Я упоминал ранее, что из всего разведывательного сообщества США наиболее отрицательно к Израилю относится АНБ. И причина подобного отношения в расстреле 8 июня 1967 года корабля радиоэлектронной разведки "
Либерти", принадлежащей данной спецслужбе .
Данный инцидент мною рассматривался в отд.посте, как пример того, что если страна, подвергшаяся нападению, не хочет воевать с агрессором, то факт агрессии будет замят.
Но подобная агрессия имела свои далекоидущие последствия. Израильтяне решали как тактические задачи (американцы перехватили информацию о массовом расстреле военнопленных). Но самое главное-США были готовы остановить слишком стремительный бросок ЦАХАЛа на высоты.
И вот чтобы получить долгожданную передышку, "окно" в сутки-трое, Тель-Авив не побоялся ударить по самой могучей сверхдержаве мира.
Что разительно отличается от "конструктивного" поведения РФ во время СВО к НАТО,и американским беспилотникам.
А что касается АНБ. Я думаю, что когда американские спутники перехватили информацию от арабов о готовящемся нападении на Израиль, офицеры этой спецслужбы вполне могли её "придержать".
"Долг платежом красен". Но это только мое предположение.
Цит. по Джон Хьюз-Уилсон "НАПАДЕНИЕ НА «ЛИБЕРТИ»: С ТАКИМИ ДРУЗЬЯМИ НИКАКИХ ВРАГОВ НЕ НУЖНО". Глава из книги «О разведке», оригинал: On Intelligence by John Hughes-Wilson, Constable, London, 2016.
РАССТРЕЛ ПЛЕННЫХ.
Но в то время никто еще не знал, что «Либерти» был почти зрителем в первом ряду вокруг ринга, на котором происходило крупное израильское военное преступление. В тот самый момент около минарета в Эль-Арише израильские войска занимались массовым убийством египетских военнопленных. Пока «Либерти» находился в пределах видимости Эль-Ариша, подслушивая окружающие коммуникации, израильские солдаты превратили город в бойню, систематически убивая пленных. Один свидетель рассказывал, как в тени мечети Эль-Ариша они выстроили в шеренгу приблизительно шестьдесят невооруженных египетских пленных, с руками, связанными за спиной, и затем открыли огонь из пулеметов. Цифры разнятся, но различные сообщения и последующая эксгумация братских могил указывают, что Армия обороны Израиля решительно убила, по крайней мере, тысячу египетских военнопленных; серьезное военное преступление.
Затем они заставили других пленных похоронить жертв в братских могилах. «Я видел шеренгу пленных, гражданских и военных», - рассказывал Абдельсалам Мусса, один из тех, кто копал могилы, «и они внезапно открыли огонь по ним. Когда они были мертвы, израильтяне приказали нам похоронить их».
Поблизости другая группа израильтян расстреляла еще тридцать заключенных и затем приказала, чтобы несколько бедуинов засыпали их песком. Израильский журналист Габи Брон видел около 150 египетских военнопленных, сидящих на земле, с руками за шеей. «Египетским военнопленным приказали вырыть ямы, и затем армейская полиция застрелила их», рассказывал Брон. «Я сам видел этот расстрел собственными глазами утром восьмого июня в районе аэропорта Эль-Ариш».
Израильский военный историк Арье Ицхаки, работавший в отделе истории Армии обороны Израиля после войны, сказал, что он и другие офицеры собрали свидетельства десятков солдат, которые допустили убийство военнопленных. Согласно Ицхаки, израильские войска хладнокровно убили одну тысячу египетских заключенных на Синае, включая приблизительно 400 человек в дюнах Эль-Ариша.
УДАР.
Приблизительно в десять часов утра вахтенный офицер заметил два вооруженных ракетами реактивных истребителя с дельтообразными крыльями, без опознавательных знаков, которые трижды совершили облет «Либерти». Офицеры «Либерти» посчитали ракеты и могли видеть пилотов, но не видели опознавательные знаки на самолетах. Самолеты по радио связались со штабом Армии обороны Израиля и подтвердили, что корабль идет под американским флагом и с бортовым номером 'GTR-5'.
Приблизительно в 10.30 транспортный самолет «Норатлас» с израильскими опознавательными знаками возвратился и сделал круг вокруг «Либерти» на высоте приблизительно 200 футов. Член экипажа Ларри Уивер вспоминал: «Я действительно смог помахать рукой второму пилоту, человеку с правого борта самолета. Он помахал мне в ответ и даже улыбнулся мне». Полчаса спустя Пинхас Пинхаси, офицер связи ВМС в штабе израильских ВВС, подтвердил штабу ВМС, что судно, медленно крейсирующее неподалеку от берегов Эль-Ариша, является «кораблем электромагнитного аудио-наблюдения ВМС США, с названием «Либерти» и бортовым номером GTR-5».
Примерно в полдень, когда «Либерти» снова был в пределах видимости Эль-Ариша, израильский флот и ВВС уже более шести часов вели ближнее наблюдение за «Либерти» у берегов Синая и должны были положительно идентифицировать это судно как американский корабль электронной разведки.
В 14.00 три реактивных самолета «Дассо Мистер IIIC» (так у автора, на самом деле - «Мираж ІІІС» - прим. перев.) атаковали корабль напалмом и ракетами.
Атака продлилась приблизительно двадцать две минуты, включала тридцать -тридцать пять боевых вылетов, и привела к смерти девяти человек и ранениям приблизительно шестидесяти. Один израильский пилот сообщал на базу: «Здорово, прекрасно, он горит, он горит!».
Когда самолеты нанесли удар по «Либерти», лейтенант Пэйнтер попытался добраться до моряков, обслуживающих зенитные пулеметы, но было слишком поздно. «Я попытался связаться с этими двумя ребятами», - вспоминал он, «и я видел их обоих; ну, вернее, я не видел их как таковых. Их разорвало на куски, но я видел, что все это место было в дыму и засыпано осколками и вырванными кусками металла». «Миражи» обстреливали корабль от носа до кормы. Бомба взорвалась около вельбота в кормовой части мостика, и те, кто находился в ходовой рубке и на мостике, были сбиты с ног. Коммандер Уильям Л. Макгонэгл отдал приказ идти вперед полным ходом и приказал передать сигнал бедствия: «Нахожусь под обстрелом неопознанных реактивных самолетов, прошу немедленной помощи».
На узле связи главный радист «Либерти» Уорн Смит и его команда отчаянно пытались исправить сломанные антенны, чтобы передать сигнал бедствия Шестому Флоту. К своему ужасу они обнаружили, что кто-то использовал сильные системы радиопомех, чтобы заблокировать сигналы с «Либерти». Пять из каналов связи корабля с берегом SLX были очень быстро подавлены, и затем кто бы это ни делал, он начал искать последний канал.
Только в 14.10, спустя пять минут после начала атаки, «Либерти» смог передать сигнал бедствия 'Mayday' по открытому каналу с просьбой о помощи, несмотря на интенсивное применение помех израильтянами. «Всем станциям, это - Rockstar», кричал Хэлмен, используя голосовой позывной «Либерти». «Мы под обстрелом неопознанных реактивных самолетов и просим немедленной помощи».
В 14.09 американский авианосец «Саратога», находившийся около Крита, подтвердил получение крика о помощи с «Либерти». «Нахожусь в готовности для дальнейшего движения», передали с авианосца.
После того как израильские летчики-истребители уничтожили зенитные пулеметы, они обратили свое внимание на антенны, чтобы корабль не смог вызвать помощь или далее осуществлять разоблачающие радиоперехваты. Затем самолеты атаковали мостик, убив вахтенного офицера корабля. Когда «Либерти» теперь стал глухим, слепым и немым, неспособным звать на помощь или двигаться, израильские пилоты продолжили приближаться для убийства. Разработанные для того, чтобы пробивать самую прочную броню танков, бронебойные снаряды авиационных пушек пробивали стальные борта «Либерти», проходя как раскаленные гвозди сквозь масло, взрываясь колючими осколками шрапнели и убивая моряков глубоко в их кубриках.
Пока продолжалась бойня, ни израильтяне, ни команда «Либерти» не догадывались, что высоко над ними находились свидетели. В течение почти тридцати пяти лет Агентство национальной безопасности скрывало тот факт, что один из его самолетов-разведчиков - самолет радиоразведки ВМС EC-121 - во время инцидента находился над местом событий, подслушивая то, что происходило внизу. Результаты радиоперехвата этого самолета, которые отвечают на некоторые из ключевых вопросов о нападении, скрыты среди самых глубоких тайн АНБ.
Главный старшина ВМС США Марвин Новицки слышал, как один из других переводчиков с иврита на самолете взволнованно пытался привлечь его внимание по защищенной системе внутренней связи. «Эй, шеф», - закричал он, - «у меня какая-то очень странная активность на УВЧ. Они упоминали американский флаг. Я не знаю, что происходит». Новицки попросил у лингвиста частоту и пе-
решел на нее. «Уверен, как черт»,- говорил Новицки, «что израильские самолеты заканчивают нападение на какой-то объект».
Как только «Миражи» улетели, их сменили истребители «Супер Мистер», которые обстреливали корабль ракетами и огнем из пушек и пулеметов, сбрасывали 1000-фунтовые бомбы и напалм. Коммандер Макгонэгл был ранен шрапнелью в правое бедро и руку, его кровь стекала ему в обувь. Более поздний анализ показал 821 отдельную пробоину в корпусе и надстройках.
Затем наступило затишье, когда самолеты исчезли. Во время этого перерыва члены экипажа на борту «Либерти» подняли большой американский флаг (тринадцатифутовое «праздничное» знамя), чтобы ясно идентифицировать себя, и «Либерти» удалось передать еще один сигнал бедствия, который был получен авианосцем «Саратога» Шестого флота.
Капитан Макгонэгл позже объяснил, что три скоростных катера приблизились к судну с северо-востока приблизительно в 14.20 и что, «казалось, что они приближались к кораблю с намерением выпустить торпеды». Он попытался резко маневрировать своим кораблем, но в 14.35 «Либерти» был поражен торпедой, выпущенной с одного из торпедных катеров. Торпеда ударила в переднюю часть правого борта, сделав пробоину в засекреченных отсеках корабля и убив двадцать пять военнослужащих, почти все из отдела разведки, и ранив еще несколько десятков.
Израильские торпедные катера затем подошли на близкое расстояние и стали поливать корпус судна огнем своих автоматических пушек и пулеметов, даже специально стреляя в моряков, готовящих спасательные плоты к спуску на воду, и занимающихся ремонтными работами. Старшина Чарльз Роули вспоминал о пулеметном огне, сконцентрированном на спасательных шлюпках, все еще находившихся на палубе. Приказ: «Приготовиться оставить судно!» сопровождался, естественно, спуском первых спасательных шлюпок. Как только они коснулись воды, израильские катера подошли поближе и расстреляли их на части. Один из нападавших катеров даже быстро приблизился и поднял расстрелянную спасательную шлюпку, с четкой маркировкой ВМС США. После нападения Роули тщательно сфотографировал уничтоженные шлюпки, подумав о том, что однажды его фотографии помогут рассказать историю.
Последствия.
Приблизительно в 17.30 сердитый контр-адмирал Лоуренс Гейс, командующий Шестым флотом на Средиземном море лично выразил свой протест министру обороны Макнамаре из-за решения отозвать спасательные самолеты ВМС США.
В этот момент президент Джонсон схватил радиотелефон, и, к удивлению Гейса, сказал, что «ему все равно, утонет корабль или нет, но он не будет ставить в неудобное положение своих союзников. Ошеломленный адмирал Гейс передал капитан-лейтенанту Дэвиду Льюису, командиру группы АНБ «Либерти», это замечание, но попросил, чтобы тот никому больше его не повторял.
В Вашингтоне происходила очень странная сцена. Согласно заместителю директора АНБ Луи Торделле. «Одна из моих непосредственных забот, с учетом глубины моря и расстояния корабля от берега, была связана с секретными материалами, которые находились на борту корабля». Торделла связался по телефону с Объединенным центром разведки и поговорил с заместителем директора, капитаном ВМС по фамилии Вайнярд, о главном страхе АНБ: «Я выражал свое беспокойство, что письменный материал должен быть сожжен, а электронное оборудование должно быть спасено, если это было возможно».
Но Торделла не был подготовлен к тому, что он услышал. Согласно документам АНБ, классифицированным как «совершенно секретные»/«Шэдоу», Торделле сказали, что «некоторые высшие должностные лица в Вашингтоне хотели, в первую очередь, защитить Израиль от затруднений; капитан Вайнярд упомянул во время этой беседы», писал Торделла, «что некоторые неназванные высокопоставленные люди в Вашингтоне рассматривали возможность потопить «Либерти», чтобы журналисты не смогли его сфотографировать и таким образом настроить общественное мнение против израильтян. Я сделал весьма невежливый комментарий об этой идее». Почти немедленно Торделла написал меморандум для отчета, описывая беседу, и затем запер его в сейф.
Позже Израиль обеспечил вертолет, чтобы отвезти американского военно-морского атташе коммандера Кастла на «Либерти». Кастл увидел на корабле сцену бойни.
Лейтенант Эннес взял на себя командование кораблем и повел сильно поврежденный «Либерти» на север и запад, направляясь в открытое море. В течение одних суток, когда корабль медленно перемещался к северу, на его пути не попадалось никаких других кораблей или самолетов. В полночь «Либерти» встретился с советским ракетным эсминцем 626/4, который передал с помощью сигнальных огней вопрос на английском языке: «Вам требуется помощь?» «Либерти» ответил: «Нет, спасибо». Русские передали: «Я буду стоять в стороне на горизонте и буду готов помочь в том случае, если я вам понадоблюсь».
Советский корабль следовало параллельным курсом в течение следующих шести часов, действуя в качестве охраны.
Однако, как только «Либерти» вошел в док на Мальте 14 июня, начали прилагаться самые большие усилия, чтобы похоронить инцидент. Была введена обстановка полной секретности. Членам экипажа угрожали военным трибуналом и тюрьмой, если они когда-либо хоть словом обмолвятся об этом эпизоде кому нибудь - включая членов семьи и даже другим членам экипажа. «Если вы еще снова когда-либо повторите это кому-то, то будете посажены в тюрьму, и о вас там забудут», так, по его словам, предупредили Ларри Уивера.
Контр-адмиралу Айзеку Кидду поручили возглавить Комиссию ВМС по расследованию, и он быстро потребовал от экипажа поклясться в сохранении тайны.
То, что атака была преднамеренной, больше не вызывает сомнений, несмотря на решительные усилия произраильских апологетов в Америке скрыть правду.
Спустя пятнадцать лет после нападения один отставной израильский пилот вышел на контакт с оставшимися в живых моряками «Либерти» и затем много говорил с бывшим конгрессменом Полом Н. (Питом) Макклоски о своей роли в нападении. Согласно этому израильскому летчику, он, ведущий летчик атакующей группы, немедленно увидел, что «Либерти» - американский корабль, сообщил об этом своему штабу, но ему приказали проигнорировать американский флаг и продолжать атаковать. Летчик отказался это делать и вернулся на базу, где он был арестован. Позже еще один израильтянин с двойным гражданством сказал оставшимся в живым морякам, что он был в израильском штабе, где он услышал это радиосообщение пилота. «Атаковавшие пилоты и все в израильском штабе знали, что они атаковали американский корабль», сказал майор. Он отрекся от своего заявления только после того, как получил звонки с угрозами из Израиля.
ЗАЧЕМ.
Зачем израильтяне сделали это? Есть доказательства, косвенные, но ясные, связи между нападением на «Либерти» и отсрочкой запланированного израильского наступления с целью захватить удерживаемые сирийцами Голанские высоты. Выбор времени израильского нападения на Голаны был предназначен для того, чтобы захватить эту важную для израильтян цель еще до того, как какое-либо перемирие при посредничестве ООН войдет в силу. Организация Объединенных Наций наметила перемирие на 9 июня. По его собственному признанию, Моше Даян и командование Армии обороны Израиля боялись, что «Либерти» мог бы перехватить некоторые из многочисленных сигналов, тогда наполнявших эфир, которые разоблачили бы секретные приготовления Израиля к вторжению в Сирию. Тогда ООН могла бы потребовать от израильтян прекращения огня перед тем, как они завоевали желанную территорию на Голанах. Поэтому они решили заставить американский разведывательный корабль замолчать.
Различные расследования поддерживают это представление. В 2002 году капитан Уорд Бостон, JAGC, ВМС США, главный адвокат Следственной комиссии, сказал, что результаты Следственной комиссии были предназначены для того, чтобы прикрыть то, что являлось преднамеренным нападением Израиля на корабль, о котором израильтяне знали, что он был американским. В 2004 году Бо-стон подписал показание под присягой, в котором он сообщил, что адмирал
Кидд говорил ему, что правительство приказало, чтобы Кидд ложно утверждал, что нападение было ошибкой, и что Бостон и Кидд оба полагали, что атака была преднамеренной.
Генерал-лейтенант Маршал С. Картер, директор АНБ в это время: «Не было никакого другого ответа, чем то, что это действие было преднамеренным».
Доктор Луис Торделла, заместитель директора АНБ в это время: «Я полагал, что нападение, возможно, было осуществлено по приказу кого-то из высокопоставленных командиров на Синайском полуострове [где имела место резня], который ошибочно подозревал, что «Либерти» контролировал его действия». Торделла также написал на всей первой странице формального отчета с выводом об «ошибке израильтян»: «Хорошенькая попытка скрыть факты».
Генерал-майор Джон Моррисон, заместитель директора АНБ по операциям в это время: «Никто не верит этому объяснению. Единственное предположение, которое у нас когда-либо было, в котором был бы какой-то смысл, состояло в том, что израильтяне не хотели, чтобы мы в то время перехватывали их радиообмен».
Уолтер Дили, старший чиновник АНБ, который провел внутреннее расследование инцидента: «Никак не могло бы быть так, чтобы они не знали, что «Либе рти» был американским».
Адмирал Томас Х. Мурер, бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов: «Я должен прийти к заключению, что намерением Израиля было потопить «Либерти» и оставить как можно меньше выживших. Израиль отлично знал, что этот корабль был американским».
Капитан Уильям Л. Макгонэгл, командир «Либерти»: «После многих лет я, наконец, думаю, что нападение было преднамеренным».
Филип Ф. Турни, председатель Ассоциации ветеранов корабля «Либерти», переживший нападение: «Израильтянам сошло с рук хладнокровное предумышленное убийство американцев».
Джордж Кристиан, пресс-секретарь президента Линдона Джонсона в это время: «Я пришел к убеждению, что несчастный случай такого масштаба был слишком велик, чтобы можно было его проглотить».
Пол К. Уорнке, заместитель министра ВМС в это время: «Мне было трудно поверить, что это на самом деле была честная ошибка со стороны летчиков израильских ВВС... Я подозреваю, что в жару сражения они посчитали, что присутствие этого американского корабля было вредным для их интересов».
Дин Раск, госсекретарь в это время: «На «Либерти» развевался американский флаг. Его вовсе не трудно было идентифицировать, и я считаю, что где-нибудь какой-то довольно высокопоставленный израильский офицер отдал приказ к этим атакам».
Позже один офицер ВМС, связанный с награждениями, рассказал Джиму Эннесу, лейтенанту с корабля «Либерти», о причине этого. «Правительство довольно сильно нервничало из-за Израиля», сказал он. «Государственный департамент даже спросил израильского посла, есть ли у его правительства какие-нибудь возражения относительно награждения Макгонэгла. "Конечно, нет!", - ответил Израиль».
Израиль никогда не колебался относительно одного критически важного момента: он все время упорно продолжал утверждать, будто бы никто никогда не видел, что на «Либерти» развевался американский флаг во время воздушного или морского нападения, несмотря на фактически единогласное согласие среди оставшихся в живых, что флаги были подняты во время обоих периодов. «Все время контакта», - говорилось в отчете об «ошибке», «ни один израильский самолет или торпедный катер не видел американский или любой другой флаг на корабле».
Но Марвин Новицки, старший переводчик с иврита на самолете EC-121, летавшем над сценой происходившего, знает, что он услышал, и записи АНБ подтверждают это. «Насколько я помню, мы записали большую часть, если не все нападение», - говорил он. «И я слышал несколько упоминаний флага во время этого очевидного нападения».
В мае 1968 года израильское правительство, наконец, заплатило 3 323 500 долларов (в 2015 году это соответствовало бы 22,5 миллионам долларов) компенсации семьям этих 34 погибших в результате атаки моряков. В марте 1969 года Израиль заплатил еще 3 566 457 долларов морякам, которые были ранены.
18 декабря 1980 года он согласился заплатить шесть миллионов долларов в качестве компромиссной компенсации по окончательному американскому счету в 17 132 709 долларов за материальные повреждения самого корабля «Либерти» плюс проценты за тринадцать лет.