День Говерлы

Sep 11, 2012 16:03

Немного объективной информации. Говерла - самая высокая гора Украинских Карпат - 2061 метр над уровнем моря, с её вершины в хорошую погоду можно увидеть даже Ивано-Франковск. С венгерского это название переводится как «снежная гора». Река Прут берёт своё начало у подножия Говерлы.
Пожалуй, восхождение на Говерлу и было главной и самой манящей целью нашего украинского турне. Задумывалась эта акция достаточно давно, и Говерла не переставала звать в гости январскими вечерами, когда мы, по обыкновению, возвращались на свою виллу в селе Яблуница, откатав очередной день в «Буковеле». Так уж получалось, что на обратном пути Говерла (а также Петрос, её сосед и друг) были отчётливо видны из окна авто. А уж чему суждено сбыться - то непременно сбудется.

Попасть на Говерлу можно самостоятельно, либо в составе организованной группы. Мы рассматривали оба варианта, и в итоге решили примкнуть к группе туристов базы «Ворохта». Старт был назначен на 8 утра от базы. Товарищи по отелю «Трутень» - киевляне Пётр и Лида - выразили готовность присоединиться к нам, и вот, позавтракав, мы вызвали таксомотор (ибо до «Ворохты» топать километра 3, а с утра не очень хочется) и благополучно прибыли на базу.
Нужно сказать, что накануне вечером прошёл ливень, похолодало градусов до 17, и утром было не очень понятно - будет ли снова дождь или как. По этому взяли с собой дождевики, а кроме того - тёплую одежду и даже шапки. По имеющейся информации, летом на Говерле возможна неприятная встреча с лютой непогодой. А бережёного - бог бережёт.
На базе «Ворохта» уже вовсю готовились к отъезду. Некоторые туристы примеряли резиновые сапоги. Так как мы были безальтернативно обуты в кроссовки, то посчитали эту меру излишней. Выяснилось, что не вся братия пойдёт на Говерлу, часть туристов взберётся на гору Пожижевская, и то не на вершину (1822 метра), а на высоту 1550 метров, где расположена метеостанция.
Ну так вот, мы расписались в журнале инструктажа (сам инструктаж был проведён позже), получили сухой паёк (съеден был позже), и погрузились в два «Икаруса». Общая численность группы составляла человек 80, не меньше.
По дороге одна из инструкоров-гидов рассказывала на приятном украинском языке о том, что предстоит, о Карпатском национальном природном парке, в который мы въехали. О том, что ёлки (или по-украински - «смереки») глушат звуки. И ежели отстанешь от группы, затеряешься среди смерек по нужде, то твоё «ау-помогите-сос» могут и не услышать. Оказывается, здесь, помимо прочей живности, водятся кабаны и даже бурые медведи. Очень хочется в это верить. Такие красивые места заслуживают, чтобы здесь обитали медведи. А медведи заслуживают здесь обитать. Хочется верить, что браконьеры и другое антропогенное влияние не свели их популяцию на нет.
Я же не сказала, куда именно мы ехали в «Икарусах»! А ехали мы на базу «Заросляк». А оттуда - по туристической тропе на Говерлу. По пути проезжали заставу лесников и заплатили им туристический сбор. Дорога к «Заросляку» была низкого качества - грунтовка, на собственном авто лучше не ездить, как впрочем лучше принципиально не ездить на нём по большей части Украины, увы. Но это капля дёгтя в нашем медовом повествовании, не более. По пути встретилось заброшенное форелевое хозяйство. Советские люди когда-то давно разводили здесь форель. Вода в хозяйство поступала из Прута.
Вот и приехали, по ощущениям дорога заняла минут 45. Выгружаемся, строимся в группы (Пожижевская и Говерла), проходим инструктаж. На Говерлу группу ведут три инструктора - Богдан, Мария и Олег. Один инструктор в голове, один в середине, и один замыкающий. Обгонять ведущего инструктора не рекомендуется, да это и сделать трудно - инструктор быстроногий. Публика подобралась разношёрстная, были и детишки, и пенсионеры. Предстоит пройти 4,5 километра с перепадом высот порядка 800 метров (от 1250 до 2061), затратив на это около трёх часов - и это только на подъём.

Бодрый старт. Забегая вперёд, скажу, что дошли почти все. Парочка пенсионеров всё-таки остановилась на полпути. Первые несколько сотен метров тропинка круто не поднималась в гору и проходила вдоль Прута, очень живописного здесь, через лес. А солнце тем временем стало доминировать над тучами, и, с учётом рюкзаков за спиной, было несколько жарковато. За нами увязалась собачонка, которая в итоге дошла до самой вершины. Мы так поняли, что она путешествует на Говерлу регулярно и осознано, получая за это остатки с туристского стола. Такой нехитрый собачий бизнес.

Подъём давался группе с некоторым напряжением сил, темп был не прогулочным. Некоторые участники мероприятия подготовились весьма основательно, оснастившись альпенштоками (специальные палки для восхождения в горы). Иные подобрали в лесу простые палки, и опирались на них. По всей видимости, с палкой карабкаться легче. Я не пробовала. Руки были заняты фотоаппаратом.

По пути мы сделали несколько привалов минуты на 3-4. Увидели водопад, который даёт начало Пруту, а также увидели метеостанцию на Пожижевской, куда отправились наши менее подготовленные товарищи. Так уж мы устроены, что порой самоутверждаемся на фоне отстающих. Осознание того, что не все рискнули топать на Говерлу, волей-неволей повышало самооценку.

Красотища вокруг невероятная! Чем ближе вершина, тем круче становился подъём. А самой вершины не видно, она за облаками. А мы уже на уровне облаков, и некоторые облака даже ниже нас. И всё дальше красная крыша «Заросляка». Очень точное, кстати, название. Вокруг базы сплошные заросли елей. Вот показалась вершина, и все обрадовались - ну вот она, Говерла. Ан нет, уважаемые - это лишь Говерлянка, промежуточная вершина на пути к главной. А главной по-прежнему не видать.

Последний привал на пути к вершине делаем уже на Говерлянке, отсюда уже видно главный пик. Последний бой - он трудный самый, и на некоторых участках пришлось карабкаться почти на четвереньках. Инструкторы советуют не форсировать движение, делать микропаузы через определенное число шагов и ритмично дышать. Группа, внизу выглядевшая монолитной, очень прилично растянулась. Это сказалась неоднородность состава участников.

Это наши друзья-киевляне:

И вот через загаданные еще внизу три часа - вершина! Конечно же, настроение приподнятое, сразу оглядываешься вокруг, утоляя давний интерес - что же всё-таки видно с высшей точки Украины? Эх, облака, которые теперь почти все ниже нас, существенно мешают, но видно немало и всё очень красиво. Хочется кому-нибудь позвонить и поделиться радостью, что большинство и делает. Связь на удивление устойчивая.

Видно еще украинское село Деловое, но видно уже румынские горы. Виден небольшой водоём.

На вершине стоит большой металлический крест, флаги Украины, и еще пара монументов. Фотографируемся с ними, фотографируем окрестности. Достаём паёк и с полным правом съедаем. В какой-то момент на гору забегает спортивного вида дяденька в одних лишь шортах, просит сфотографировать его на фоне, и продолжает забег вниз к видимому водоёмчику с целью искупаться. Спортсмен впечатляет темпом передвижения, мы бы так не смогли.

Прошёл час, Богдан собирает группу для общего протокольного фото и командует спуск.
Ожидалось, что спускаться будет относительно легко, но вышло иначе. На спуск ушло два часа. В некотором роде спуск сложнее, так как он, во-первых, следует после энергозатратного подъёма, а во-вторых, нужно постоянно работать - тормозить, чтобы не улететь стремительно вниз. Было бы здорово, чтобы на спуске наступила снежная зима. Появилась бы возможность с ветерком и удовольствием спуститься 4,5 километра на лыжах. Чудеса бывают, но не в этот раз. На спуске группа еще больше растянулась. Солнышко припекало.

Но вот мы и в лесу, набираем в опустевшие уже фляги воду прямо из Прута и пьём. Вкусно!

Внизу ждём отстающих, рассматриваем предложения на сувенирном рынке. Привлекает внимание колоритная семья из Донецка - мама и две дочери, на вид одиннадцати
и восьми лет. Девчата очень боевые, блондинистые и в веснушках. С альпенштоками. А солнышко сделало их похожими местами на розовых поросят. Наконец все в сборе, грузимся в «Икарусы» и едем обратно. Однако для нас приготовлен небольшой пикник. Не доезжая до базы «Ворохта», сворачиваем в лес, а там уже готов шашлык, картошка, вино и чай. И еще приятный сюрприз - по-настоящему народный дядечка-баянист с приличным «Вельтмейстером». Пел очень душевно, непрерывно и зажигательно. Впоследствии досадовали, что не засняли его на видео. Не экзотики ради, а просто за художественные достоинства. Звучали и чисто народные песни, и ставшие таковыми - «Червона рута», «Мiй рiдный край», «Водограй», «Розпрягайте, хлопцi, коней», «Ой, на горi два дубки»… Было так здорово, что уезжать не хотелось. Но время неумолимо.
Едва загрузились в автобусы - пошёл ливень. Сразу подумалось - пойди он двумя часами раньше, или еще раньше, Говерла показалась бы очень негостеприимной. Нам действительно повезло с этим дождём, точнее с его отсутствием в нужное время.
На том же уютном такси доезжаем до «Трутня». Наступает вечер прощание с Ворохтой, завтра отправляемся дальше, в Закарпатье. Всем спасибо, было фантастично.