скорее совместная 20-километровая прогулка, нежели турпоход. А вообще, это здорово, когда люди в её возрасте занимаются туризмом, уверенно преодолевая подобные дистанции наравне с молодыми.
На этой ноте поездка наша закончилась, оставив после себя массу приятных впечатлений.
Вместо постскриптума. Спустя несколько дней я написал-таки обращение в УЗ по поводу восстановления поезда в Гуты. Видать, эти обращения были массовыми, потому что спустя пару месяцев движение туда восстановили в прежнем объёме. Так что «обкаткой последнего рейса» нашу поездку можно назвать разве что условно.
До новых встреч!