Із справи М. І. Савича. 18 липня 1847 р.

Sep 15, 2008 06:00

 
[1847 р.]. - ЗАПИСКА M. І. САВИЧА ПРО ЕМАНСИПАЦІЮ ЖІНОК, А ТАКОЖ ЗЛИТТЯ ФІЛОСОФІЙ ТА РЕЛІГІЙ

Освобождение женщины

Если женщины хотят возвыситься до положения и прав мужчин, они должны также возвыситься до той же степени чувствований и идей.
        Красота же иначе не может возвеличить своей власти, как через союз свой с мыслию.
        Но эта будущность судеб женщин не может быть отделена от состояния морального мира. Это задача новейшей философии. Без разрешения ее нет и не будет ни политики, ни религии, ни искусства.
        Я думаю, что мужчина еще слишком слаб для освобождения женщины. В нашем теперешнем положении женщина освобожденная или все равно ставшая на одну высоту с мужчиной будет ему не по силам. Где равенство, там совершенство, а до сих пор у нас его нет. Может быть, это одна из главных причин упрямства в принятии новых идей Запада, и перепоны [?] у всех на уме, хотя про них никто не говорит.

Математическая формула жизни настоящей религии

Треугольник и четырехугольник
                Единство и множество
                Бог и бог в правлении
                Человек и человечество

Настоящей религии не будет до тех пор, пока не будет общей образованности на всех точках земного шара. Мы все более или менее приближаемся в понятиях о религии к истине, но самая истина вытечет из соединения и уравнения всех возможных религий и философий, вместе слитых, не в формах своих, но в духе.
        Я предвижу два фаза, какие пройдет человечество на пути к истине: это соединение идей Востока и Запада. Мы вступаем уже в этот фаз.

Ч. X, арк. 37. Автограф

1847 р. липня 18.- ДОПОВІДЬ О. Ф. ОРЛОВА МИКОЛІ I ПРО ДОСТАВКУ М. I. САВИЧА В III ВІДДІЛ ТА ПРО ЙОГО ПОЛІТИЧНІ ПОГЛЯДИ

О поручике Савиче
        Отставной поручик Савич, прикосновенный к Украйно-славянскому делу, возвратился из-за границы, и кронштадтский военный губернатор, препровождая его со всеми бумагами в III отделение С. е. и. в. канцелярии, с тем вместе доставил запечатанный пакет на высочайшее имя от нашего генерального консула в г. Любеке Шлецера.
        При объяснениях с Савичем замечено, что он весьма тихого и робкого характера и показывает чрезвычайную неповоротливость ума. На предложенные ему словесные вопросы он отвечал, что никогда не дозволял себе тех революционных разговоров, которые ему приписывают, кроме того только, что действительно говорил о китаизме в России, но без всякого дурного намерения; что он вовсе не знал об Украйно-славянском обществе; был знаком с Гулаком, Костомаровым и Навроцким непродолжительное время и видался с ними не более двух раз; что в Касселе он покушался на самоубийство (пустив из обеих рук кровь в ванне), потому что со времени объявления ему высочайшего повеления возвратиться в Россию он находилсяв ужасе и как бы [в] беспамятстве. После этого Савичу предложенные письменные вопросы, на которые он изъявил готовность отвечать с совершенной искренностию. В бумагах Савича не было ничего особенно важного.
        Всеподданейше докладывая о сем Вашему императорскому величеству, обязываюсь представить при сем запечатанный пакет генерального консула Шлецера.

Подписал генерал-адъютант гр. Орлов
        Скрепил генерал-лейтенант Дубельт

Верно: г[енерал]-л[ейтенант] Дубельт

18 июля 1847 г.

Помітка: На подлинном рукою г-на генерал-адъютанта гр. Орлова написано карандашом: «По письму ты увидишь, что характер не опасный, государь сказал с улыбкой, но очень милостиво: «Представить обыкновенным докладом по снятии допроса».
Верно: г[енерал]-л[ейтенант] Дубельт

Ч. X, арк. 40, 41. Відпуск.

Кирило-Мефодіївське товариство. - К., 1990. - Т. 3. - С. 76-77.
 

1847, КМТ

Previous post Next post
Up