Мне не хочется вписывать в свой субъективный рассказ сухие факты о строительстве, стилях, именах и датах. Их крайне легко отыскать простым набором «Воронцовский дворец» в Google. Поэтому из того, что здесь написано, многое я вспоминаю из рассказа экскурсовода (поэтому прошу прощения, если будут неточности в рассказе).
Воронцовский дворец в Алупке строился достаточно долго, около 20 лет, с 1828 года 1848. Построен он из крымского диабаза (из него же сделана и трибуна на Красной площади, откуда выступали Советские правители).
Именно этот дворец был самым любимым из всех имеющихся у графа Воронцова. Хотя и самый маленький.
Для того, чтобы его построить были привлечены английский строители. Проект дворца осуществлялся исходя из его расположения, то бишь ни на метр влево, ни на метр вправо.
По словам охранника, который прогуливался недалеко от нашей экскурсии, в фундаменте дворца даже использовался яичный белок.
Благодаря своей прочности дворец выстоял землетрясение, устоял. Некоторую трещину я все же обнаружила, но она все же не так критична оказалась для устоячивости всего сооружения.
Опять-таки по словам охранника подземный ход между дворцом и подвалами Массандры существует, это не легенда. Но он в заброшенном состоянии, им никто не пользуется и ничего не делается для того, чтобы привести его в годное состояние.
В самом начале эксукрсии мы попали в длинный коридор, с одной стороны которого - шкаф, а с другой - история создания дворца, в картинках.
Парадный кабинет.
Покои Елисаветы Ксаверьевны.
Именно эта комната была выделена Черчиллю во время его визита в Ялту в 1945 году. Но по слухам, он в ней не ночевал, поскольку везде носились представители НКВД. Для Черчилля в море стоял катер с кроватью, куда он и ходил каждую ночь отдыхать.
Ситцевая комната.
К сожалению, достойных изображений комнаты мне сделать не удалось. Поскольку она сама крайне маленькая, еще и была наполнена людьми. А также весь ситец на стенах был закрыт пленкой. Чтобы сохранить первозданный вид материала.
Что интересно: в то время (когда строился дворец) ситец был крайне дорогим материалом, немногие дамы могли позволить себе платья из ситца. А в доме Воронцова им была обклеена целая комната, что говорит о роскоши дворца.
Говорят, что когда-то в начале Воронцов вел бюджет постройки, но когда сумма дошла до 10 млн (не буду ручаться за цифру, она прозвучала из уст экскурсовода), то граф бросил это занятие и просто достраивал дворец, на считаясь с расходами.
Парадный вестибюль.
Украшен портретами Екатерины II, графини Браницкой А.В. (мать Елисаветы Ксаверьевны Браницкой, жены Воронцова) и графа Ксаверия Браницкого (отца Елисаветы Ксаверьевны).
Тамбур с восточными коврами.
Комнатка с ними находится за закрытыми дверьми в силу ценности экспонатов, которые выполнены вручную. И до сих пор не разгадано, как они были созданы. Тайна плетения ушла вместе с создателями ковров.
Голубая гостинная.
Служившая также и комнатой, где происходили театральные постановки и вечера. Говорят, что когда выступавший в ней Шаляпин начал петь, стены не выдерживали, публике пришлось переходить на улицу.
Лепнина, присутствующая на стенах дворца, ручной работы. Когда дворец был только открыт для экскурсий, людей водили и на второй этаж (покои находились в том числе и над голубой комнатой), в покои Воронцовых. Но уже после нескольких дней таких посещений лепнина стала отваливаться. И все экскурсии по второму этажу были прекращены. Теперь доступ в покои на втором этаже имеют только сотрудники музея, и то - не все.
Зимний сад.
Особо хочется выделить мраморную скульптуру девочки, выполненную Корбеллини. Говорят, что это уникальная работа, поскольку до сих пор скульпторы ломают голову, как она выполена, на сегодняшний день повторить технику выполения никто не может. Этим эта девочка и уникальна. И это оригинал.
Парадная столовая.
В самом центре сбоку расположен фонтан, играющий кроме декоративной, еще и практическую роль: по нему стекала вода в резервуар, где охлаждались вина перед подачей на стол.
Бильярдная.
Южный фасад Воронцовского дворца.
Фонтан слез. Практически точная копия бахчисарайского фонтана.
В парке Воронцовского дворца три вида кедров: ливанский, гималайский и атласский.
Ливанский кедр у ливанцев считается священным деревом, он изображен на гербе Ливана и на самой высшей награде Ливана. Говорят, что ливанцы, попадающие в парк и видящие кедр, даже падают перед деревом на колени и молятся. Вот так.
Запах рядом с деревом просто пьянящий. Говорят, что даже под деревом проводили операции, настолько стерильно вокруг. И фитонциды. Дерево выделяет огромное количество фитонцидов. За счет них и чистота воздуха.
Вообще при прогулке по парку на многих камнях были замечены отодранные таблички. При вопросе у экскурсовода, что это, она только тяжело вздохнула и сказала: «Слава Богу сняли, а то позорно было даже рассказывать». А дело-то вот в чем. После окончания войны по всему побережью Крыма бегали представители власти и грабили все, рассказывая при этом, что именно немцы виноваты в погромах, разгромах и хищениях. И в какой-то момент, чтобы хоть как-то сохранить то, что осталось от дворца, даже на камни в парке были прибиты таблички с инвентарными номерами!!!
Где-то там вдали, трезубья Ай-Петри. Высота горы - 1234 м. «Знаете как легко запомнить?» - спросила эксурсовод.
1 - 2 - 3 - 4. До неузнаваемости просто.
Араукария. Крайне прихотливое растение, которое хоть и присутствует в Крыму, но за его выживаемость приходится постоянно бороться. Вплоть до того, что специально для этого дерева на территорию парка постоянно доставляется кровь с ближайшего мясокомбината для подкормки. И только таким образом его удалось выходить.
Потемкинский кипарис. Один из самых старых в Крыму, посажен был еще самим Потемкиным.
Тисовое дерево. Является крайне ядовитым. Может вызвать мгновенную смерть.
Правда, есть интересный факт того, что в одном из произведений Агаты Кристи было совершено преступление путем отравления тисовым джемом. А вот и неправда. В тисовом дереве ядовито все. Кроме ягод. Так что сжульничала тетя Агата.