Наследие. Печера. Костел-мавзолей семьи Потоцких.

Jul 31, 2015 14:50



В начале XIX века, наследники Подольского воеводы и хозяина соседнего местечка Шпикова, Леонарда Свейковского, построили в Печере свою резиденцию. Дворец по замыслу нового владельца Яна Свейковского полностью копировал дворец Станислава Потоцкого, в Тульчине, будучи лишь вдвое меньше его. Дворец стоял на высоком правом берегу, откуда открывается великолепная панорама каньона Южного Буга.



парк, в нынешнем его существовании...

Свейковские построили рядом величественный парк, основу которого заложил еще бывший хозяин - молдавский воевода. В наши дни сохранилось его первоначальное планирование.



вход в парк и его обратка


Он имел прямоугольную форму и был расположен параллельно реке. На две части его делила четырех рядная аллея из 250-летних лип, которая вела от главных ворот до дворца.



К дворцу вели каменные ступени, вдоль которых стояли мраморные статуи. Одна из них сохранилась у берега Буга рядом с остатками бывших купален, выложенных мраморными плитами.



скорее всего это она

Скалы над Бугом украшали удивительные каменные хаосы и гроты.



В 1840-х годах имение и 5000 гектаров окрестных земель выкупил Константин Потоцкий (1816 - 1857). Потоцким Пещера принадлежала до прихода советов. Дворец разобрали в 1920-х годах большевики.



В хорошем состоянии остался костел-мавзолей, на прогулку к которому в гущу парка стоит выделить по крайней мере час. Усыпальницу спроектировли в форме латинского креста в стиле романского модерна.





Склеп для Константина и Янины Потоцких построили в 1904 году по проекту знаменитого Владислава Городецкого который, кстати, родился на территории современной Винницкой области, в семье польского шляхтича соседнего села Шолудьки. Он давно дружил с семьей Потоцких, не раз гостил в их имениях. Интересно, что после завершения строительства костела архитектор денег за работу не взял, хотя и предложил ему Потоцкий кругленькую сумму. Тогда граф подарил Городецкому дорогое ружье. Архитектор оставил ее у Потоцких и пообещал пользоваться ею каждый раз, как приезжать охотиться на их охотничьих угодьях. Роскошная гробница Потоцких состоит из собственно склепа под землей и немалой часовни, в которой можно было помолиться за души умерших. Сейчас местная католическая община использует часовню как костел.



Городецкий использовал новейшие материалы для строительства костела, лепные украшения и декоративный камень для облицовки выполнены из цемента, пол склепа и костела устланы метлахскими изразцами производства харьковской фабрики Е.Е. Бергенгейма, окна были заполнены стеклоблоками фирмы Фальконьер. Двери выполнены из более традиционного материала - они дубовые. Над воротами можно увидеть герб Потоцких, а на цоколы здания архитектор оставил надписи на польском: "Пляновал Владислав Городецкий", "Строили Константин и Янина из Потоцких супругов Потоцких. 1904 p. "



Единый ансамбль с мавзолеем образуют западные ворота - граненые колонны ворот, внутри которых когда-то были небольшие колокола







Богатое убранство костела каменными деталями выполнил скульптор Элия Саля - автор скульптур на "Доме с химерами" в Николаевском костеле в Киеве. Портал храма украшают колонны со стилизованными ионийскими капителями. Над ними - щит с гербом Потоцких и девизом на латыни.



Высокие щипцы с трех сторон возвышаются над одинаковыми порталами в романском стиле. Боковые порталы обрамляют окна, в которых когда-то были витражи, а западный украшает главный вход в святилище.









Позади, в нише апсиды размещена большая ваза, из которой вырываются языки пламени.







Под вазой расположен вход в крипту, где был похоронен многих членов семьи Потоцких и Свейковских. Все захоронения в советское время были разбиты и разграблены. Длинные эпитафии разместились под двумя гербами: Потоцких ("Пилява" с латинским девизом "Щит противопоставил щитам») и Свейковских ("Тжаска" - турецкий полумесяц, который пробивают сверху и снизу две мечи).



В храм ведут дубовые двери, с накладными петлями-завесами.





кованый элемент двери

Интерьер усыпальницы достаточно скромный, но также выполнен в стиле романского модерна.





К сожалению, о костеле государство совершенно не заботится. За 100 лет в его помещении ни разу не делали капитального ремонта.





Только окна застеклены современным стеклом. Ранее на их месте были разноцветные витражи из ромбического стекла. Считают, что изготавливали их в Италии. Как ни старались воспроизвести их мастера, так и не смогли. Также не удалось повторить тогдашнюю систему отопления, которая осталась загадкой.











Сегодня часовня-усыпальница используется местными католиками и именуется костелом Святого Андрея Боболи.







Во времена Второй мировой войны на территории парка был немецкий концлагерь, очем свидетельствует памятная табличка на воротах в парк





и на последок пару взглядов







некоторые фотографии и части текста взяты тут:
http://gazeta.ua/articles/travels/_kostelusipalnicya-potockih-u-seli-pechera-hovayetsya-v-guschavini-parku/510506
https://archexplorer.wordpress.com/2011/07/02/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB-%D1%81%D0%B2-%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%96%D1%8F-%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%96-%D0%B7-%D0%BC%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE/
http://andy-travelua.livejournal.com/249019.html
http://www.liet.lviv.ua/redakce/index.php?clanek=2009&lanG=uk&slozka=75&
http://firtka.if.ua/?action=show&id=62063

за картинками-переростками, как всегда, ко мне - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/160028.html

ну как то так =))

Вінничина, храми

Previous post Next post
Up