Гончаровка. Харьков

Sep 19, 2016 19:31

Оригинал взят у gatta_bianka в Гончаровка. Харьков
Прогулялась сегодня в районе ЖД вокзала - по Гончаровке. Чем известен это район?
Гончаровка - исторический район Харькова, находится к западу от исторического центра города. Границы Гончаровки проходят по улице Маршала Конева (восток), улице Полтавский шлях (север), улице Семинарской (запад) и реке Лопань и Карповскому саду на юге. Административно Гончаровка - часть Новобаварского (быв. Октябрьского) района.
В последней четверти XVII столетия вокруг Харьковской крепости возникают пригородные слободы, где селились преимущественно ремесленники. Это такие слободы как Залопанская, Ивановка и Панасовка, Афанасиивка, Довгаловка. В Довгаловке селились ремесленники, которые занимались гончарством, поэтому через некоторое время слобода стала называться гончаровской. В XIX веке Гончаровка расширилась и присоединилась к городу.
В XVIII веке на Гончаровской леваде, отделяющую город от слободы (сейчас там проходит улица Маршала Конева), ежегодно проходили народные гуляния. Эти события и жизнь жителей Гончаровки были описаны в известном романе украинского прозаика, драматурга, журналиста и культурно - общественного деятеля Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Сватовство на Гончаровке» в 1835 году.
Если вы приехали в Харьков на поезде, то отойдя несколько десятков шагов от вокзала,  вы попадете сначала в привокзальный Макдонадьдс, а потом уже на улицу Полтавский Шлях и Гончаровку.



Если центральные здания вокзала выглядят сейчас гламурными и отремонтированными, то кольцевая трамвая уже и забыла, когда находилась в ремонте.


Здание на Полтавском Шляху.






Это Залопанская пожарная часть №20 на Полтавском шляху, построенная в 1845 году. Одно из  самых старых среди подобных сооружений в Украине. Автор архитектурного комплекса - Александр Алферов.  По его задумке была построена большая трехэтажная станция с одноэтажными окрылками и высокой башней-каланчой. На территории части располагались личный состав подразделения пожарной охраны, конюшни и конно-бочечные хода. Кроме этого, рядом пристроили полицейское управление и помещение для содержания арестантов. До конца XIX века пожарная каланча оставалась самым высоким смотровым объектом в городе.


Здание Октябрьского/Новобаварского суда. Ранее тут находилась  международная таможня, где тщательно проверялось качество приходивших из-за границы товаров.


Граффити тут периодически обновляют.


Здание старого цирка.
В начале XIX века общее количество харьковских цирковых трупп было около шести. Представления проводились с весны по осень, а местом для представлений городскими властями были определены торговые площади - Рыбная (ныне улица Кооперативная), Михайловской (ныне Площадь Героев Небесной сотни) и Мироносицкой (ныне сквер Победы) площадях.
В начале XX века, когда цирки стали привычным развлечением публики и приносили стабильный доход, за дело взялись предприниматели. Первым был Генрих Грикке, сколотивший состояние на оранжерейном деле. На другой стороне Жандармской площади он построил вначале деревянный, а затем по проекту В. В. Хрусталёва, М. С. Коморницкого и Б. Н. Корнеенко в 1905-1906 гг. первый каменный цирк в городе. Помимо того, что здание было оснащено передовыми технологиями того времени как электрическое освещение и калориферное отопление, зал был универсальным и при необходимости, посредством трансформации зрительного зала, трансформировался в театр.


Цирк Генриха Грикке в первозданном виде.



С приходом большевицкой власти здание цирка Грикке было национализировано и преобразовано в Государственный Цирк.



Это здание рядом с цирком, наверное жилое.


Типичный совковый сквер с клумбой, названием района и победителями соцтруда.


Вышла на улицу Конева, а тут детсад "Аист"  в довольно приличном виде.


Иду по Конева дальше.


Дом №3 по ул. Большая Гончаровская, который выходт к перекрестку с ул. Конева.


А это следующая параллельная улица Большой Гончаровской - Конторская, которая, хвала богам, тоже недавно была переименована из Краснооктябрьской.  Мои бабушки и знакомые старшего поколения как всю жизнь называли ее Конторской, так называют, а историческая справедливость наконец-то восторжествовала. Даже табличка на доме новая с этим названием.


Гончаровский мост. Да, если идти по верху, то ничего примечательного. Под мостом течет Лопань и еще там есть небольшая плотина. Но мне лень было переходить на другую сторону, чтобы заснять плотину, из-за потока машин на мосту. Отсюда виден центр города и рукой подать до сквера Стрелка.


А на другой стороне моста - сплошной индастриал и заросшая река.






Такой себе законсервированный сталкер-совок.


Идем дальше по Конева - еще промышленный объект.




Это школа №59. Специально зашла посмотреть что сделали с ильичом. Он тут сидел на постаменте в пионерском возрасте. Володеньку как-то по-тихому убрали без вандализма. Но на всякий случай постамент оставили - вдруг опять какому-то вождю памятник ставить придется.


Напротив 59-й школы - детская школа искусств им. Леонтовича.


На этом прекрасном месте Гончаровка заканчивается и начинается Москалевка :). Улица Маршала Конева в этом месте меняет название на Москалевскую.


Вот такой вот негламурный привокзальный Харьков.

Слобожанщина, Харків

Previous post Next post
Up