Покинув уютную Теребовлю я прямиком направился в Копычинцы.
Основанное в 1443 году местечко, было в числе городов получивших Магдебургское право. Ныне от былого величия практически не осталось следа. В настоящее время Копычинцы седлает крупную автомобильную и желенодорожную развязку и имеет население 7 тыс. человек. Мне было важно побывать в Копычинцах. В 1955 году здесь непродолжительное время служил мой отец.
Въехал я в город со стороны Тернополя. Вот так сейчас выглядит бывшая улица 17 вересня.
Практически на въезде в город, отделенный от его центральной части речкой, стоит бывший казарменный городок. Казармы еще польской постройки. Здесь в послевоенный период квартировала учебная часть НКВД, а потом внутренних войск (авторота). Сейчас на месте казарменного городка Исправительно трудовая колония № 112 усиленного режима. Видя вооруженного часового на вышке, я не рискнул снимать колонию с близкого расстояния
На дальнем плане видны многоэтажные польские казармы
Вернемся к улице 17 вересня. Архитектура ее проста и незатейлива. Интересно, что новые домики возводятся "встиль" со старыми и, хотя на их фасаде попадаются даты из 80-х, их бывает трудно отличить от домиков начала ХХ века. Нечетная сторона улицы - бывшая окраина городка.
Рядом с домом традиционный для Западной Украины, а еще больше для Закарпатья, изукрашенный чеканкой колодец
Четная сторона
Этот домик важен для меня, ради него я и ехал в Копычинцы
Справа польская пристройка
Остатки былой жизни, польский буфет начала века
Еще один домик в центре
Костел успения Святой Девы Марии в центре города построен в 1802-1804 годах в стиле ампир семьей Баворских.
Вообще, если располагать временем здесь есть, что посмотреть, но надо заранее подготовиться. Помочь в этом может небольшой, сделанный с любовью,
сайт города Копычинцы. Из него мы узнаем, что помимо костела, синагоги, нескольких каменных и одной деревянной церквей начал XVII века, в городе можно осмотреть австрийский железнодорожный вокзал и типичную гражданскую застройку конца XIX - начала XX веков. Посмотреть фото с рускоязычным текстом можно
здесь. Два замка и средневековый город были до основания разрушены во время набегов татар, польско-турецкой войны и гражданской войны с Богданом Хмельницким. На месте второго замка еще в 1949 году (по другим данным в 1929 году) были зафиксированы руины башни и дворца Баворских. Но обо всем этом я узнал постфактум. Путешествуя через Копычинцы, имеет смысл попытаться разыскать остатки замков, тем более, что поздний замок находился в городском парке и должен читаться в рельефе.
От костела, я вместо того, чтобы по проторенной туристами дороге поехать на Черновцы, повернул на восток на Гусятин. Эта дорога была короче, но как оказалось не лучше. Через пару километров въехал в Чагари. В этом селе живет местный умелец, сооружающий монументальные скульптуры. Их уже около десятка, есть и один фонтан.
Беседка на въезде. Чтобы был ясен масштаб - сообщу, фигуры парня и девушки выполнены в натуральную величину
Следующая остановка - село Чабаровка - 1200 жителей. Филиальный костел 1930 года постройки в стиле неоготики. После ремонта сохранилась аутентичная черепица. По праздникам и выходным братья бернардинцы из Гусятина проводят здесь службы
Гусятин я проскочил без остановки, а дальше получилось "весело". На выезде из города я увидел серьезный указатель - "Чемеривцы - 12 км". Туда то мне и надо - с радостью подумал я и повернул руль на право. Проехал кладбище у которого на Пасху собрались местные жители. Постепенно дорога становилась все хуже и хуже, асфальт с воронками местами сменяла разбитая булыжная мостовая времен Первой мировой войны, по краям дороги кучи сваленного мусора, потом дорога практически исчезла превратившись в разбитый проселок... Попавшийся по дороге велосипедист радостно сообщил, что это коротка дорога на Чемеривцы, а мне надо было ехать по объездной, которая в два раза длиннее. Т.к. я находился как раз на середине пути, то поворачивать назад особого смысла не было и сжав зубы я продолжил насиловать машину. Я был так раздосадован и увлечен объездом препятствий, что не отснял эту дорогу в красках. Это был один из самых плохих участков на моем пути. Въехал в Чемеривцы я через какую-то помойку и сразу попал на солодовенный завод известного украинского производителя пива "Оболонь".
Парадный въезд
Еще в Чемеривцах есть музей и пушка перед ним, но его я не посмотрел
Не помню где снял, кажется в Заречанке - 12 минут езды от Чемеривцев. Надо будет уточнить, особая примета - за правым обрезом фото продовольственный магазин.
Это фото очень хорошо символизирует украинскую глубинку: старый автопром и новая часовня. В Западной Украине, в отличии от Беларуси, очень много не только вазовской старины, но и раритетных "Москвичей" всех моделей, попадаются так же и "Запорожцы", но горбатых или ушастых на ходу я не видел. "Волынь" встретил только одну.
Наконец, мимо замка въезжаю в сказочный город-пряник Каменец-Подольск. Въезжаю с правильного направления. Замок появляется внезапно и ошарашивает. За полдня проехал чуть больше ста километров.
Въезд по Турецкому мосту в старый город
Про Каменец-Подольский я расскажу в других постах. Рассказ будет долгий.
Другие мои репортажи о путешествии в Западную Украину можно посмотреть тут
http://starcom68.livejournal.com/1134107.html