Николаев. Интересности. Пушкинский сквер

Oct 31, 2016 10:24

Был ясный день в начале осени. Сойдя с Ингульского моста, я уже собирался свернуть на Адмиральскую, как что-то заставило меня обернуться.

Вернее, кто-то.



В Николаеве великий поэт был несколько раз, проездом. В 1820 году за свое вольнодумство он был переведен из петербургской Коллегии иностранных дел в провинциальный Кишинев (в некоторых источниках используется более яркое слово «сослан»), еще через четыре года - в родовое имение Михайловское (видимо, первая ссылка ничему Александра Сергеевича не научила).

В 1988 году скульптор Юрий Макушин создал бронзовую статую поэта, сидящую на большом гранитном валуне лицом к реке. А в 2011-м николаевские активисты расписали плиты забора, окружающего сквер, сюжетами из пушкинских произведений.





Давайте устроим экскурсию по этой галерее под открытым небом.

Первый рисунок - силуэт кареты, возможно, той самой, на которой Пушкин отправился в ссылку (хотя вряд ли коллежскому секретарю Пушкину по рангу полагалась шестерка лошадей).



Этот автопортрет на полях пушкинской рукописи знают, наверное, все.



А вот по морю плывет бочка, в которую бояре царя Салтана посадили его жену с новорожденным сыном. Вряд ли подобный сюжет попал бы в детскую литературу в XX веке.



Какой-то лирический герой Пушкина со своей возлюбленной. Судя по средневековой одежде и оружию, дон Жуан из «Каменного гостя».



«Торговали мы конями, все донскими жеребцами». Интересно, как они поместились в такой маленький корабль?



Еще один лирический герой, может быть, Герман из «Пиковой дамы», а возможно - Гринев или Дубровский.



«И она, взмахнув крылами, полетела над волнами…» Мало кто знает, что описанное Пушкиным превращение девушки в лебедя и обратно характерно для скандинавских валькирий.



Бой Руслана с головой гигантского витязя согласно поэме происходил ночью на поле, усеянном костями и ржавым оружием. Автор рисунка решил не пугать жителей города подобными ужасами.



Пушкин честно признавал, что многие из его произведений - творческая обработка сказок Кота Ученого…



… и няни Арины Родионовны.



Трудоустройство Балды к попу.



Снова Царевна-лебедь, на этот раз при неблагоприятных обстоятельствах.



«Надев широкий боливар, … Онегин едет на бульвар». Шляпы, названные в честь латиноамериканского революционера, якобы носили его сторонники. Хотя вряд ли они выглядели именно так.

Справа - белка из «Сказки о царе Салтане», почему-то с желудем вместо ореха.



Тут художник явно перегнул - вряд ли с такой внешностью две старшие сестры могли даже мечтать о судьбе цариц.

Рядом - пушкинский портрет Анны Керн (видимо, для контраста).



Три следующих рисунка изображают Пушкина на природе.







Золотой петушок стережет границы царства Дадона. Чем все кончилось, вы помните.



Дуэль Ленского с Онегиным (а может быть, Пушкина с Дантесом).



Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» еще довольно молод.



Пушкин с друзьями-лицеистами. Хороши же друзья, давшие мальчику с примесью африканской крови расистское прозвище «Обезьяна».



«Ждет-пождет с утра до ночи…» Царица-мать из «Сказки о мертвой царевне». Справа - Пушкин и Гончарова.



В этом рисунке заметно влияние советской мультипликации - Баба-Яга заимствована из 16-й «сказочной» серии «Ну, погоди!»



Королевич Елисей проводит оперативно-розыскные мероприятия. По-моему, самый красивый рисунок.



Шамаханская царица у своего шатра.



Последние рисунки.



Здесь перечислены авторы, спонсоры и вдохновители проекта. Спасибо им всем!





Читать в блоге автора

Previous post Next post
Up