Dec 23, 2009 18:00
* * *
Наш поэт, в простоте душевной, поверил рекламам «Киевских епархиальных ведомостей» и думал, что митрополит Арсений в самом деле распинается за народное образование, а между тем он был не светильником, а гасителем народного образования в своей епархии. Служившие в его время по учебному ведомству, хорошо помнят воздвигнутый им крестовый поход против школ и учителей Министерства народного просвещения в Юго-Западном крае. 1300 школ в киевской епархии существовали тогда и теперь продолжают существовать только на бумаге, а не в действительности. Плоды просветительной деятельности сельского духовенства обнаружились еще при жизни этого архипастыря: наш южнорусский народ, никогда прежде не знавший никаких ересей и расколов, во время управления епархией сего Владыки, не находя духовной пищи ни в церкви, ни в школе, обратился за просвещением к штунде.
Когда митрополиту поднесена была азбука Шевченка, он спросил, не прикасяясь к книге: «Что это?» - «Букварь, В[аше] В[ысокопреосвящен]ство!»
Взглянув мельком на обложку букваря, он только промолвил: «А, южнорусский!..»
История, случившаяся с букварем Ш[евчен]ка в Киеве, повторилась с некоторыми вариациями в Чернигове.
М. К. Чалый, Жизнь и произведения Тараса Шевченка, К., 1882, стор. 181.
1861,
1860,
Спогади