По пещерным городам: Челтер-Мармара

Jul 11, 2012 23:16

Заключительный отчет о нашем майском походе по пещерным городам Крыма. После Мангупа мы отправились в сторону села Терновка, чтоб посмотреть монастыри Шулдан и Челтер-Мармара, по последний был настолько обезображен современной хозяйственной деятельностью, что подниматься к нему мы не стали. Осмотрели Челтер-Мармару переночевали на Пятой балке и вернулись в сторону Бахчисарая.



Челтер-Мармара. Тоннель ведущий от монастырского комплекса к плато.



Вообще все, что мы увидели за последние сутки этого похода можно смело называть бонусом, так как закончить маршрут мы планировали на Мангупе! Это беспрецедентный случай в практичке моих походов, так как обычно мы ставим себе наполеоновские планы и если выполняем из них хотя бы половину, то считаем поход удавшимся. Помнилось как пять лет назад мы начали поход по пещерным городам на Ески-Кермене, успели глянуть еще Кыз (тот который одинокая башня напротив Ески) а потом, как последние овощи, затупили на Качи-Кальона на пару дней. Так, что ни запланированного Тепе-Кермена ни Чуфут-Кале посмотреть не успели. Еще бы: на Качи такие прекрасные закаты, а вино и шашлык так располагали к матрасничеству. В этот раз у нас собралась бравая группа, да еще и Богач отлично знал местность. Так что вместо того, чтоб заканчивать отчет прошлой частью предлагаю проследовать с нами дальше.

Как я уже говорил Шулдан настолько разочаровал нас, что мы даже подниматься к нему не стали и ограничились точным шотом Толстого с его десятикратным зумом.

Я в этом кадре выполнял ответственную роль штатива.


Фото by tolstyj99
Собственно фотка купола над монастырем. Такой новодел лично меня никак не привлекал. К тому же по соседству, на обрыве того же плато числился еще и монастырь Челтер-Мармара, который на фотках в путеводителе выглядел просто сногсшибательно. К тому же информации об оккупации его монахами у нас на тот момент не было. Теплилась надежда увидеть что-то стоящее сравнимое с Тепе-Керменом.



ДОТ №65, расположенный в долине на окраине Терновки, прикрывал подступы к Севастополю.



"Голосуйте за коммунистов, а то шею свернем" - так подумалось нам при первом взгляде на этого парня, но очень скоро мы узнали отчего и почему в эти дни в Терновке можно свернуть шею. Взяв немного прохладного пива в местном магазине мы сели на лавочку недалеко от остановки. Лавочка пряталась в тени и стояла спиной к дороге. Чтоб увидеть что происходит на одной из центральных улиц приходилось разворачиваться, а смотреть было на что. Именно в эти дни праздновался выпускной, то ли в местной школе то ли в техникуме и нарядные выпускницы дефилировали у нас за спинами призывно стуча каблучками.

Чтоб не повторить подвиг молодого любителя коммунистической партии решили поскорее выбираться в сторону пещерного монастыря.



Сельской ландшафт Терновки.

Подъем к плато в такую жару был дерзким как наряды терновских выпускниц, но мы с ним справились. И уже практически на вершине, когда показались тропинки ведущие к гротам, мы внезапно отключили мозг и решили, что монастырь не может быть наверху, а должен быть в одном из гротов недалеко от вершины. Логика, в принципе, была правильной. Но не повторяйте наших ошибок, к Челтер-Мармаре ведут целых две тропы с вершины плато, при чем одна живописнее другой, а к этим тропам ведут прекрасные лесные дороги. Низом же, до еще и от подъема возле горы Кафка-Тепе, если и есть какая-то лисья тропа, то она явно не предназначена для передвижения туристов с рюкзаками. К тому же вся местная флора вконец озверела, и даже безобидные в наших широтах деревья, тут норовили уколоть вас или просто слизать верхнюю часть кожного покрова. В общем через час с небольшим мы вернулись к тропе ведущей на вершину, все поцарапанные и подертые.



Один из гротов горы Кафка-тепе.

На вершине плато у нас внезапно опять включился мозг и мы нашли в навигаторе заветную точку подписанную "пещ. мон. (разр)" и спокойно вышли по верху к Челтер-Мармаре.

Челтер-Мармара относительно крупный пещерный комплекс, состоящий из более чем 80-ти пещер расположенных в пять ярусов. Функционировал он с ХII по конец XV века, то есть в период существования княжества Феодоро и погиб, предположительно, вместе с последним после турецкого завоевания.

Название Челтер-Мармара переводиться с татарского как Мраморная решетка. Вряд ли монастырь так именовали при жизни обители и скорее-всего такое название руины монастыря получили благодаря пяти светлым колоннам поддерживающим один из гротов.

К сожалению сейчас лицезреть классический вид монастыря не представляется возможным, так как он захвачен монахами и грот с колоннами перестроен так, что эти самые колонны стали частью сплошной стены.



Собственно на этом снимке можно видеть две из них. Между ними уже стоит нечто несуразное, даже без намека на историзм.



В общем, уже после первого взгляда на бурную хозяйственную деятельность развернутую в монастыре нам стало грустно. Тем не менее не идти же назад?



Фото by tolstyj99
Мы спрятали рюкзаки в кустах и спустились к Челтеру по живописной лестнице вырубленной в скале.

Монастырский комплекс действительно очень обширный, монахи сейчас используют едва ли больше трети всех пещер.



До этих нор очередь пока не дошла.



Хозяйственная деятельность имеет и свои плюсы: лестницы, построенный монахами, позволяют подниматься с уровня на уровень, что было бы невозможно без специального снаряжения.



Местная колокольня.



Ниши для сбора воды, глубина их достигает двух с половиной метров. Монастырю требовалось много воды.



Мостики и переходы очень порадовали - блуждая по пустынному монастырю можно почувствовать себя Индианой Джонсом.



Тоннель и лесенка ведущая на вершину плато к западу от монастыря.



Толстый недалеко от тоннеля.



Тепличное хозяйство в долине очень хороший ориентир для тех кто ищет монастырь без карты и навигатора.



Но если вы думаете, что все так просто смею вас разочаровать. Как следует из этой табличке доступ к обители в ближайшем времени будет ограничен, если этого не случилось уже сейчас. Нас никто не тревожил потому, что мы попали в монастырь во время службы и все монахи были несколько заняты.

Кому лень читать с фотографии - краткая выдержка:
"Руководителям групп необходимо заблаговременно присылать в монастырь прошение на имя настоятеля для получения благословения на посещение монастыря... В прошении следует указать дату и время посещения и ориентировочное число посетителей.
Без сопровождения представителя монастыря хождение туристических и паломнических групп запрещено.
Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается"

Вывода делайте сами...

Поднявшись на плато Богач и Толстый пошли назад поверху, я же решил воспользоваться беспризорностью обители и пройтись по ней еще раз в обратном направлении.



Возле звонницы я заметил такую вот лесенку.



Она вела в небольшой и частично обустроенный храм.



Иконостас



Место для молитвы.

Когда я только подошел к лесенке чтоб спуститься вниз грянул колокол. Практически у меня под ухом. О неожиданности я чуть не скатился вниз кубарем. Мое появления для звонаря было такой же неожиданностью как для меня колокольный звон, пока монах не опомнился я проследовал мимо и через нижний ярус комплекса вышел к своим.

К туристической стоянке Пятая Балка мы шли по краю плато...


...и наслаждались великолепным закатом.



На стоянке было довольно людно и мы решили стать лагерем на небольшой насыпи разделяющей два пруда. Зато родник со свежей и чистой водой был всего в нескольких метрах.


Вид на один из прудов на рассвете. Чего мне не спалось в такую рань? Да просто местная фауна устроила распевку перед рассветом.



Фото by tolstyj99
А вот собственно и хор, практически в полном составе!

Собственно дальнейшие события описывать особо нечего, утром мы спустились обратно в Терновку, откуда транзитом через Бахчисарай, попали в Симферополь, а там поезд и дом. О том что в нашем плацкартном купе ехало от 6-ти до 8-ми человек, да еще и велосипед, рассказывать не буду, чтоб не портить впечатление от загадочных крымских пещерных городов.

Крим, печерні міста Криму

Previous post Next post
Up