Наверное, именно таким увидел Тарас Григорьевич Шевченко городок Козелец, когда проезжал мимо него, выполняя задание Археологической экспедиции. О чём и написал в своей повести "Княгиня": "Город Козелец не отличается своею физиономиею от прочих своих собратий, поветовых малороссийских городов. В истории нашей он тоже не играет особенной роли, как, например, заднипрянские его товарищи, разве только что в 16[63] году здесь была собрана знаменитая Черная рада. Словом, городок ничем не примечательный; но проезжий, если он только не спит во время перемены лошадей или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно полюбуется величественным храмом грациозной архитектуры растреллевской, воздвигнутым Наталией Розумихою, родоначальницею дома графов Разумовских". Если вы дочитали эту длинную шевченковскую цитату до конца, то вам стало понятно, для чего я поехала в эту провинцию. И не только ради храма...
Ах, какая же это была прекрасная пара! Но мой рассказ будет не о фантастической судьбе босоного сельского хлопчика, которого Её Величество Судьба вознесла до небес. И не об удивительной истории, похожей на сказку, - большой любви императрицы Елизаветы к Алексею Розумовскому. Потому что ничего нового, кроме того, что вы знаете, или можете, при желании, узнать, я не добавлю. Тогда при чём же здесь эти портреты? А потому что венценосная российская царица и её тайный супруг имели прямое отношение к маленькому украинскому городу Козельцу. И тем более потому , что так приятно смотреть на эти красивые лица.
Я покажу вам изумительное творение мастеров 18 века, которое находится в не менее изумительном архитектурном сооружении - Соборе Рождества Богородицы. И всё это - в городке с таким прозаически-игривым названием - Козелец, где по переписи живет чуть более восьми тысяч козельчан.
Таким предстало передо мной белоснежное чудо - Храм Рождества Богородицы,
который начали строить в 1752 году, и строили его 11 лет.
Могла ли я предполагать, что в Козельце с его низкорослыми домиками, можно увидеть такую красоту и такие размеры? Вот оно - украинское, или "казацкое" барокко во всей его красе. "Казацкие думы, казацкие песни, казацкие танцы, казацкие летописи, иконы, казацкие соборы - все это не пустые слова. За ними - огромный духовный опыт веков, значительную часть которого удалось воплотить в своей художественной деятельности именно казачеству. Все это оставило в культурном сознании народа глубокий след. А красота казацкого искусства породила легенду о золотой жизни под булавой гетмана, о казацкой стране, стране тихих вод и светлых зарниц..."
А как же прекрасны ротонды-арки, которые напоминают древнерусский стиль и который так странен здесь, на украинской земле.
Долго пришлось любоваться мне этой красотой, обходя собор со всех сторон несколько раз, задирая голову, пытаясь увидеть какую-то символику в замысловатых архитектурных узорах. Очень удивило то, что никакого намёка на религиозную тематику в этих звёздах, гирляндах из листьев и цветов, раковинах, листях аканта и прочих художественных украшениях, я не нашла.
Как и не нашла в Интернете точных сведений о том, по чьей инициативе был построен этот храм. По одной версии - храм возвела мать Алексея Розумовского, прозванную в народе Натальей Розумихой, в благодарность за все те милости, которые ей были ниспосланы свыше. По другой - сама Императрица Елизавета, приехав в Козелец, чтобы познакомиться с родиной и с семьёй своего возлюбленного Алексея, предложила ему построить здесь храм, обещав субсидировать это строительство. Есть еще версия, что храм построен по велению и на средства Кирилла Розумовского, брата царициного фаворита, который также был обласкан царской милостью и достиг больших жизненных высот - в 18 лет был назначен Президентом Академии наук, а в зрелом возрасте стал гетьманом Украины, правда - последним. Точно также противоречивы сведения о том, кто же автор этого белоснежного чуда. В историческом журнале "Киевская старина" за 1898 год есть запись, что собор построен на "средства всесильного в то время графа Алексея Григорьевича Разумовского... при ближайшем участии небезызвестного священника Тарловского Кирилла Николаевича, уроженца г. Козельца, слывущего под именем "дикаго попа". Строителем собора был знаменитый архитектор того времени Растрелли". А так как фамилия Растрелли известна всем, то чаще всего упоминается и в Сети, и экскурсоводами. Но похоже, что авторами собора были ученики Растрелли Андрей Квасов и Иван Григорович-Барский.
Заходим под своды арки-ротонды, как под шатёр, чтобы войти в храм.
Подойдя к закрытой двери и прочитав, написанное, мне стало понятно, что увидеть то, о чём давно мечталось и что скрыто за этими дверями, практически невозможно. Оказалось, что храм открыт только три дня в неделю. А сегодня были, как раз "нерабочие" дни и - никаких церковных праздников и прочих треб...
Но!!! Очевидно, желание попасть внутрь было настолько сильным, что ...появился автомобиль с настоятелем собора отцом Михаилом, который внял просьбе путешествующей и - открыл Храм!
И я начинаю рассказывать вам о том, что было основной причиной посещения мной Козельца.
Итак, знаменитый Козелецкий иконостас! И опять - масса версий его происхождения. Та же "Киевская старина" утверждает, что Елизавета Петровна решила не только субсидировать Храм в Козельце, но и пожертвовать для него иконостас. Но не какой-нибудь, а особый, "под мрамор", - для чего был послан заказ в Италию, в мастерскую всё того же Бартоломео Растрелли. Или же версия, что императрица заказала иконостас для Смольного монастыря. Но затем передумала и передала его в фамильную церковь Разумовских. А еще пишут, что иконостас оказался в Козельце только потому, что из-за его больших размеров императрица не могла нигде разместить его в Санкт-Петербурге, - потому и заказала построить храм соответствующих размеров на родине своего фаворита. (А экскурсоводы еще шопотом добавляют, что она здесь тайно венчалась со своим фаворитом). Но как бы ни было - Козельцу чрезвычайно повезло. В этом я убедилась своими глазами. Сейчас вы это увидите, хотя предчувствую ваше разочарование. И всё потому, что ни моя фотография, ни прочие фотографии, выложенные в Сети, ни в коей мере не отражает всю красоту, величие и огромность 27-метрового Козелецкого чуда.
И тут на меня "сошёл" ступор. Такого со мной еще никогда не было. Я напрочь забыла о том, что у меня есть фотоаппарат. Я только стояла, пораженная, не в силах сдвинуться с места. Мой взгляд метался по всем этим витым колоннам, капителям, иконам, ангелочкам, обрамлениям икон, и никак не мог остановиться на чём-либо одном, чтобы как следует рассмотреть хотя бы одну деталь иконостаса.
Время шло, я лихорадочно соображала, что вот-вот, и нужно будет уходить, а я еще не вобрала в себя всю эту красоту и благолепие. Именно, благо-лепие... Да простят меня Высшие силы, но никакого религиозного экстаза я не испытывала, хотя и очень волновалась. Но наконец-то немного успокоившись, я вспомнила о том, что нужно запечатлеть что-либо, хотя понимала, что моя слабосильная фотокамера никогда не передаст всё то, что я увидела.
Весь иконостас окрашен в удивительный синий цвет, который никак не воспроизведен на фотографии. По нему идут белые и золотые прожилки, которые создают впечатление мраморной поверхности. Иконостасные рамы позолочены. Но что это за рамы! И какая там восхитительная резьба по дереву!
Но это еще не весь иконостас. Он продолжается вправо и влево от центральной части. Но увидеть эти боковые - северную и южную части возможно только подойдя совсем близко к иконостасу.
В иконостасе трое Царских врат. Здесь - северная часть и северные Царские врата.
"Вглядываясь въ громаду иконостаса и комбинацію рисунковъ, орнаментовъ, закругленій, выступовъ и т. п.-получаешь впечатлѣніе, какъ бы от созерцанія грандиозной темносиней завѣсы, изъ отверстій коей по всей ея поверхности смотрятъ задумчивыя головки черноголовыхъ ангеловъ со сложенными крылышками. Созерцающему зрителю такъ и кажется, что вотъ вдругъ эта завѣса всколыхнется, раздастся въ стороны, загадочный существа-ангелы-головки-вспорхнуть съ своихъ мѣстъ, маленькія крылышки затрепещутся въ воздухѣ, и передъ напряженнымъ взоромъ зрителя откроется таинственная область, въ которую ни одинь смертный взоръ еще не заглядывалъ"...Из "Киевской старины". Знаете, прочитав недавно этот текст подумалось, что когда я стояла перед иконостасом, у меня, действительно, возникло чувство, что я стою перед занавесом, за которым скрыто что-то таинственное, недоступное, скрытое , которое мне не дано увидеть, но...только пока...
В той же "Киевской старине" прочитала, что в иконостасе было 90 икон, но в настоящее время сохранилось чуть больше пятидесяти. Многие из этих икон принадлежат кисти придворного и любимого художника Разумовских - Г. А. Стеценко.(1712-1781) - теперь совершенно забытого. Те иконы, которые сейчас размещены в иконостасе - копии. Оригиналы были для сохранности переданы в Черниговские музеи. И мне чрезвычайно повезло. Я видела эти оригиналы икон Козелецкого иконостаса, так как перед поездкой в Козелец, была в Чернигове.
Это Борисоглебский храм в Чернигове. Не действующий. Здесь на втором этаже сохраняютися бесценные иконы из Козельца.
Подойдем еще раз к изумительному творению человеческих рук. К сожалению, массивные серебрянные Царские ворота давным-давно исчезли. Но всё равно удивительно, как удалось иконостасу выстоять и избежать полного уничтожения. Особенно досталось ему в 1934 году, когда сюда ворвались воинствующие атеисты. Во время ВОВ немцы иконостас пощадили, а может, и щадить тогда было нечего - икон не было, оставался один ажурный остов. В храме и около размещался лагерь военнопленных. Потом - конюшни, При Советском Союзе была заготконтора, но не очень долго. Затем Собор долгое время пустовал, но в 1983 году начались реставрационные роботы , которые длились очень долго. С 2003 года - это действующий храм Украинской Православной Церкви.
Есть еще нижний храм с усыпальницей, где спокойно покоится с миром Наталья Розумовская , матушка большой семьи. Семьи, которая которая оставила такой великолепный и красивый след в этом поднебесном мире.
Для желающих прячу под спойлер стихотворение Лины Костенко, которая облекла в поэтическую форму жизнь "родоначальницы дома графов Розумовских".[Spoiler (click to open)]
Історія стоїть біля дороги, Та й дивиться, хто їде по соші. Йде череда, туман взяла на роги, А он село, що зветься Лемеші. Десь там жила Наталка Розумиха, Грицькова жінка, гарна й молода, Як ще був жив, набралася з ним лиха, Такий він був п’яндига й гуляйда, Але й козак, просмолений, мов човен, Жагучо любий до безтями рук. Як він помер, весь світ сльозами повен в дощах стояв до самих Базавлук. Вона ж його ні словом не вкорила, Ходила до могили припадать, А двох синів Олексу та Кирила В капелу царську мусила віддать. Коли ж сини доскочили пошани, Вернулася вона у Лемеші. Мов янголи, співали клиромани За упокій козацької душі - В тій церкві, що Наталка спорудила На тому місці, де Грицьковий гріб. А двох синів, Олексу та Кирила, У тій же церкві висповідав піп. Один був мужем вінчаним цариці, Сподобивсь другий навіть булави. Вона молилась: Грицю, чуєш, Грицю! Хоча б на мить устань та оживи! Та подивися на свою Наталку, що за одмолені гріхи, яку он долю виспівали змалку підпаски наші, наші пастухи! Вони ж гусей тут пасли в конюшині, Вони ж тут руки дряпали в малині, Вони ж на цьому вигоні росли. А ті ж то гуси, гусилебедята, Та й узяли підпасків на крилята, та й у хороми царські занесли!.. Лампадка тьмяно блимала в кіоті, Стояла в церкві дивна тишина. Блищали скрізь оправи щирозлоті, І озивалась Лотова жона. Чекали слуги десь аж біля брами. Наталія молилась гаряче. А синя стрічка царської статсдами Текла, як річка їх, через плече. Вона молилась: - Встань та подивися, що я вже стала свахою Петра. Що грошей в нас тепер хоч подавися, Невістка в мене з царського ребра. Тепер уже не плачу я ночами. Невістка гарна, що там говорить. Вже як вони, хоч тайно, обвінчались, То це ж таки уже не фаворит. Буваю на балах і на прийомах, Бо я графиня, а Олекса граф. Він при дворі, а я уже при ньому, Спокійно хай покоїться твій прах! З колін звелась графиня Розумовська, Зашарудів широкий кринолін. Чи то спіткнулась, чи на плитах ковзко, Чи на дзвіниці хилитнувся дзвін, І задвигтіла церква - кам’яниця, І хрест на церкві також хилитавсь, Мабуть, Грицько в землі перевертавсь.