Донбасс - это регион, который и до всем известных событий посещало, пожалуй, меньше всего туристов в сравнении с другими регионами Украины. С 2014 года туда ездят почти исключительно военнослужащие, командировочные, журналисты, и еще - к родственникам в гости. Почти всё, что можно найти в интернете про этот регион - сплошная политика.
Путешественники нечасто заглядывают в этот край, однако многим интересно, что там нынче - как выглядит Донбасс сейчас.
Я предпринял на днях поездку туда - но не в непризнанные сепаратистские республики (ДНР/ЛНР), а в ту часть Донбасса, которая осталась под контролем украинских властей. Постараюсь в нескольких репортажах осветить современный Донбасс как туристическое направление, а дальше каждый пусть сам решает, ехать туда погулять или нет. Скажу только, что регион непростой, не Париж и не Монако, и понравится там не каждому.
Первый пункт на пути - новый транспортный узел Донбасса город Константиновка. Чтобы было понятно, где он точно находится, обвел его на карте АТО от МинОбороны Украины:
От Константиновки до так называемой линии разграничения (она же линия фронта) - около 20 километров. Ходившие раньше поезда Киев - Донецк теперь обрезали именно до Константиновки (их имеется аж 3 - два ночных лежачих и 1 сидячий "Хюндай"), аналогично и поезд из Одессы заканчивает свой путь в Константиновке. Других направлений, кроме Киева и Одессы, нет - все поезда на Россию отсюда (а также в другие места Украины) полностью отменены.
Именно благодаря этому Константиновский вокзал стал относительно крупным транспортным узлом, или, как сейчас модно выражаться, Донбасским хабом.
Каждый прибывающий поезд на платформе встречает огромное число таксистов - их там несколько десятков. Они громко (совсем как в арабских странах) зазывают ехать с ними в различные города, в основном на территорию "по ту сторону" - в Донецк, Горловку, Енакиево, и др. Есть рейсы и "по эту сторону" - например, в Артемовск, за сумасшедшие 60 грн. (расположенная рядом с вокзалом автостанция продает билет до Артемовска всего за 20 грн.).
Поездка в Донецк стоит очень дорого по украинским меркам - 450 грн. с одного пассажира. Проезд через "линию разграничения" автобусам запрещен, поэтому туда ездят таксисты на легковых машинах и микроавтобусах. Можно добираться с пересадками и проходить блок-посты пешком, тогда это выйдет сильно дешевле, кто же хочет весь путь с комфортом - это возможно, но, как мы видим, недешево.
Еще один важный момент - пересечь "линию разграничения" можно только при наличии спецпропуска от СБУ, а все остальные в Донецк ездят из Ростовской области России, где пропуска не требуются. Однако власти Украины рассматривают такую поездку как нелегальное пересечение украинской границы.
На привокзальной площади Константиновки имеется церковь:
Рядом - жилые кварталы, выглядят они вот так:
Когда я увидел трамвайные рельсы:
...то засомневался, что по ним еще что-то ездит. Однако оказалось, что трамвай в городе всё еще функционирует.
Близ вокзала - пункт сдачи бутылок:
И тут же - вот такие виды:
На привокзальной площади поздравляют с масленицей:
Городской парк:
Сталинское здание в парке. Все окна по бокам заложены кирпичом:
Скульптура пролетария:
Типичный вид городской улицы:
Окна в зданиях часто выбиты и заложены фанерой...
...или кирпичом:
От некоторых домов остались только фундаменты и хаотично валяющийся мусор:
Еще одна из городских улиц, поднимающаяся вверх в частный сектор от центральной магистрали улицы Ленина. С правой стороны раньше были дома:
Здесь сохранилось немало сталинской архитектуры:
Вдоль линии железной дороги, рассекающей город пополам, тянется огромная по размерам промзона:
Вот так выглядит офисное здание в Константиновке:
Остановка транспорта:
А ниже - остатки стекольного завода:
Как пишет
Википедия:
В 1899 году в Константиновке был построен стекольный завод, получивший название «Зеркальный завод».
...
После начала политического кризиса на Украине, с начала 2014 года хозяйственная деятельность предприятия была осложнена.
...
4 мая 2014 года боевые действия начались в городской черте, 7-8 июля 2014 Константиновку заняли подразделения Национальной гвардии Украины.
В ходе боевых действий, предприятие прекратило функционирование.
Еще виды города:
Через промзону ездит трамвай - по виду очень старый, как, впрочем, и всё остальное:
Как видно на фото ниже, промышленные объекты с жилыми микрорайонами образуют единое целое. Это характерный вид для этого города:
Магазин, судя по виду, тоже необитаемый:
Донбасские граффити:
А это - тротуар на улице Ленина, одной из двух главных улиц города:
Местами он превратился в болото:
Жилые дома в стиле "сталинского классицизма":
Весьма необычно выглядит здесь ресторан "EuroCity". Чтобы туристы могли убедиться, что Константиновка - это Европа, перед входом в него установили парижскую Эйфелеву башню:
...и лондонский Биг-Бен:
Продолжим экскурсию по "маленькому Парижу":
Здесь сохранилось несколько домиков царского времени, в одном из них размещается редакция местной газеты:
А это - помпезная сталинская гостиница "Восток", ныне полностью заброшена. Туристического бума в Константиновке явно не наблюдается:
Здесь сохранились киоски стиля 1990-х годов:
На столбах - объявления о продаже недвижимости по удивительной цене. Можно купить квартиру за 2 (!) тысячи долларов:
Магазин на 1-м этаже тоже продается, и, наверное, недорого, но, как видим, безуспешно:
Во дворах некоторых жилых домов установленные при СССР лавочки не дожили до наших дней, а новые никто не ставит, поэтому жильцы сооружают для отдыха самодельные:
Также для сидения выносят кресла, закрывая их от дождей фанерой:
Местный торговый центр:
Кинотеатр имени Ленина - здание заброшено:
На фасаде, как память о других временах, сохранился герб СССР:
Перед кинотеатром - памятник Ленину, а вернее всё, что от него осталось:
Еще одно сохранившееся здание времен Российской империи:
Сталинских построек в городе много:
Двери сгорели, можно войти внутрь:
В этой теплушке живут дорожные рабочие:
Есть в Константиновке и природа, но совсем чуть-чуть:
Состояние дорожного покрытия в основном вот такое:
Некоторые трамвайные линии уничтожены, рельсы уходят в никуда:
Жилая застройка 1950-60-х годов:
Двор обычного жилого дома. Опять кресла - для большего комфорта:
Пешеходные аллейки в новой части города 1970-80-х годов (многоквартирных домов 1990-х и 2000-х лет в Константиновке нет вообще, всё, что имеется, было построено при СССР):
Вот так выглядят относительно современные жилмассивы:
Напоминание о временах, когда Константиновка была частью страны, которая запускала ракеты в космос:
Единственное место в городе, где много людей, это у рынка:
По всему городу - реклама автобусных рейсов в Москву и другие города России:
Главный вход в школу искусств:
Два самых высотных жилых дома на главной площади в новом центре (на пр-те Ломоносова):
А вот общий вид главной площади:
100 метров от главной площади:
Отель для европейских туристов, привлеченных достопримечательностями Константиновки:
Соседнее здание с евро-отелем:
А это - дом напротив:
По улицам ездят джипы международных организаций, их в зоне АТО немало:
И последний кадр - по пути назад на вокзал:
Часто в блогосфере жалуются, что, мол, куда не поедешь, повсюду туристы с фотоаппаратами и картами в руках, и всё труднее становится найти нетуристические, незасиженные места. Всех таких людей приглашаю на Донбасс, в Константиновку - во время своего визита сюда вряд ли вы увидите хотя бы одного туриста.