Рось, Днепр и Ольшанка: три реки на Троицу

Jun 19, 2014 23:21

В устье Роси, культовое среди рыбаков место, я впервые попал в юности именно в качестве рыбака. С тех пор постоянно хотел вернуться. И вот, спустя 17 лет, наконец, вернулся - уже в составе семейного экипажа байдарки. И не пожалел.

Куда: Межирич - Крещатик - Мошны (49 км.)
Когда: 7.06.2014 - 9.06.2014
Кто:
Дима, Юля и Лёша - КНБ «Викинг» (Kizil Yildiz)
Рома, Вика и Артёмка - каркасная байдарка «Нэрис»

До места старта за селом Межирич доехали на машинах. Под мостом через Рось подхода к реке нет: перед мостом нужно свернуть направо на грунтовку, а через 130 метров, пропустив первый поворот налево, свернуть на втором - эта дорога ведёт к удобной полянке (49°37'01.5" N 31°26'38.3" E).
Машины отогнали в Канев на небольшую охраняемую стоянку (49°45'25.3" N 31°26'55.9" E) на улице Ленина - это место известно среди аборигенов под кодовым названием «баня». Обратно в Межирич нас подвёз каневский знакомый. Альтернатива - маршрутки «Канев-Черкассы», которые ходят часто.

День 1 (7.06.2014, 5 км.)
Стапелились не спеша, с пивом, перекусом и праздными беседами. По мосту через Рось в сторону Канева беспрерывно проносились мотоциклисты в неимоверном количестве - ехали на ежегодный слёт байкеров.

Тем временем к нашей полянке причалило плавсредство, в прошлой жизни бывшее байдаркой «Таймень», а в наши дни больше похожее на использованную мишень стрелкового тира. Экипаж - трое парней из Черкасс - взял эту лодку напрокат в надежде дойти от Драбовки до родного города. Задолбавшись вычёрпывать воду, в Межириче они собирались искать резиновый клей.
Подарив ребятам лишний тюбик, в 16:15 мы, наконец, отчалили. Рось здесь типичная - хорошее течение, чистая, но слегка мутновато-зелёная вода, большая глубина, плотно заросшие деревьями и кустами берега. Погода жаркая.
Единственное новшество - на рыбацких вымостках часто попадались деревянные палки с блоком-колёсиком на конце. Сколько мы ни ходили по рекам нашего края - нигде таких не встречали. Версий, зачем они нужны, придумали три: подвешивать рыболовную снасть «телевизор», доставать из воды лодки или изощрённо издеваться над противниками единой Украины.

Пройдя устье речки Росава (49°38'04.7" N 31°27'27.5" E) и мостик рядом с ним (49°38'14.4" N 31°27'38.3" E), начали искать стоянку - небо угрожающе хмурилось. Встали справа на полянке у лесной опушки (49°38'14.9" N 31°29'08.4" E) в начале села Михайловка. Место хорошее, удобное для купания. Мимо то и дело проходили небольшие группы байдарочников - маршрут очень популярен.
Вскоре эффектно причалили наши новые черкасские друзья.

Выпили вместе наш коньяк и их виски, обсудили геополитическую обстановку - и, сойдясь взглядами в её оценке, отправились спать.

День 2 (7.06.2014, 26 км.)
Ночью бушевала сильная гроза, но к утру небо прояснилось. Проснулись рано. Искупавшись и позавтракав, стартовали в рекордные для нас 10:00.
Река приятная - течение бодрое, завалов и мелей нет. Берегов почти не видно из-за густой растительности, по той же причине выйти на сушу можно далеко не везде. Лишь изредка в пейзаж вмешиваются нестандартные объекты. Подвесной мостик в Михайловке (49°38'34.4" N 31°29'52.5" E)…

…автомобильный мост из Михайловки в Хмельную (49°38'43.0" N 31°30'25.4" E), симпатичная горка с сосновой рощей (49°38'58.6" N 31°31'28.8" E)…

…и ещё один деревянный мостик (49°38'53.5" N 31°32'25.5" E). А потом - снова зелёные стены берегов.

Там лилии цветут.

Удобные для купания пляжи попадаются редко. Но купаться хотелось - жара стояла недетская. Искупались вот тут (49°38'47.9" N  31°32'49.4" E), за Михайловкой.

Населёнка заканчивается, и Рось начинает расширяться - чувствуется приближение устья. Места красивые, достойные документальных кадров телеканала Animal Planet. Периодически взлетают цапли, один раз у берега видели черепаху. В общем, есть на что посмотреть.

Люди на берегах тоже попадаются - летом сюда можно доехать на машине по грунтовкам. Встречаются и моторные лодки с рыбаками.
На перекус встали на полянке справа, здесь река делает резкую петлю (49°39'57.0" N 31°35'08.0" E). Здесь же искупались.

Течение постепенно сходит на нет, то и дело от основного русла отходят заливы. Выход в пролив Старая Рось отгорожен дамбой из щебня (49°39'30.5" N 31°35'52.9" E). В этом месте реку пересекает газопровод Уренгой-Помары-Ужгород.

Причалили в курортном селе Крещатик около импровизированного плавучего кафе (49°37'57.1" N  31°36'44.8" E)…

…и тщательно охраняемой базы отдыха.

Отдых здесь - в основном лодочно-рыболовной направленности. При нас один такой отдыхающий заодно с лодкой чуть не спустил на воду свою машину, но вовремя крикнули коллеги.

Правда, из всех продуктовых благ цивилизации на базе имелось лишь такое сомнительное удовольствие как разливное «Черниговское» пиво; до продуктового магазина отсюда - 800 метров. Но радушный бородатый хозяин пустил нас набрать воды, а заодно отсыпал немного соли - нашу мы перерасходовали из-за незапланированного объединения с черкасскими коллегами.
Сразу за Крещатиком, если пойти налево, можно войти в основное русло Днепра. Мы же пошли прямо, в узкий проход между островами (49°37'54.2" N 31°37'25.7" E). правый берег этого днепровского рукава плотно застроен современными «элитными коттеджами» (49°37'34.1" N 31°38'16.9" E).

А какой же уважающий хозяин такого «домика» откажет себе в удовольствии дополнить современную дачную архитектуру средневековым частоколом - а то ходят тут всякие.

Вода в Днепре чистая и прозрачная, видно песчаное дно, попадаются удобные пляжики для купания. На одном из таких пляжиков (49°37'32.1" N 31°40'21.5" E) искупали детей.

Дети остались довольны.

Пролив соединяется с основным руслом Днепра в самом глубоком его месте, обозначенном красными бакенами - фарватер тут проходит под самым правым берегом (49°37'33.8" N 31°42'15.5" E).

Поэтому правый берег плотно заставлен рыбаками на машинах и лодках. Собственно, в далёкие 90-е мы тоже рыбачили именно в этих местах. В поисках стоянки пришлось перейти через широченный Днепр.

Это не так опасно, как в Киеве: судоходства за два дня нашего пребывания тут мы не заметили, если не считать немногочисленных моторных лодок. На левом берегу - огромный мелководный плёс, поэтому рыбаки сюда не заходят. Мы же поставили палатки на песке на уютном островке (49°37'55.0" N  31°43'03.7" E). Песчаное дно, небольшая глубина - что ещё надо для детского счастья.

Стоянка была укомплектована причудливой корягой…

…не менее причудливыми водорослями…

…а под вечер - ещё и шикарным закатом, предвещающим дождь.

День 3 (8.06.2014, 18 км.)
Впрочем, дождь так и не пошёл, ночь оказалось очень тёплой, а день - изнуряющее жарким.
Вышли около 11:00. Широченный Днепр гладкий как зеркало, от этого зеркала отражается ослепительное солнце, ни намёка на ветерок и жара за 30 - не то Африка, не то дельта Меконга.

Чтобы срезать угол, свернули с основного русла вправо в пролив (49°37'37.9" N  31°45'02.2" E). Пейзажи в проливе довольно однообразны, пляжей и удобных выходов для купания практически не было. Зато после выхода из пролива (49°36'10.0" N 31°46'41.3" E) в «открытое море» сразу же причалили для купания около живописной коряги (49°35'36.8" N 31°46'54.1" E). А отчалив - тут же причалили снова: ну как не устроить перекус под таким симпатичным дубом (49°35'32.6" N 31°46'57.2" E).

Войдя в устье Ольшанки (49°34'40.8" N 31°47'51.0" E), дошли до плотины (49°33'57.5" N 31°46'37.0" E), которую обнесли по правому берегу. Около дамбы - стоянка яхт.

Вообще-то, можно антистапелиться и здесь, но с точки зрения транспортного сообщения лучше пройти ещё 6 км. против течения Ольшанки. Впрочем, течения как такового на этом участке реки нет из-за плотины.
Пейзажи Ольшанки довольно однообразны: то зелёные берега с зарослями камышей, то дачные участки. На участках, свободных от дач, попадаются полянки для стоянки. По берегам, как и положено Ольшанке, растёт ольха.

Вода в реке чистая, купаться приятно. Мы купались вот здесь, на левом берегу (49°31'37.2" N 31°46'14.4" E).
Антистапелились под автомобильным мостом (49°31'02.4" N 31°45'38.4" E) на правом берегу. Через 20 минут попыток автостопа мы с Викой и Лёшей поймали маршрутку «Черкассы-Канев», на которой и доехали до автостоянки с нашими машинами. Автобус «Эталон» оказался полупустым, теоретически можно было впихнуться в него со всем шмотьём.
Мошны известны любителям краеведения аж тремя достопримечательностями. Главная из них - Преображенская церковь (49°31'25.5" N  31°44'40.7" E) в центре села, построенная в 1830-е годы по заказу графа Михаила Воронцова - отсюда и восточный стиль, нетипичный для христианских храмов, но горячо любимый графом.
Дом врача (49°31'41.8" N 31°43'58.9" E), построенный по проекту Владислава Городецкого, тоже находится на центральной улице. В отличие от киевского Дома с химерами, это творение великого зодчего пребывает в плачевном состоянии. Католический костёл стоит чуть поодаль (49°31'21.0" N 31°44'26.9" E), по дороге на Корсунь-Шевченковский.

Выводы. Маршрут прекрасен. В июне-июле - идти не задумываясь, причём с детьми. Рыбакам стоит запланировать дополнительную днёвку. В мае, скорее всего, Рось в районе устья будет сильно разлитой; в августе же Днепр имеет неприятное обыкновение цвести зелёными водорослями.