Оригинал взят у
frankensstein в
Местные выборы в Донбассе: технологии и результатыРекомендую отличный аналитический материал по местным выборам 2010 года от
matroskin_ua. Так играет в выборы Партия Регионов. Так она будет выигрывать выборы 2012 года.
На сайте
Центризбиркома еще с весны выложены списки избранных депутатов местных советов, а также доли партий в представительстве местных органов власти. Но этой куцей информации для меня мало, поэтому я решил собрать данные по выборам в каждый совет третьего уровня (города областного значения и районы). Эти данные, как результаты выборов в облсовет взяты в областном архиве. В моей таблице фигурируют данные общегородских протоколов выборов в горсоветы по многомандатным округам (пропорциональная система). Наверное, есть какая-то ирония судьбы в том, что я публикую эти данные ровно через год после местных выборов.
Данных по сельским районам в архиве нет, они хранятся в архивах райадминистраций. Скорее всего, в районах уровень подтасовок и искажений значительно выше, чем в городах из-за того, что доступ к результатам выборов очень ограничен. Но обо всем по порядку.
Таблица "Результаты выборов в горсоветы Донецкой области" Кто пришел к власти?
По данным ЦВК, в каждом совете третьего уровня Партия регионов имеет абсолютное большинство, и даже больше - 2/3 голосов, которые необходимы для отправки неугодного мэра в отставку. Несмотря на такую однородность, эти выборы показали ряд интересных тенденций и закономерностей.
В первую очередь, удивили 4 города, в которых представители партии власти проиграли выборы мэров своим коллегам по коалиции. Самый громкий и впечатляющий провал в этом направлении был в Горловке, где молодой кандидат от «Сильной Украины» Евгений Клеп переиграл действующего мэра-регионала на 32,3%. Среди причин случившегося горловские коллеги называют крайне низкий рейтинг мэра на начало кампании (около 10%) и дорогую агитационную кампанию Клепа. Газета «Комментарии»
связывает молодого мэра с Борисом Колесниковым. В городе Снежное победил выдвиженец Народной партии Александр Доронин, который набрал 47,71% голосов, в то время, как его оппонента из ПР поддержали всего 33,24% избирателей. А в Дебальцево и Кировском градоначальниками выбрали коммунистов. Причем если в Дебальцево победа красного «товарища» с перевесом в 7,76% - скорее недоработка бело-голубого экс-мэра, то с Кировским все гораздо интереснее. Этот город по результатам электоральных кампаний традиционно демонстрировал средненькие показатели симпатий к коммунистам, и тут на выборах коммунисты получают сенсационный результат - 27,7% поддержки (6 мандатов из 18), + победа в четырех мажоритарных округах + мэр-коммунист. «С чего бы это?» - спросите вы. Все просто: по неподтвержденной информации, незадолго до выборов мэра от партии «яка будує»
задержали за взятку. Это обстоятельство серьезно ударило по имиджу бело-голубых и на фоне агрессивной агиткомпании КПУ местная ячейка ПР получила жалкие 38,6% народной поддержки. А что, интересный способ борьбы народа с коррупцией - дружно бортануть Партию регионов. Правда, партия оказалась мстительной - решила, что шахтерскому городку единственная больница
не нужна, и ее нужно реформировать и оптимизировать…
Мажолитарка (с) Янукович В. Ф.
Еще одна особенность местных выборов - тотальные победы регионалов в мажоритарных округах. В 13 горсоветах во всех мажоритарных округах победили представители. Для того, чтобы победить по мажоритарной системе, кандидату от «неправильной» партии нужно было приложить колоссальные усилия и пользоваться серьезной поддержкой избирателей. Всего в городах Донецкой области было 672 одномандатных мажоритарных округа, из них только в 34 смогли взять верх представители других партий. Может поэтому так и живем, если наш народ считает эту партию незаменимой?
С выборами в облсовет ситуация еще печальнее. Как известно, каждый город и район должен быть представлен в облсовете двумя депутатами, избранными по мажоритарке. По итогам выборов, в 88 из 90 округов победили выдвиженцы от ПР. Это связано с тем, что в городах зачастую наблюдается дефицит ярких, известных личностей, которые могли бы -посоревноваться с кандидатами от власти. Поэтому среди незнакомых фамилий люди выбирают кандидата с отметкой «член Партії регіонів». Логика «хоть и бандиты, но свои» срабатывает и в этот раз. Поэтому случаи, где регионалов обошли более проворные конкуренты интересны вдвойне. Так в Новогродовке в одном из округов победила директор школы, коммунистка Алла Борковец. Второй округ, в котором бело-голубого кандидата избиратели отшили, находится в Волновахском районе. Там победил фермер из Аграрной партии Украины Иван Мельник. Среди депутатов Донецкого облсовета преобладают руководители предприятий, государственных учреждений, городские чиновники. Простым людям туда вход закрыт.
А не замутить ли нам скандальчик?
А еще на успехи третьих сил значительным образом влияли… репрессии со стороны власти. К примеру, в Ясиноватой городская избирательная комиссия сняла с избирательной гонки кандидата в мэры от СПУ, бывшего градоначальника Евгения Ищенко-Гиллера. Слух об этом быстро распространился по маленькому городку, обиженные социалисты провели информационный штурм (митинг, раздача газет с подробностями конфликта) и в итоге набрали 22,79% голосов. Теперь опальный политик может подискутировать с мэром с трибуны горсовета. В Торезе не допустили к выборам кандидата в мэры Алексея Оболенцева, чем сделали неплохой пиар - он выиграл выборы в мажоритарном округе.
В Новогродовке тоже не обошлось без скандала - избирком
снял с выборов трех кандидатов от «Партії захисників Вітчизни». В конфликт вмешался глава партии, нардеп Юрий Кармазин, решение комиссии было отменено судом, а кандидаты восстановлены. На выборах в горсовет эта оранжевая партия показала фантастический результат в 21,21%, а ее кандидату в мэры не хватило 9,5% голосов, чтобы стать пятым нерегиональным градоначальником в области.
Еще одно успешное выступление партии «оранжевого лагеря» можно наблюдать в Димитрове. Там «Фронт змін» набрал 14,93%. Все оттого, что продвигала «Фронт» и. о. городского головы Лариса Ревва. Она баллотировалась как в депутаты горсовета, так и в мэры и соревновалась с регионалом Русланом Требушкиным. ПР не выдвинула госпожу Ревву в мэры, поэтому она вышла из партии и стала «фронтвумен» партии Яценюка за месяц до выборов.
Квотный рефлекс
Если местная ячейка партии смогла преодолеть трехпроцентный барьер, это не гарантирует ей попадания в горсовет. И все из-за хитрой законодательной нормы, которая называется «избирательная квота». Вычисляется она так: суммируется количество голосов всех партий, набравших 3% и более и делится на количество мандатов, доступных по пропорциональной системе (половина мест всего депутатского корпуса совета). Партия проходит в горсовет в случае, если количество голосов за нее больше или равно избирательной квоте. Давайте рассмотрим, как эта норма может влиять на результаты выборов на конкретном примере:
Город областного значения Авдеевка
Борьба за 18 мандатов (пропорциональная система).
В списках - 27967 избирателей.
Явка - 12963 избирателя (46,35%).
Трехпроцентный барьер преодолели 5 партий:
«Партія регіонів» - 6378 голосов (49,2%);
«КПУ» - 1612 голосов (12,44%);
«Сильна Україна» - 1054 голоса (8,13%);
«Батьківщина» - 505 голосов (3,9%);
«Фронт змін» - 479 голосов (3,7%).
Сумма голосов партий, имеющих более 3% поддержки: 6738+1612+1054+505+479=10028
Избирательная квота: 10028/18=557,1 (4,3%)
Поскольку у партий «Батьківщина» и «Фронт змін» количество голосов меньше квоты, они пролетают над горсоветом, как фанера над Парижем. А в горсовет заходят 12 депутатов от ПР, 4 коммуниста и 2 сильных украинца.
Станет ли квота камнем преткновения для маленьких партий? Больше всего на это влияет количество депутатских мандатов в советах. К примеру, в маленьких городках Угледаре и Ждановке по партийным спискам «разыгрывается» всего 15 мандатов. В абсолютных показателях квота будет смешной - порядка 200-400 голосов, но в процентном - партиям для прохождения в совет нужно будет ставить цель не в 3%, а в 6%! В двух названных городах избирательная квота составляет 5,82% и 5,81% соответственно. А в крупных городах, где доступно 30 и более мандатов, квота зачастую не доходит до 2,5%. Там партии, набравшие 3,00% голосов автоматически проходят в совет.
Кому это выгодно? Партии власти, которая зачищает электоральное поле от партий, пользующихся небольшой поддержкой. Можно сказать, у регионалов сработал квотный рефлекс в отношении своих младших оппонентов. ПР прошла почти во все гор- и райсоветы Галичины. Ее оранжевые конкуренты похвастаться такими успехами на Донбассе пока не могут.
Кому это не выгодно? Местным парторганизациям, которые не могут похвастаться обширной и стабильной поддержкой. Вот КПУ - может, поэтому с ними квота сыграла злую шутку лишь в Докучаевске. А «Батьківщина» набрала более 3%, но не смогла преодолеть квоту аж в шести городах (из 28)! «Сильна Україна» обожглась на этом в пяти горсоветах, а «Фронт змін» - в двух. В таблице такие случаи выделены серым цветом.
Если этот материал читают общественные и партийные активисты из глубинки Донбасса, которые планируют побороться за места в горсоветах и райсоветах, то начинать кампанию нужно сейчас. Представьте альтернативу Партии власти, покажите людям, что на ней свет клином не сошелся. Сделайте что-то полезное для своего города. Поддерживайте связь с громадой вашей местности. Не дайте бандитам провести очередную аферу с собственностью или землей - это абсолютно реально. И у вас будут неплохие шансы получить мандат в городском или областном советах. Если начинать кампанию за месяц до выборов, то местные выборы-2014 будут очень похожи на прошлогодние.
Взял из
блога автора