Великодержавный аутизм Китая по отношению к Вьетнаму.

Nov 22, 2024 17:42


Продолжение, предыдущая часть. Завершаю цитировать главу книги Эдварда Люттвака , посвященную китайско-вьетнамским отношениям уже в 1990е-"нулевые" года.
Я один из немногих авторов ЖЖ, который регулярно не только читает переводную литературу по современным международным проблемам,но и привожу обширные цитаты,чтобы мой читатель хоть что-то мог прочесть из того,что на самом деле происходит в мире. Потеснив шелуху навязанных неумной оф.пропагандой мифов.
Ну вот хочет верить эрефянин в то, что Китай рассматривает РФ как союзника, пусть даже неравноценного. Москвичи, разрушившие Страну на своём проклятом майдане в 1991, ещё помнят, что жили в Стране,которая управляла половиной всего мира. И почему то,в силу старческого маразма считают, что РФ "почти такая же, только с 100 сортов колбасы из сои и ее заменителей" в магазинах.
Между тем, проект Кимерика, о которой я пишу, основан глобалистами США и Китая на самом прочном базисе, т.к. экономики. Эрефянин сильно удивляется, когда узнает,что большая часть внешнего долга США закупается именно "коммунистическим" Китаем (достаточно прочесть хотя-бы Википедию). Именно Пекин поддерживает на плаву американский империализм. Это как если бы в 1940г не Сталин потребовал от Гитлера кредит, а наоборот, сам регулярно кредитовал Третий Рейх, укрепляя его мощь. Для советских коммунистов это было немыслимо. А вот для "конструктивных" китайских "как-бы-коммунистов", вполне. И только в начале 2024г, когда даже до Пекина дошло, как до жирафа, что к власти скорее всего придет сторонник MAGA Трамп, судорожно пытаются распродать часть облигаций госдолга США, чтобы как то повлиять на Вашингтон. Как вы сами могли убедиться, хитрый план по-пекински лопнул. И теперь в Пекине надеются пересидеть за хилой спиной РФ, пока в Белый дом опять не вернутся глобалисты из Демпартии.
Отсюда и такой акцент на переводную статью китайского аналитика (Kао Weimi) из Гонконга, который походя, кроме шовинистического "обличения" Вьетнама, посмевшего обидеться на Китай. Пока "маленькие драконы" дрались с Америкой, "старший брат "захапал себе вьетнамские острова. Автор там открыто демонстрирует угрозу в адрес Вашингтона: будете вести себя "не конструктивно", распродадим весь госдолг,и ваша экономика рухнет. Наверное. Это единственное "вундерваффе" "пекинских мудрецов".

В эпоху, предшествовавшую своему подъему, КНР могла бы опереться на автоматическую поддержку стран, которых все еще называют «неприсоеди-
нившимися» (хотя это и анахронизм). Малайзия, слишком вестернизированная за исключением своих исламских правителей, призывается на помощь в статье, в то время как другие страны скромно не называются:
Однако Малайзия и другие страны предупредили США: «Вы не должны вмешиваться в дела в Южно-Китайском море, вы лишь привнесете туда сложно-
сти...».
10 августа американский эсминец John S. McCain пришвартовался в порту Дананг в центральном Вьетнаме... Новости от пресс-службы 7-го флота США сильно подбавили пороха в этот визит: «Эсминец John S. McCain и авианосец George Washington будут проводить совместные «беспрецедентные» военно-морские маневры с ВМС Вьетнама».
Не сложно заметить ...что Вьетнам специально использует эти учения для того, чтобы неуклюже ворваться (sic!) в нынешнюю сложную ситуацию в Южно-Китайском море, в противном случае он должен был бы послать сильный сигнал дружбы Китаю для сбалансирования эффекта от маневров.
Хорошая идея - даже находясь под угрозой и стремясь заручиться протекцией США против нее, правительство Вьетнама оказывается должно все равно подтверждать несуществующую дружбу с Китаем, потому что Китай есть Китай, и он заслуживает учтивого почтения в любом случае. Однако автор статьи далее предлагает совершенно реалистическое объяснение новой вьетнамско-китайской дружбы, которое он, правда, скромно приписывает неким анонимным источникам, а не самому себе:
Общественное мнение указало на причину, почему США и Вьетнам, враги во времена холодной войны, сегодня начинают медовый месяц - это вызвано исключительно враждой Вьетнама по отношению к Китаю по вопросу о спорных островах, а Соединенные Штаты пытаются сдержать китайскую мощь в Южно-Китайском море; опасения обеих стран опять совпали. ...Китайские территориальные амбиции уже привели к беспокойству во Вьетнаме (курсив добавлен. - Э. Л.).
Као Вэймин затем сменил тему, чтобы заклеймить США под подзаголовком «Обычное негодующее рычание США в адрес Китая».
Сразу после ссылки на возмущенное общественное мнение, свидетельствующей о том, что именно Китай начал весь этот процесс угрозами в адрес Вьетнама, автор противоречит сам себе, пытаясь свалить вину на США, чье поведение, как он пишет, «становится все более и более жестким... в американских СМИ появляется все больше статей с критикой Китая».
Далее мы сталкиваемся с подлинно китайским специфическим взглядом на Международную политику, с присущими ему искажениями, что существенно
затрудняет разумное рассуждение даже для весьма дальновидных китайских аналитиков, а ответственным за принятие решений препятствует действовать осмотрительно. Никогда не отличавшиеся наивностью и не склонные серьезно относиться к официальным заявлениям других правительств многие китайские наблюдатели в эти дни, кажется, впали в противоположную ошибку:
они считают материалистические мотивы не просто важными (каковыми они являются), а сверхважными, затмевающими все остальное. Именно так рассуждает Као Вэймин, предсказывая, что в изоляцию попадут США, а не Китай, потому что у американцев есть только боевые корабли, а у китайцев есть деньги. Страны АСЕАН могут хотеть заручиться поддержкой США по спору в Южно-Китайском море, но они также понимают, что Соединенные Штаты «не могут помочь им ни в чем, за исключением военных вопросов и проблем безопасности», в то время как «экономически страны АСЕАН все больше и больше зависят от Китая».
Такая гипертрофированная вера в (недиалектический) материализм не так наивна, как была бы противоположная позиция - если бы правительства постоянно подчиняли государственные заботы и вопросы безопасности цели обогащения, то ход истории человечества был бы иным, в целом более достойным, вероятно, с меньшим количеством глупостей, и точно уже с меньшим количеством преступлений. Только в версии троянской войны Гомера героические воины сражаются за плененных красавиц, серебро и добротные доспехи, вместо более отвратительных идеологий, политических мотивов и личных диктаторских амбиций, которые являются причинами современных войн.
В статье Као Вэймина упоминаются неназванные «малазийские СМИ» как голос разума. Якобы они опубликовали «призыв ко всем сторонам сохранять спокойствие», и призыв этот автор относит в адрес Вашингтона, который «не может активно (sic!) вмешиваться в региональные дела без того, чтобы не создавать трудности». Это подготавливает почву для собственного предостережения автора, которое выглядит жалким и опирается на его прежнюю уверенность в торжестве материализма:
Находясь перед лицом внутреннего противостояния и массированного вмешательства США в Южно-Китайском море, страны АСЕАН должны четко заявить Соединенным Штатам, чтобы они не вели себя в Южно-Китайском море без оглядки на интересы других (курсив добавлен. - Э. Д.).
Но хотя автор, утверждающий, что поведение Китая в Южно-Китайском море было «сдержанным», считает, что Китай может защитить свои «права и интересы», а также обеспечить «общую стабильность», потому что он не находится в «конфронтации со странами по своей периферии» (для них это наверняка новость), тем не менее, Вьетнам занимает изолированную позицию как вероятное исключение. По мнению автора, Вьетнам находится в состоянии конфронтации, вина за которую лежит лишь на нем, потому что он «очень эгоистичен и думает только о себе, не заботясь о странах вокруг себя». Вьетнам, пишет он, очень часто являл жесткое поведение по отношению к спорам в Южно-Китайском море, «и демонстрировал, что пойдет даже на войну за расположенные там острова (курсив добавлен. - Э. Л.)». Для Као Вэйминя, по-видимому, Вьетнам - очень странное создание, так как готов сражаться за территорию, которой он владеет или на которую он претендует.
Видимо, ему надо бы смириться и склониться перед превосходящей силой (жертвы, которые идеалистически сопротивляются превосходящей силе вместо того, чтобы немедленно сдаться, наверное, очень странно выглядят с точки зрения агрессора). Более того, официальные вьетнамские лица слишком «смелы» - и это не комплимент, учитывая, что, по мнению автора, им надо вести себя смиренно - так как они открыто называют Китай противником и, что еще хуже, они «вводят в игру других». На этот раз в качестве голоса разума автор цитирует «мировое общественное мнение»:
Некоторые вьетнамские официальные лица публично критикуют Китай. В международном общественном мнении сейчас распространена точка зрения, что Вьетнам пытается интернационализировать и мультилатеризировать (sic!) китайско-вьетнамский спор о территориях в Южно-Китайском море, и хочет заручиться поддержкой США, в настоящее время (курсив добавлен. -Э.Л.) самой сильной державы мира, против Китая в Южно-Китайском море.
Далее следует завуалированное предостережение: «Вьетнам обостряет конфронтацию между Китаем и США... и недовольство китайского общества Вьетнамом быстро усиливается, а это обязательно окажет комплексный эффект на будущую политику Китая по отношению к Вьетнаму». Сдержанный выбор терминов («комплексный») обычно служит для того, чтобы смягчить остроту конфронтации, но в этом случае за завуалированным предостережением последовала прямая военная угроза. Это видимо было и главной целью всего этого опуса: запугать Вьетнам тем аргументом, что военно-морская мощь США не сможет защитить его, если Китай решится на нападение, вероятнее всего, на суше. Если между Китаем и Вьетнамом дело действительно дойдет до конфронтации, ни один авианосец ничьей страны не обеспечит Вьетнаму безопасность...Вьетнам не должен играть в опасную игру между Китаем и США: он тем самым играет с огнем.
Эту статью делает такой откровенной то, что Као Вэйминь сначала ссылается на «общественное мнение», чтобы открыто признать - во всем виновен китайский территориальный экспансионизм («США пытаются сдержать рост китайской мощи»; «территориальные амбиции Китая уже вызывают беспокойство во Вьетнаме»), но потом утверждает, что раз Китай - это Китай, Вьетнаму надо заткнуться («официальные лица публично критикуют Китай») и уступить ему все, что ему нужно, потому что «никакой авианосец ничьей страны» не защитит от китайской мощи, если она начнет действовать.
Что касается такого предостережения, то стоит отметить, что оно, наверное, было бы более правдоподобным, если бы относилось к другой стране. Для вьетнамцев такие угрозы нисколько не значимы, а скорее убеждают их продолжать сопротивляться Китаю. Для национальной идентичности Вьетнама характерен комплекс «убийцы гигантов», проявившийся в войне против США. Он берет свое начало в форматирующем опыте сопротивления гораздо более сильной державе, чем какая-то китайская империя: речь идет о завоевавших весь мир монголах, которые напали на Вьетнам сначала в 1257-1258 гг., затем в 1284-1285 гг. (после образования династии Юань), и снова в 1287-1288 гг. И каждый раз монголы терпели поражение. Только после того как монголы отступили, вьетнамцы заплатили им дань. Несомненно, что они поступят так снова, но только после того, как опять разгромят НОАК.
Незнание китайскими правителями, умелым рупором в руках которых является Као Вэйминь, истории своих соседей было бы необъяснимым в отсутствии барьера великодержавного аутизма, однако его наличие все проясняет. Это естественная черта великой нации, и она была бы безобидной, если бы Китай не проводил сейчас курс наращивания своей мощи. Но поскольку происходит именно это, создалась опасная комбинация таких факторов, как беспокойный китайский аутизм, вьетнамская непокорность и пальмерстоновская активность Соединенных Штатов. И эта комбинация может прийти в движение, если Китай опять попытается захватить риф, скалу или мель.

Китай, экономика, Вьетнам

Previous post Next post
Up