Объяснение Академии художеств, академика Тараса Шевченка, данное на основании предписания г. киевского воєнного, подольского и волынского генерал-губернатора чиновнику особых поручений коллежскому советнику Андреевскому.
Августа 6 дня 1859 года
Из Петербурга приехал я в Киевскую губернию с целью повидаться с родственниками и приобрести небольшой кусок земли, где бы можно было водвориться на постоянное жительство. Когда нашел я желаемое место между городом Каневом и селом Пекари, в имении помещика Парчевского, то, взявши у управляющего имением его, Вольского, в местечке Межиричи, землемера, отправился туда, чтобы отмерять землю сколько надобно. Это случилось между 10-м и 13-м числом июня. Землемер, взявши с собою двух рабочих, имена коих упомнил, приехал на место, но не успел он кончить измерения, как приехал к нам брат управляющего и привез с собою родственника землемера, какого-то Козловского в фраке и белых перчатках. Увидев такого франта между гор и лесу, я невольно захохотал и долго еще продолжал подсмеиваться над ним; заметив же, что он не умеет отвечать на шутку шуткою, я попросил у него извинения и, окончивши работу, пригласил его закусить под липу, здесь же находились и два рабочие, и, вероятно, слышали наш разговор, но сколько они его понимали не знаю, потому что мы разговаривали по-польски, рабочие эти из села Пекарей крестьяне помещика Парчевского. Во время завтрака г[осподин] Козловский завел со мною какой-то богословский разговор на польском языке; чтобы прекратить этот разговор, я ему сказал - по-русски, что теология без живого Бога не в состоянии создать даже этого липового листка, и при этом вырвал листок с липы и показал ему. Козловский замолчал, минут несколько спустя он обратился ко мне с вопросом на русском языке: как я думаю о матери Иисуса Христа? Подобный вопрос меня смутил и, не зная как отвечать ему на него, я в свою очередь его спросил, что он сам думает о Пречистой Деве? Он так долго искал ответа, что я, не дождавшись его, в нетерпении сказал: перед Матерью, родившею нам Спасителя, который пострадал и умер за нас на кресте, мы все должны как истинные христиане, благоговеть, иначе, если бы она не родила Его, она была бы обыкновенная женщина.
На другой день выехал я из местечка Межиричи в Городищенский завод господ Яхненка и С[и]миренка, прогостивши у чих сутки, поехал я в местечко Корсунь и в село Кириловку Звенигородского уезда для свидания с моими братьями, оттуда возвратился я опять в местечко Межиричи, чтобы лично условиться с помещиком Парчевским о покупке земли, но не дождавшись его, выехал из оного местечка в село Пекари, а оттуда, переправившись через Днепр, пошел я в село Прохоровку, Полтавской губернии, к бывшему профессору и ректору университета св. Владимира г. Максимовичу; не дошедши несколько шагов до его саду, меня догнал становый пристав с местечка Мошны, Киевской губернии, с несколькими десятниками и тысяцким, и арестовав меня, привез в оное местечко, не объяснивши причины, по какому праву он это сделал; на другой день поутру в квартире станового увиделся я с черкасским исправником и жандармским офицером, которые мне сказали, что будто бы я в местечке Межиричи, в нетрезвом виде богохульствовал, - при этом находились тут же и еще каких-то два чиновника. Меня это так изумило и рассмешило, что я не нашел нужным объясняться с ними; когда же жандармский офицер сказал, что он донесет об этом киевскому генерал-губернатору, то я тут же просил его взять меня с собою в Киев, так как он в тот же день отправлялся туда, - в чем он мне отказал, якобы за неимением места в экипаже. На другой день, то есть 18-го июля, был я препровожден в город Черкассы, где несколько дней просил г. исправника, чтобы он отпустил меня на честное слово в Киев; но он отказал мне в моей просьбе. Тогда я написал письмо к вышеупомянутому жандармскому офицеру Кржижицкому, в котором изложил все, что и теперь излагаю, предположив, что он покажет мое письмо его сиятельству генерал-губернатору князю Васильчикову. Исправник же, получив предписание киевского гражданского губернатора, отправил меня с соцким в Киев. Не уверяю, но предполагаю, что вся эта история произошла вследствие бессильного мщения г. Козловского. Если не будет принято во внимание мое показание, то прошу, в удостоверение справедливости сказанного мною здесь, сделать строгое расследование.
Академик Т. Шевченко 1
К сему присовокупляю, что брат управляющего Вольского и землемер были тут же, но в разговоре не участвовали. Имени землемера не припомню, не знаю также, чиновник ли он или просто шляхтич; фамилия его Хилинский, а лет ему будет за пятьдесят.
Академик Т. Шевченко
Объяснения отбирал
коллежский советник Андреевский
Примітки
Подається за оригіналом. Рукопис невідомої особи з підписом Шевченка (ІЛ, ф. 1, № 247, арк. 1 - 3).
Вперше надруковано в журналі «Киевская старина» (1898. - № 3. - С. 432 - 434).
Вперше введено до зібрання творів у виданні: Шевченко Т. Повне зібр. творів: У 10 т. - К., 1957. - Т. 6. - С. 244 - 247.
Объяснение... коллежскому советнику Андреевскому. - Андрієвський Марко Олександрович (бл. 1811 - ?) - чиновник для особливих доручень при київському генерал-губернаторі.
М. Андрієвський, прихильно ставлячись до Шевченка, сам допитував його і допоміг його звільненню. У рапорті чиновника особливих доручень М. О. Андрієвського київському, подільському і волинському генерал-губернатору І. І. Васильчикову про одержання від Шевченка свідчення зазначається: «...академик Шевченко соблюдал в Киеве должное приличие и осторожность и не подал ничем повода к невыгодному в чем-либо о себе заключению» (Тарас Шевченко. Документи та матеріали до біографії. - С. 336).
Из Петербурга приехал я в Киевскую губернию с целью повидаться с родственниками и приобрести небольшой кусок земли, где бы можно было водвориться на постоянное жительство. - Київський, подільський і волинський генерал-губернатор І. І. Васильчиков у листі від 15 серпня 1859 р. написав до начальника III відділу В. А. Долгорукова про наслідки слідства над Шевченком, зазначаючи: «К сему имею честь присовокупить, что если бы Шевченко пожелал поселиться в здешнем крае, то я полагал бы отклонить его намерение [...] по той причине, что он известен здесь, как человек скомпрометировавший себя в политическом отношении...» (Тарас Шевченко. Документи та матеріали до біографії. - С. 339).
...нашел я желаемое место между городом Каневом и селом Пекари, в имении помещика Парчевского... - Див. коментар до листів Шевченка.
...привез с собою родственника землемера, какого-то Козловского... - Козловський Адальберт - службовець у Н. П. Парчевського. Познайомившись з А. Козловським під час обмірювання ділянки землі біля с. Пекарі, Шевченко покепкував з його зовнішнього вигляду. Той помстився Шевченку, звинувативши його в блюзнірстві, що спричинилося до арешту поета.
...завод Яхненка и С[и]миренка... - Див. коментар до листа Шевченка до П. Ф. Симиренка від 26 листопада 1859 р.
...для свидания с моими братьями... - Йдеться про рідних братів Микиту Григоровича та Йосипа Григоровича Шевченків і троюрідного брата Варфоломія Григоровича Шевченка, який допомагав поетові придбати ділянку землі для будівництва хати.
...меня догнал становой пристав с местечка Мошны... - Добржинський Франц Вікентійович (1810 - ?) - пристав 3-го стану земської поліції Черкаського повіту, на квартирі якого в м. Мошни Шевченко перебував під арештом з 15 по 18 і з 22 по 26 липня 1859 р.
Тогда я написал письмо к вышеупомянутому жандармскому офицеру Кржижицкому... - Крижицький (Кржижицький) Олександр Костянтинович (1826 - ?) - поручик, ад’ютант корпусу жандармів Київської губернії. У липні 1859 р. О. К. Крижицький, перебуваючи в Черкаському повіті, брав участь у слідстві в справі Шевченка. Лист Шевченка до О. К. Крижицького не відомий.
...несколько дней просил г. исправника... - Йдеться про Табачникова Василя Олександровича (1826 - 1892), за наказом якого пристав Ф. Добржинський наглядав за Шевченком і заарештував його. В. О. Табачников допитав свідків і повідомив про результат розслідування київського цивільного губернатора П. І. Гессе (Тарас Шевченко. Документи та матеріали до біографії. - С. 325 - 326). На його квартирі Шевченко перебував під арештом з 18 по 22 липня 1859 р. (Там само. - С. 332).
№ 549. 1859 р., серпня 6. Свідчення Т. Г. Шевченка на допиті в справі обвинувачення його в богохульстві
ІЛ, ф. 1, № 247, арк. 1-3 Оригінал.
1 Підпис «Академик Т. Шевченко» під документом та дописка до документа від слів «к сему...» до слів «Академик Т. Шевченко» написані рукою Т. Г. Шевченка.