Крепость Керчь построена в 1877 - 1878 годы в 4 километрах южнее города Керчь для обороны пролива между Черным и Азовским морями. Она является единственной хорошо сохранившейся крепостью в Крыму. Основная часть фортификационных сооружений для маскировки выполнена под землей.
До 2003 года на территории крепости была действующая военная часть. После вывода из нее военных частей и вывоза вооружения, крепость Керчь на мысе Ак-Бурун объявлена Керченским историко-культурным заповедником.
Добраться до крепости можно следуя по Камыш-Бурунскому шоссе, далее нужно свернуть налево на Таманскую улицу. По ней нужно сначала держаться правее, а далее следовать по главной дороге, которая ведет через поселок, потом через поля и в конце концов приводит ко входу на территорию Крепости. После поворота на Таманскую улицу расстояние до Крепости составляет чуть более 4 км.
Попасть на территорию можно только в составе экскурсии в 9-15, 11-30, 14-30. Цена билета куда входит двухчасовое экскурсионное обслуживание составляет 50 гр. и фото съемка 10.
Большую часть времени экскурсовод уделяет рассказам именно о военном периоде 1941-1945 годов.
Это связано с тем, что дед нашего экскурсовода воевал в это время, а сам он служил на территории крепости.
Крепость находится в полуразрушенном состоянии и никакого ремонта, кроме как разгребание мусора и разминирование полей, на территории не проводилось.
Кратко об истории. Зимой 1857 по приказу Александра II года сюда приходят первые строители, они живут в землянках и палатках. Строительство крепости длилось на протяжении 20-ти лет. За это время здесь было построено свыше трехсот зданий и различных сооружений. Крепость Керчь занимала площадь в 420 га.
Ак-Бурунские укрепления представляют собой высокую земляную насыпь. С них просматривается вся крепость и практически весь город до самого горизонта. Наверху вала хорошо сохранился земляной бруствер (примерно в рост человека), видны места и амбразуры для пушек. Пушки ставились в 3 саженях друг от друга (6 метров). Всего по проекту 1858 г. крепость вооружалась 587 пушками.
Все валы преимущественно искусственные, насыпные. Природный ландшафт здесь холмистый, но он полностью перестроен, потому что необходимо было выкопать рвы, насыпать батареи и траверсы.
Большой вклад в строительство крепости внес выдающийся военный инженер генерал-адъютант Э.Ю. Тотлебен.
Форт Тотлебен встречает тяжелыми казематами ворот и нарядным фронтоном солдатской казармы. Сооружена она всего за три месяца 1858 года. Казарма, пережив жестокие бомбежки и взрывы войны, свидетельствует о мастерстве строителей крепости.
Недалеко от ворот и первой казармы форта можно осмотреть большой пороховой погреб, в котором хранилось 10000 пудов пороха. Стены погреба сохранили надписи, оставленные часовыми в конце XIX века.
В крепости Керчь было около сорока пороховых погребов разной емкости. Нехватка пороха при обороне Севастополя научила создавать его запасы. Керченские погреба вмещали более 50000 пудов пороха и размещались вблизи боевых позиций.
Крепость сильно впечатляет своими масштабами. В ней можно легко заблудится, поэтому не стоит отставать от экскурсовода. А очень хотелось. И связано это в первую очередь с тем, что он не мало времени уделял личным рассказам про свою жизнь, жизнь своих детей и внуков. Показывал фотографий о своих заслугах. Честно говоря, нам это было меньше всего интересно. А когда нас попросили оплатить дополнительно с каждого по 10 гр. за увеличенную экскурсию, которую он якобы провел, тут нашему возмущению не было предела! Да, я понимаю, за такую зарплату мало кто захочет профессионально работать и рассказывать именно об истории крепости. В ее восстановление ничего не вложено. Непонятно только, кто мешает сделать здесь настоящее туристическое место и постепенно поднимать и восстанавливать крепость.