Был ясный день в начале осени. Сойдя с Ингульского моста, я уже собирался свернуть на Адмиральскую, как что-то заставило меня обернуться.
Вернее, кто-то.
В Николаеве великий поэт был несколько раз, проездом. В 1820 году за свое вольнодумство он был переведен из петербургской Коллегии иностранных дел в провинциальный Кишинев (в некоторых источниках используется более яркое слово «сослан»), еще через четыре года - в родовое имение Михайловское (видимо, первая ссылка ничему Александра Сергеевича не научила).
В 1988 году скульптор Юрий Макушин создал бронзовую статую поэта, сидящую на большом гранитном валуне лицом к реке. А в 2011-м николаевские активисты расписали плиты забора, окружающего сквер, сюжетами из пушкинских произведений.
Давайте устроим экскурсию по этой галерее под открытым небом.
Первый рисунок - силуэт кареты, возможно, той самой, на которой Пушкин отправился в ссылку (хотя вряд ли коллежскому секретарю Пушкину по рангу полагалась шестерка лошадей).
Этот автопортрет на полях пушкинской рукописи знают, наверное, все.
А вот по морю плывет бочка, в которую бояре царя Салтана посадили его жену с новорожденным сыном. Вряд ли подобный сюжет попал бы в детскую литературу в XX веке.
Какой-то лирический герой Пушкина со своей возлюбленной. Судя по средневековой одежде и оружию, дон Жуан из «Каменного гостя».
«Торговали мы конями, все донскими жеребцами». Интересно, как они поместились в такой маленький корабль?
Еще один лирический герой, может быть, Герман из «Пиковой дамы», а возможно - Гринев или Дубровский.
«И она, взмахнув крылами, полетела над волнами…» Мало кто знает, что описанное Пушкиным превращение девушки в лебедя и обратно характерно для скандинавских валькирий.
Бой Руслана с головой гигантского витязя согласно поэме происходил ночью на поле, усеянном костями и ржавым оружием. Автор рисунка решил не пугать жителей города подобными ужасами.
Пушкин честно признавал, что многие из его произведений - творческая обработка сказок Кота Ученого…
… и няни Арины Родионовны.
Трудоустройство Балды к попу.
Снова Царевна-лебедь, на этот раз при неблагоприятных обстоятельствах.
«Надев широкий боливар, … Онегин едет на бульвар». Шляпы, названные в честь латиноамериканского революционера, якобы носили его сторонники. Хотя вряд ли они выглядели именно так.
Справа - белка из «Сказки о царе Салтане», почему-то с желудем вместо ореха.
Тут художник явно перегнул - вряд ли с такой внешностью две старшие сестры могли даже мечтать о судьбе цариц.
Рядом - пушкинский портрет Анны Керн (видимо, для контраста).
Три следующих рисунка изображают Пушкина на природе.
Золотой петушок стережет границы царства Дадона. Чем все кончилось, вы помните.
Дуэль Ленского с Онегиным (а может быть, Пушкина с Дантесом).
Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» еще довольно молод.
Пушкин с друзьями-лицеистами. Хороши же друзья, давшие мальчику с примесью африканской крови расистское прозвище «Обезьяна».
«Ждет-пождет с утра до ночи…» Царица-мать из «Сказки о мертвой царевне». Справа - Пушкин и Гончарова.
В этом рисунке заметно влияние советской мультипликации - Баба-Яга заимствована из 16-й «сказочной» серии «Ну, погоди!»
Королевич Елисей проводит оперативно-розыскные мероприятия. По-моему, самый красивый рисунок.
Шамаханская царица у своего шатра.
Последние рисунки.
Здесь перечислены авторы, спонсоры и вдохновители проекта. Спасибо им всем!
Читать в блоге автора