Самостоятельное путешествие в Припять

Apr 19, 2012 11:54


- Послезавтра едешь, на тебя оформили пропуск!

- Куда???

- Как куда?! В Чернобыль!



Таким диалогом меня обрадовали в понедельник.



И ведь действительно обрадовали - поездку в зону я откладывал уже несколько лет, но внутренний голос очень часто будоражил: «Торопись! С каждым годом там будет всё больше туристов, а чем больше туристов - тем меньше удовольствия!». Меньше удовольствия я не хотел, и поэтому торопился, мусолил сайты туроператоров, смотрел на цены, долго думал, когда же поехать и опять откладывал. А тут - прекрасная возможность сэкономить 100 долларов (или сколько там сейчас стоит экскурсия) и до европейского футбольного нашествия (а не приходится сомневаться, что это экскурсионное направление будет одним из самых популярных) посетить родные радиационные места.

Из Киева выезжаю в 8 утра. Солнце очень кстати появилось после нескольких пасмурных дней, безмерно хочется спать и, несмотря на поглощенные с утра сардельки, кушать. Навстречу толпятся машины, спешащие в Киев из пригородов, а я, такой красивый, зеваю им навстречу по свободной дороге: всегда приятно чесать против шерсти, когда речь идет о движении, противоположном пробке:) Дорога от Киева до КПП «Дитятки» - пропускного пункта в 30-километровую зону - ровная и 120-километровая. По пути много сёл со стихийными рынками вдоль дороги - такой себе плацдарм для самоубийц, перебегающих через дорогу от бабки, торгующей яблоками к бабке, торгующей тыквами.



Сразу за Дымером встречаю место гибели Леонида Быкова. По удивительному совпадению, он погиб именно сегодня, 11 апреля. Приятно, что рядом со стелой в виде лопасти пропеллера - живые цветы. Помнят.



КПП «Дитятки» открывается в 9.30. Как раз к этому времени я на месте, даю паспорт, показываю, что везу в машине, получаю пропуск. Все формальности проходят настолько быстро, что я даже как-то растерялся и не сразу среагировал на жест милиционера:

- Проезжай!

А ведь раньше, еще полтора года назад, на въезде машину тщательно досматривали и каждому выдавали дозиметр. Наверное все раздали…



Медленно въезжаю в зону. Моментально исчезают машины, начинает неприятно кружиться голова, появляется ощущение чего-то сверхъестественного, всё вокруг становится загадочным, над полями возникают вороны гигантских размеров, а под копчиком начинает чесаться прорастающий хвост.

Всё это конечно же полнейшая чепуха! Не меняется ровным счетом ничего.

Траффик на дороге пропал еще минут за 15 до КПП, после поворота в Иванкове. Машины конечно встречаются, но очень редко, в основном технологический транспорт. Что действительно изменилось - кроме внутреннего осознания нахождения на закрытой территории - так это сёла. Их нет. Вернее они есть, стоят вдоль дороги, мрачно виднеясь сквозь нераспустившуюся листву деревьев перекошенными домами с разбитыми стеклами и сараями, поросшими деревьями, словно сопровождая машины взглядом, но их на самом деле нет. Есть только таблички, говорящие о том, что это в прошлом такое-то село, в котором проживало столько-то человек, выселено тогда-то. Ну и отсутствие мусора бросается в глаза на обочинах. «Чисто не там, где убирают, а там, где нет людей!»

В наше время очень мало людей путешествуют абсолютно неподготовленными. Хотя в неподготовленности, хочу Вам сказать, есть определенная прелесть. Подобным образом я летел на Канарский остров Лансароте, не  зная о нем абсолютно ничего (начиная с того, какой он по размерам и есть ли там инфраструктура или это просто маленький остров с одним отельчиком, не говоря уже о наличии достопримечательностей). Когда едешь в Париж, то понимаешь, что попадешь в европейский город и увидишь башню. Планируя поездку в Бангкок можно себе легко нарисовать в голове азиатскую суету с большим количеством мототранспорта. Можно где-то ошибиться в настроении города, что-то может поразить, но в общем, люди знают чего ожидать от тех мест, в которые они едут.

Какой атмосферы ожидать от Припяти и Чернобыля я не знал. Нет, я понимал что собой представляют города, знал, что в Чернобыле сейчас проживают около 6000 человек (в основном из обслуживающего персонала ЧАЭС), знал, что Припять - мертвый город, подготовился к поездке, внимательно изучив карту и программу туроператоров, которые сюда возят экскурсии. Но то, что я увидел, въехав в Чернобыль, меня всё равно поразило. Даже не так - перевернуло моё представление. Я попал в Советский Союз! Милые сердцу 80-е, по которым я ностальгирую с детским трепетом в душе! Очень мало людей, очень мало машин, советские фасады зданий и советская символика, ленин дедушка, точнее, - дедушка Ленин. Но окончательно взяло за ноги и макнуло в прошлое - подобно тому, как мать алкоголичка провинившегося 7-летнего сынишку, который играл сырниками футбол, берет и макает головой вниз в сельский туалет - радио! На столбах висели динамики, и на весь город радио транслировало заседание Верховного Совета!!!



Чернобыль - город почти с 1000-летней историей. Только поэтому я, как истинный ценитель истории, делаю памятный снимок на фоне стелы при въезде в город. По левую сторону красуются бетонные дома, сушится постиранное бельё, за ним стоит переоборудованное здание автовокзала, а еще дальше - новый парк. Естественно, тематический и посвященный вовсе не памяти Майкла Джексона. В глубину от дороги за парком - сплошной деревянный забор, за которым начинаются самые настоящие радиоактивные джунгли. В Чернобыле первым делом подъезжаю в районо (позвольте мне называть это так) и ставлю штамп - нечто вроде временной регистрации. Проезжаю квартал, чтобы взглянуть на скелет танка посреди стадиона на фоне Свято-Ильинской церкви (отметившей недавно своё 250-летие). Взглядываю - и понимаю: это единственный скелет танка в мире, находящийся посреди стадиона на фоне Свято-Ильинской церкви. Единственный! Такого больше нет ни в Сингапуре, ни во Франции, ни даже в Иране! Странно, что люди не понимают и не ценят этого.



От Чернобыля до ЧАЭС - около 15 км. На этом участке - еще один КПП - въезд в 10-километровую зону. Формальности - и вот, спустя 10 минут, я уже делаю полукруг почёта вокруг атомной станции. Проезжаю в 100 метрах от разрушенного третьего энергоблока и заглядываю в охладительный пруд, где, по словам людей, часто здесь бывающих,  периодически всплывают такие спины, что акулы нервно и в сторонке. Конечно никаких рыб я не увижу, как не увижу и давно вырубленный рыжий лес. Зато могу послушать как начинает бесноваться дозиметр, когда я проезжаю с юго-западной стороны от ЧАЭС (куда пошел первый выброс), и, несмотря на скорость движения в 100 км/час, показывает 390 мкр/час (при допустимой дозе для человека в 20 мкр/час). Но прогулка по ЧАЭС без проводника и рассказов - глупое и бессмысленное занятие, поэтому сворачиваю в сторону Припяти.



Признаться, очень волнуюсь по пути в неизвестность. А Припять, как специально, еще и находится, прячась за изгибом дуги моста и абсолютно не видна издалека. На въезде в город еще один КП.

- Добрый день, ваш пропуск!, - обращается ко мне по-украински улыбчивый охранник.

- Пожалуйста, - протягиваю бумажку.

- Этот пропуск (Р-7) не даёт права въезжать на территорию Припяти.

*А вот этими японскими и не только тракторцами пытались сбросить обломки четвертого реактора с крыши третьего. В итоге они все "встали" после трех минут работы*



Я, неготовый к такому повороту событий, аж, право, растерялся. Только стою, хлопая глазами с пропуском в руках и смотрю за колючую проволоку, которой огорожен город, вглядываясь в пустые многоэтажки. Оставить цель, слегка лишь прикоснувшись к ней - это как незаконченный половой акт, поэтому собираюсь с мыслями и иду до конца, вступая с охранником в половой акт переговоры. Но зона - это ведь край чудес, не знали?! Где еще, как не здесь, охранник режимного объекта играет на опережение, и, почесывая затылок, вступает в переговоры со мной первым:

- Як жэ ж тэбэ туды пропустыты?!



В ходе часовых переговоров я полностью убеждаюсь, что вовсе не финансовый стимул движет этим 40-летним львовянином. Забегая наперед, скажу, что уже перед выходом, он так и не взял у меня 50 грн «на пиво». Мужик искренне пытается войти в моё положение и помочь, но, по его словам, сегодня туристических групп не было (а приезжают они почти каждый день, человек по 15 в сумме, чаще на микроавтобусах), а я один, гуляющий по территории Припяти, могу вызвать подозрение (за час беседы с территории выехало 2 машины тех, у кого я мог бы вызвать подозрение). Спустя час появляется бусик, в котором трое проводников (!!!) привезли одного (!!!) американского туриста. Они не заезжают на территорию, а останавливаются возле КП, там где находится заброшенная автостанция. Я подхожу на переговоры с проводниками, которые в это время по мху и опавшим листьям отправляют американца вглубь помещения автовокзала.



Моя подготовка к поездке ограничивалась пониманием того, что, если только я не примкну к большой туристической группе, я не буду сходить с асфальта, не буду заходить вглубь помещений, не буду трогать и лизать металлические предметы и не буду есть грибы и ягоды. Поэтому уверенно шагающий по мху, который очень хорошо «впитывает» радиактивную пыль, американец сразу заставил меня спросить:

- А там не сильно фонит?

- Сильно

- А чего….?!, - я, показывая на американца.

- Тааааа, - безразлично махают рукой проводники.



С собой они меня не взяли… Да и вообще, на территорию Припяти не заезжали. Но своим присутствием окончательно убедили охранника меня впустить:

- Иди, только пешком, машину оставь тут. Если что - я скажу, что ты турист, отбившийся от группы. Но если будет ехать машина, ты на всякий случай спрячься в кустах!

- Спасибо!, - улыбаюсь я, думаю, что я вот прямо с разгона буду в кустах прятаться.



При норме на КПП в 50 мкр/час, дозиметр показывает 57…



Энергетика! Невероятная энергетика ощущается повсюду! Я один посреди заброшенного города! Улицы, так отчетливо видные на картах гугл, до невозможности сузились и заросли кустами, мхом и деревьями! Всё вокруг кажется небезопасным, и ступать за пределы асфальта страшно! Причем догадываюсь, что эти страхи были очень преувеличенными тогда, но вот атмосфера, захлестнувшая меня в Припяти, не давала нормально соображать!



Тишина! Только пение птиц, мои шаги и потрескивания дозиметра. 42, 67, 83, 118… Заброшенная больница, дома, кафе, почта, гостиница, дворец культуры. Старые желтые телефонные будки, советская символика, ванны, висящие на деревьях и гудящая тишина. Плюс дополнительный адреналин от как бы незаконности моего пребывания: мне приходилось вслушиваться не едет ли машина и просматривать пути для возможного побега:) Но машин не было, а вот время моё было ограничено обстоятельствами, от меня не зависящими. Для прогулки у меня было всего минут 40, поэтому дойдя до знаменитого колеса обозрения, я направился обратно к КПП по бульвару Ленина…









… Когда до КПП оставалось метров 300 и он виднелся вдали, я услышал посторонний звук. Для меня, с головой погрузившегося в инопланетную атмосферу, посторонним был любой звук, кроме трех упоминавшихся выше! Я отошел к обочине и начал всматриваться, ожидая увидеть машину у КП. Но машины не было, а звук послышался вновь. Он исходил от пятиэтажки, которая находилась в 20 метрах  от меня.







«Сука, металлолом кто-то крадет наверное!», - подумал я. Видимо, подумал громко, потому что «сука» поднял голову и кабаньим рылом посмотрел в мою сторону. Не сказать, что я охуел, но резко захотелось какать! В 20-ти метрах от меня я отчетливо увидел двух здоровых диких кабанов (один из которых был, похоже, свиноматкой) и двух небольших кабанят с ними. Я, несмотря на то, что родился в год кабана и что включенный фотоаппарат был у меня в руках, быстрее свиноматки расценил себя, как угрозу поросятам в её глазах, подумал, что стартовый рывок мне даст преимущество в 50 метров, а до КПП всего метров 300 и дал дёру! Так быстро я не бегал никогда! Даже когда воровал кукурузу в 13 лет на чужом огороде! Даже когда очень хотел в туалет, возвращаясь как-то из универа! Никогда! И посрать мне было в тот момент, что кабаны испугались не меньше чем я и с такой же скоростью побежали в противоположном направлении! За секунду я успел прокрутить всю безысходность ситуации в том случае, если бы кабаны побежали на меня: мне оставалось или карабкаться на тополя (по моему убеждению - радиактивные) или пытаться успеть добежать до заброшенного подъезда и там прятаться, вдыхая радиактивную пыль.



- А, так я забув тоби сказаты: тут и кабаны водяться, и волки и дажэ рыси! Тилькы ты нэ бийся, крим рыси нихто нэ набросыться сам!, - отреагировал охранник на мой возбужденный рассказ! Бояться было действительно поздно, но что ж ты, гад, раньше мне этого не сказал?! Туристы обычно приезжают в Припять группами. Хоть небольшими, но группами. И ездят они по Припяти микроавтобусами, делая короткие остановки, создавая шум и разговоры, которые отпугивают диких животных. Я же гулял сам и кроме почти беззвучных шагов разве что отрыгивал пару раз съеденной утром сарделькой. И вовсе не радиация могла стать для меня главным врагом в заброшенном городе.

Из википедии: «Наблюдения показали, что количество мутаций у растений и животных хотя и выросло, но незначительно, и природа успешно справляется с их последствиями. С другой стороны, снятие антропогенного воздействия положительно сказалось на экосистеме заповедника и влияние этого фактора значительно превысило негативные последствия радиации. В результате природа стала восстанавливаться быстрыми темпами, выросли популяции животных, увеличилось многообразие видов растительности». А это значит только то, что в Припяти до хрена диких животных



-Пишлы шукаты кабанив, - сказал охранник, взяв с собой фотоаппарат и двух собак.

Никаких кабанов, конечно, мы не увидели. Охранник первый раз сам гулял по городу и с интересом бесстрашно заглядывал в квартиры, зазывая меня с детской непосредственностью:

- Иди сюда! Тут диван стоит!

Зайдя на детскую площадку и сделав небольшой круг, мы вернулись в исходную точку путешествия. Я взял путь на КПП «Дитятки», он остался охранять безмолвные строения, которые произвели на меня очень большое впечатления.



Стоит ли туда ехать? Думаю, что нет. Если человек задаёт такой вопрос вслух, то ему там нечего ловить. Я же хочу обязательно вернуться и посетить заброшенные непосещенные здания. Только обязательно не сам и с пропуском.

… На обратном пути в поле увидел пасущихся диких лошадей Пржевальского. Сюда их завезли лет 10 назад из заповедника Аскании-Новой…

Прип'ять

Previous post Next post
Up