Город энергетиков. Славутич

Apr 02, 2015 23:28

Вопрос о строительстве нового города энергетиков встал в мае 1986-го, когда выяснилось, что в Припяти проживать невозможно, а возрожденная ЧАЭС должна вырабатывать электроэнергию хотя бы тремя блоками. Он был спроектирован и построен в очень сжатые сроки, самый молодой город с самой печальной предысторией. Сегодня о Славутиче.




от Нерафа до Славутича...
Совет Министров УССР поручил определить территорию для будущего города киевским специалистам под руководством председателя ГОССТРОЯ УССР Г.К. Злобина. После детального обследование предложенных мест был выбрал район с. Неданчичи Черниговской обл. Остановились у железнодорожного разъезда Неданчичи Юго-Западной железной дороги. Выбранная территория соответствовала всем требованием, кроме одного-уровень радиации был значительно выше, чем вблизи с. Неданчичи

1. Разъезд Нерафа, 1986 г.


2. На год позже, строительство города идет полным ходом


2 октября ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление "О строительстве нового города для постоянного проживания работников ЧАЭС. Первую очередь на 20 тыс. жителей запланировали на 1987-89, позже были запроектированы 2-я и 3-я очереди на 30 тыс. человек.

3. Неданчичи, исследование местности


18 октября Генеральный план был рассмотрен в Чернигове с представителями УССР, РФССР, ЭССР, ЛитССР, ЛатССР, АрССР, АзССР и ГрССР. Так как БССР пострадала от аварии даже больше УССР она лишь помагала возводить торговые здания, остальные республики не принимали участие в строительстве в силу своей отдаленности.

4. Начало строительства


27 октября Генеральный план и эскиз застройки города был рассмотрен и согласован Государственным комитетом гражданского строительства и архитектуры при ГОССТРОЕ СССР. Датой строительства города можно назвать 15 октября, когда приступили к сооружению промбазы для строящих организаций, вахтенных поселков Якорь и Лесной

5.


В октябре приступили к вырубке леса (восточнее Неданчичей) для строительства промышленной базы. На этой площади построили бетонно-раздаточный узел, лесоперерабатывающее предприятие, железнодорожные пути. Каждая союзная республика имела свою железнодорожную ветвь для приема строительного материала. В пик строительства дорог, города, промбазы, Лесного и Якоря на станцию Неданчичи прибывало около 500 вагов в сутки

6. Строительство железной дороги на промбазе


Для размещения первых строителей в октябре 1986 года началось строительство плавучего поселка Якорь и поселка Лесного (между промбазой и Неданчичами). В речку Вербка зашли два земснаряда и размыли акваторию для стоянки 13 пассажирских теплоходов и пассажирской пристани «Славутич». Теплоходы были утеплены для проживания строителей в каютах в холодное время подразделением «Химзащита». Чтобы переправить 13 теплоходов из Зеленого Мыса, средствами гидромеханизации углубили дно Днепра на расстоянии 40 км от Нижних Жаров до с.Неданчичи. Так появился «плавучий» поселок Якорь. В нем проживало около 2 тысяч человек.

7. Поселок Якорь


Здания в поселке Лесном строили из сборных конструкций, поставляемых Мингазпромом СССР, Финляндией, Германской Демократической Республикой и Чехословакией. Поселок включал в себя административные здания, общежития, столовую «Лесная», буфет, магазины «Книга», «Мясо и овощи», продуктовый - «Дружба» и промышленный - «Молодежный», комбинат бытового обслуживания, гостиницу, летний кинотеатр на тысячу мест, танцплощадку, библиотеку, медпункт и аптеку, культурно-оздоровительный спортивный комплекс, теннисный корт (в дальнейшем его перенесли в Славутич), узел связи. В поселке Лесном проживало около 3 тысяч человек.

8.


Названия у города тогда еще не было. Объявили конкурс. Из трех названий (Славутич, Солнечный, Солнцеград) всем пришлось по душе мягкое и поэтичное - Славутич. Само название города на древнеславянском языке означает: прославлять, величать, славу продолжать.
Официально город получил название «Славутич» Указом Президиума Верховного Совета УССР от 19 февраля 1987 года.

9. Ноябрь 1986


В начале января 1987 года работники Черниговского лесного хозяйства приступили к вырубке леса под будущий город. В ходе строительства города было строго указано, чтобы как можно меньше вырубать зеленых насаждений. Некоторые участки огораживали невысоким забором-штакетником и устанавливались щиты с призывом беречь лес. Город строился быстро, ежедневно менялся его облик. Строители работали по 2-3 смены в сутки.

10. будущая дорога к Славутичу


11. Строительство Киевского квартала


Количество строителей увеличивалось с каждым днем, например, если на 09.04.1987 года их было 3219 человек, то на 01.10.1987 - 8200 человек.
Много работало жителей г. Чернигова. Утром и вечером пригородный поезд был переполнен. Также приезжали на работу жители из окружающих сел.

12.Доставка техники


13. Проспект Дружбы народов


14.


15.


Несмотря на проблемы и трудности, город первой очереди был построен в установленные сроки. 26 марта 1988 года новоселы собрались в зале Славутичского горисполкома. Здесь в торжественной обстановке председатель городского совета А.Т.Паньков вручил ордера на квартиры. Ордер №1 получил слесарь централизованного ремонта ЧАЭС В.Н.Ежов.

16. Строительство железнодорожного вокзала


17. Славутич-город Дружбы Народов


*В статье использована информация и фотографии Алимова Евгенич Абдулаевича, создателя и директора «Краеведческого музея города Славутича и Чернобыльской АЭС»



Город энергетиков в современном мире...
Мое же путешествие в Славутич, как и обычно, началось с железнодорожной станции, но не Киев-пасс, а Чернигов.
Утренний разъезд по-черниговски, пригородные поезда во все возможны направления отправляются с разницей в несколько минут.

1. Электропоезд на Нежин, с отправлением в 8.16


2. Наш электропоезд на Неданчичи (отправление в 8.15) и дизель-поезд на ст. Горностаевка (8.23)


3. Поехали, первая остановка, о.п. Подусовка


4.


5. о.п.Белоус


6.


7.о.п. Левковичи


8. Станция Жукотки


9.


10. Бывшая станция, а нынче о.п.Малейки


11.


12.о.п. Демейка


13.


14. Прибыли на ст. Славутич, время в пути от ст. Чернигов 54 минуты


15. Здесь же отстаиваются электрички доставляющие работников на ЧАЭС, ничем особым кроме составности они не отличаются, эксплуатируются поезда по 10-14 вагонов, нигде больше на Украине такие длинные электрички не увидеть.


16. В пригородной же работе (Чернигов-Славутич-Неданчичи-Йолча) используются составы по 6 вагонов


17. Поездов дальнего следования здесь не увидишь, лишь пригородные и региональные. Электропоезда доставляющие работников на станцию здесь спокойно занесены в пригородное расписание, они лишь имею специальную нумерацию 9**


18.Железнодорожный вокзал Славутича, вид со стороны города


19. Те самые "атомные" электрички, вид в сторону Чернигова


20. Все платформы на станции высокие, даже на главном вокзале страны всего одна высокая платформа.


21. Панорама станции, вид в сторону Неданчичей (ЧАЭС)


22. Вид в сторону Чернигова


Участок Чернигов-Славутич-Семиходы-Янов электрифицировали в 1988-89, тогда же для подвоза работников стали использовать электропоезда. В Чернигове соорудили мойку и мастерские. А для более крупных ремонтов использовали единственное на ЮЗЖД моторвагонное депо Фастов, расстояние до которого от Славутича составляет 315 км. Так как участок Нежин-Чернигов электрифицировали только в 1999, для доставки составов использовали интересную схему: от Славутича до Чернигова электропоезд ехал собственным ходом, в Чернигове к нему цепляли тепловоз, который и доставлял состав в Нежин, такая схема действовала в течение 10 лет. Сейчас же в Чернигове создано собственное моторвагонное депо.

23. Кроме железнодорожного вокзала в городе есть автовокзал.


24. Имеется неплохое автобусное сообщение с украинскими Киевом и Черниговом, а также белорусским Комарином.


25. Весь город поделен на 12 кварталов, так же имеется промзона, больничный городок и др.


26. Первое, что видит приезжий в Славутиче, ну кроме вокзала, это огромный долгострой


27. Гостиница, которую уже никогда не достроят


28. Самый большой квартал-Киевский


29. Выгдяит очень даже неплохо, но меня не впечатлил, возможно, потому что я вижу такие дома каждый день.


30.


31. Беспокойные птицы над спокойным городом


32. От недостроенной гостиницы к центральной площади тянется парк


33. Человек сажающий надежду


34. Бывшее летнее кафе


35. Городских маршрутов в городе не существует, есть лишь проходящие междугородние


36. Достроенная гостиница


37. Городской совет


38. Который с обратной стороны ЗАГС


39. Несмотря на то, что город окружает черниговская область, сам Славутич находится в киевской.


40.Кино-концертный комплекс


41. Городская площадь


42.Белый ангел Славутича, городской оберег


43.Дом детского творчества


44. За городским стадионом виднеются дома на проспекте Дружбы Народов


45. Футбольное поле и частные домики киевского квартала. В такие небольшие "коттеджики" селили большие семьи и людей руководящих должностей


46. Городская поликлиника


47. На окраине уже 20 год строят Свято-Ильинский Храм


48. Делимость на кварталы играет в городе ключевую роль


49. Номера домов здесь зависят не от улиц, а от кварталов


50. Мы же исследуем дальше, Таллинский квартал


51. Над Таллином развивается украинский флаг, в Славутиче возможно все!


52. Здесь живут креативные люди


53. Магазин Daugava, да, это рижский квартал


54. Вильнюсский квартал, прибалтийские кварталы небольшие, как и сами республики


55. Белгородский квартал, непонятно почему он появился здесь. Белгород не столица республики, да и не особо большой город. Вероятно ключевую роль сыграло небольшое расстояние до УССР.


56.


57. Граница между Белгородским и Ленинградским кварталами


58. Магазин "Русь"


59. Просто груша с краником


60. Невзрачная налоговая инспекция, дома, находящиеся в середине города, между кварталами, единственные имеющие "уличные номера", а не "квартальные".


61. Ленинградский квартал. По всему городу имеются автобусные остановки, вероятно, использующиеся для развоза работником из прибывающих с ЧАЭС электричек.


62. Второй по величине квартал, Московский, мне понравился меньше всего.


63.


65. Самыми интересными мне показались "азиатские" кварталы. Тбилисский


66.


67.


68.


69. Дом культуры тбилисского квартала


70. Минского квартала в городе не сыщешь, но зато есть ТЦ "Минск"


71. Городская площадь


72. Будучи в городе в выходной день я подозревал, что в городской музей не попаду


73. Но все же, пусть мельком, но мне удалось его осмотреть. Электрожезловый аппарат и железнодорожная форма периода строительства города


74. План Славутича


75. Спасибо строителям за чудесный город.


76. Славутич-город молодых!


77. Бакинский квартал


77.


78. Детский садик


79.Ереванский квартал


80.


81.


82. Черниговский квартал, просто и без излишеств


83.


84. Но самый загадочный квартал-Добрынинский


85. Сразу даже и не понятно, кто его сооружал. Даже ходит шутка, что здесь трудились строители из общаги возле московской станции метро "Добрынинская"


86. А еще по улицам города здесь бродят верблюды. Шутка, просто приехал цирк.


87. Осмотрев город отправляюсь обратно с приветливой локомотивной бригадой


88.Прибыл обратно в Чернигов. Очень мне нравится здешний вокзал.


89. Электричка укатила обратно в Славутич, а белорусский дизель ждет отправления домой, сейчас лицезреть его в Чернигове можно всего один раз в неделю.


90. Региональный поезд Чернигов-Киев-Фастов, сейчас его продлили до Чернигова. После напряженного дня я отправляюсь домой


Славутич произвел наилучшие впечатления, чистый зеленый город с невероятно различной архитектурой. На его строительстве трудились вместе армяне и азербайджанцы, русские и грузины... После развала союза все проблемы и станции, и города свалились на Украину. Город пытаются стимулировать, объявив его свободной экономической зоной, но как то не получается, после полной остановки станции (2000) жители покидают город.

Славутич, Київщина

Previous post Next post
Up