1847 p. червня, не раніше 8. - 1850 р. березня, не пізніше 28. - НАЧЕРКИ КОНСТИТУЦІЇ РЕСПУБЛІКИ, ВИЛУЧЕНІ В Г. Л. АНДРУЗЬКОГО ПІД ЧАС ОБШУКУ В БЕРЕЗНІ 1850 Р.
[...] В государстве штатов: 1) Украина с Черноморьем, Галицией и Крымом; 2) Польша с Познанью; Литвою и Жмудью; 3) Бессарабия с Молдавией и Валахией; 4) Остзея; 5) Сербия; 6) Болгария; 7) Дон.
Штат на области (10-2), область на округи (10-2), округ на общины (20-5), в общине от 2000 до 200 семейств.
1850 p. березня 28. - ВІДНОШЕННЯ ОЛОНЕЦЬКОГО ГУБЕРНАТОРА М, Е. ПИСАРЄВА ДО О. Ф. ОРЛОВА ПРО НАСЛІДКИ ОБШУКУ КВАРТИРИ Г. Л. АНДРУЗЬКОГО
Секретно
Его сиятел[ьст]ву гр. А. Ф. Орлову
Возвратясь в Петрозаводск, я узнал, что во время моего отсутствия некоторые чиновники вели себя неприлично и что известный вашему сиятельству Андрузский имеет
какие-то подозрительные бумаги.
Вследствие сих сведений и убеждений в его неблагонадежности, которые я получил в недавнее еще время, я распорядился осмотреть его квартиру и все бумаги, какие будут найдены, представить ко мне.
Из отобранных бумаг, кои при сем имею честь представить в числе 14 тетрадей, ваше сиятельство, изволите усмотреть, что Андрузский как упорный малоросс остался при тех же нелепых и преступных мыслях, которые обнаруживал в учрежденной в 1847 г. под начальством вашим комиссии, в которой я имел честь находиться.
Особенно замечательно в бумагах его следующее:
1) Конституция республики, штаты коей состоят из Украйны, Черномории, Галиции с Краковом, Польши с Познанью, Литвою и Жмудью, Бессарабии с Молдавией и Валахией, Остзеи, Сербии, Болгарии, Дона.
[...]
4) В тетрадях № 5 и 6 заключаются отрывки из журнала Андрузского.
Начальный листы в тетради № 6 вырваны самим Андрузским, еще в прежнее время, как он сам мне объяснил, по дерзкому их содержанию. Журнал писан на малороссийском языке, вообще не представляет ничего особенного, кроме некоторых мыслей, принадлежащих тому же направлению и нелепым надеждам на пересоздание Малороссии, которыми заражен Андрузский, например: «Ніхто як бог! Нехай ваша хата, але буде наш верх. За границей гадают про права чоловіка, а тутай про права подданного».
Далее в тетради № 6 воспоминания о событиях Малороссии во время Гетманщины с некоторыми укорами малороссов за их эгоистическое и хладнокровное терпение притеснений русских: «Шереметьев безстыдно выгоняет гетмана Юрия, что же делает Украйна? А мне какое дело!
Брюховецкий подличает пред Москвою: выдает казаков на казнь. Что же Украйна? А мне какое дело!
Алексей приказал перевести на русский язык Литовский статут и судить в судах по этому уже переводу. Что же Украйна? А мне какое дело! Петр не подтверждает уже казацких прав, вызывает Полуботка и других в столицу, бесчестит их, морит в кандалах, посылает казаков на каторжную работу в Ладогу, Воронеж и далее. Что же Украйна? А мне какое дело! Петр, как государь, властвует в Киеве, разоряет Батурин, казаками же вырезывает Ромен. Что же Украйна? А мне какое дело.
Что не на нас, то не до нас, пускай горит сосед, только бы наше было цело. Наше будущее темно, мрачно, нужен великий ум, великая сила, чтобы изменить настоящую власть.
Чтобы создать Украйну, нужно рушить Россию, а она укрепилась веками: зажмурю глаза и не буду рассуждать, только подумаю вместе с Богданом: что будет, то будет, на все бог.
Я различаю святое от святых. Украйну от украинцев - она прекрасна как небо, они совсем гадки.
Мы хуже ляхов: они сохранили свой язык и творят свой суд, а мы что?
[...]
В прочих тетрадях № 3, 4, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 заключаются попытки составить малороссийский новый алфавит и словарь, собрать малороссийские поговорки и пословицы, перевести Евангелие на малороссийский язык наконец, часть дневника, песни, стихотворения Шевченки и других. Все это более или менее указывает, что умственное направление Андрузского и его мечты, и даже знания не изменились и не улучшились.
Кирило-Мефодіївське товариство. - К., 1990. - Т.2. - С. 570, 578-579.