Гребенщикова Черноморский флот перед Крымской войной 2003г (рецензия)

May 05, 2024 14:17


Книга, вышедшая в далеком уже 2003г, посвященная теме строительство флота, не могла не освещать события проигранной войны модными мифами,вроде "Россия при Николае 1 поднималась с колен". Но поскольку в данной книге приходится излагать факты, а они действуют угнетающе на любых "булкохрустов", при внимательном прочтении данного источника видно, что Николай Палкин, как правитель, в чем-то напоминал нынешнего царя Вальдемара. Будете смеяться, но Палкин совершил все те ошибки, что совершит с 2014 г Попирающий стопами небо. Вы уведите там и аналог историй с "мистралями" (не забыли еще один из ХПП, что РФ не поддержало Одессу,т.к. важно было получить вовремя БДК "Мистраль"?!)
Прочтете, чем при Палкине закончилась политика "укрепления партнерских режимов".
И чем закончилась стратегия "перенесем войну на попозже, за это время более лучше подготовимся".
Именно я поэтому называют историю точнейшей из наук. Будь Дракон над царями и его холуйское окружение хоть немного начитанным, они бы без труда поняли, к чему приведет их выбранная после визита грозного Бюстгалтера стратегия.
Начну с выводов. Несмотря на апологетику Н1, попытки при нем построения даже парусного ЧФ на уровне Е2 закончились пшиком. Из-за начавшегося отставания в промышленности, в т.ч. из-за глубокого нежелания Н1 заниматься реформами и освобождением крестьянства,что дало бы заводам постоянную рабочую силу, которую можно было бы обучать технологиям и наукам, Н1 полностью "проспал" и начавшийся переход флота на пар.
Но при этом,шанс на победу у РИ все еще был. надо было просто не мешать обрушению что австрийской монархии,что османской, и пока ни английский, ни французский,ни турецкие флоты не совершили переход на винтовые корабли,захватить Проливы в 1830 годах,дав встерчный бой вражеским флотам одного класса с ЧФ.
На этом настаивали все, от руководства флотом, до царедворцев. Но Н1, повторюсь, прибег к стратагемам "султан-лучший выбор османского народа", "нам нужно время для более лучшей подготовки"
И получили и войну, и позор!

Уже употребление в названии книги термина "геополитика" заставляет относиться критически. Напомню,что "геополитика" это одна из т.н. 25 "расовых наук", вошедших в оборот в Третьем Рейхе. Ее идея в том,что сухопутные страны должны дружить друг с другом и воевать только с морскими. Ее адекватность видно по нынешней войне.
Автор начинает обзор флота с констатации: "к 1825г состояние флота было критическим". Возражений нет,"наполеоника" для РИ это прежде всего война на суше,что повлекло упадок флота.
Но вскоре последовал первый "ляп". Восхваляя несуществующие "таланты" Палкина, авторесса заявляет:
"В отличии от Екатерины 2, Николай1 опирался на русские кадры"
И при этом, в книге постоянно идет упоминание выдающихся талантов Грейга.
Алексей Самуилович Грейг родился 6 сентября 1775 года в Кронштадте, в семье шотландского морского офицера Сэмюэля Грейга, поступившего на службу Российской империи. За выдающиеся заслуги своего отца А. С. Грейг при рождении получил чин мичмана, а его крестными родителями стали императрица Екатерина II и граф Алексей Орлов-Чесменский. В 10-летнем возрасте, закончив домашнее воспитание и образование, мичман Алексей Грейг был послан на стажировку в Англию, где плавал на судах британского флота
И в самом обществе Грейг воспринимался именно как англичанин, что подтверждает вот этот факт:
После заключения с Наполеоном Тильзитского мира боевые действия на Средиземном море прекратились, и в 1808 году Сенявин отвел флот в Лиссабон. За боевые успехи Алексей Самуилович, теперь уже контр-адмирал, был удостоен ордена Св. Анны первой степени, после чего его вызвали в Петербург. Назревала новая война - теперь уже с бывшей союзницей Англией. Все англичане, несшие службу на русских кораблях, по договору не имели права сражаться против своей родины и были отосланы вглубь страны. Этой участи не избежал и Грейг, остававшийся по происхождению отца гражданином Великобритании. В биографии Грейга записано: «Удалился в Москву и, не принимая ни в чем участия, прожил до 1812 года».
Ну, может, у него жена была русская православная столбовая дворянка?!
Однако отнюдь:
"Жена - Юлия Михайловна Сталинская (27.01.1800 - 28.09.1881), дочь могилёвского трактирщика, при рождении еврейка Лия Михелевна Сталинская"

Повторюсь, для меня в этом нет ничего предосудительного. Немало инородцев верно служили России, не предав ее, в отличии у тех, у кого православный крест на пузе, а в бороде капуста.
Но если авторесса пытается как-то высосать из пальца доказательство,что Палкин якобы был "русским по духу", то не нужно упоминать в следующем же абзаце Грейга. Которого "обсчество",в т.ч. шпыняло не только за его английское происхождение, но не "простило" и еврейскую жену. Только после смерти мужа, жена была принята ко двору, уже нового царя.
И это при том, что мы помним, при каком царе герой Бородино генерал Ермолов просил царя "сделать его немцем"!

Грейг, в самом деле,немало сделал для ЧФ:
Под командованием А. С. Грейга Черноморский флот пережил второе рождение. В области кораблестроения Грейг разработал и широко использовал на практике Параболический метод проектирования судов, лично принимал участие в проектировании нескольких судов нового типа. Развивал паровое судостроение, усовершенствовал корабельную артиллерию.
Самым большим достижением Грейга в кораблестроении на Черном море стал 120-ти пушечный корабль «Варшава», в конструировании которого адмирал лично принимал участие. По параболическому методу, внедренному Грейгом, в Николаеве было построено 53 судна, а всего за период его пребывания на посту Главного командира Черноморского флота построено 133 судна. Это в 6 раз больше чем, за предшествовавшие 23 года существования флота.
Немалым достижением Грейга является увеличение среднего срока службы кораблей с 10 лет до 14, а с капитальным ремонтом и до 17 лет. Алексей Самуилович заменил каменный балласт на чугунный, кирпичные камбузы на каменные. Это позволило увеличить калибр артиллерии с 24-фунтовых орудий на 36-фунтовые.

Это отмечает и авторесса. Но через несколько страниц следует констатация "И все же, в целом,боеспособность флота резко упала" (стр.12)
"В силу разных причин,состоялось резкое снижение темпов кораблестроения" (стр.12) Из новых только 120 пушечный "Варшава", спущенный в 1833
Промышленно недоразвитая страна, какой была уже в то время РИ, не могла "вывести" флот. Который еще почти век был сосредоточием самых сложных технологических решений.

То,что война с Англией неминуема, адм.Лазарев и др.неравнодушные люди понимали с самого начала 1830х годов. И понимая то,что усилиться РИ уже не сможет, буквально умоляли царя начать войну раньше и самим, пока враг и слаб, и разъединен.
Для тех,кто "плавает" в истории, напомню, что в то время сыпались режимы Австрии и Турции. Но Палкин недаром получил свое прозвище. лоб у него точно был сделан из благородного дуба.
И он послал свою армию и флот, чтобы спасти Вену и Стамбул!
"Весной 1782 года египетская армия захватила Дамаск и продолжила стремительное наступление на север. Султан срочно направил войска для усмирения мятежа, однако они были разбиты. Вскоре вся Сирия была в руках Мухаммеда Али. Потом он вторгся на территорию Турции и разбил под Коньей войска великого визиря, который сам угодил в плен.
Нависла реальная угроза раздела Османской империи. В Стамбуле не на шутку испугались. Султан обратился за помощью к Западу, однако как Франция, так и Англия в ней отказали. Париж, с учетом своих притязаний на Тунис и Алжир, вообще поддержал Египет.
Складывающаяся в регионе ситуация привлекала внимание России. Она не желала усиления здесь влияния Франции и Англии. Чтобы воспрепятствовать планам Египта российский император Николай I предложил султану Махмуду II военную помощь.
Переговоры по этому вопросу завершились успешно. Как бы не хотелось Турции принимать помощь от Российской империи, с которой неоднократно воевала, а пришлось.
В феврале 1833 года корабли Черноморской эскадры под командованием контр-адмирала Лазарева встали на якоре в проливе Босфор прямо перед зданием российского посольства. На его азиатский берег был высажен экспедиционный корпус в составе 30 тысяч русских солдат.
Андреевский флаг на Босфоре отрезвил египтян, остановившихся в шести днях от столицы Османской империи.
Их планы были перечеркнуты появлением в Турции российской эскадры. Воевать с таким могущественным противником Мухаммед Али не решился. В конце апреля мятежный паша заключил мир с султаном. Правда, тому пришлось отдать египтянам богатую Сирию.
В результате «Босфорской операции» в июне 1833 года между Россией и Турцией был подписан оборонительный договор. Он имел секретную статью, которая предписывала закрытие Черноморских проливов для судов тех стран, которые воюют с Россией. После этого эскадра покинула Турецкие воды и вернулась в Севастополь. "
Надеюсь, все помнят, как султан "отблагодарил" "питерских" за помощь?
Особенно про "вечный мирный договор". Сильны "питерские" в договорах, не отнять!

Лазарев, прорабатывая разные варианты начала войны с Англией (то, что "благодаря царю, к антирусскому союзу присоединится и Париж. Лазареву и в голову не могло прийти"), отмечал, что оба варианта обороны (флот в гавани, и флота нет в гавани) Севастополя обречены на неудачу.
Отсюда единственный выход: именно сейчас надо самим срочно брать Проливы. И там давать бой англо-турецким эскадрам Каждый день промедления преступен!

записка от 15 ноября 1849 года, поданная великим князем Константином Николаевичем (во времена Александра II он стал морским министром) императору Николаю I. В этом документе князь рассуждал по поводу возможности или невозможности захвата Проливов. Подготовил план командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Петрович Лазарев, и с поправками его принял Морской штаб Российской империи.
(Лазарев) писал, что в случае войны с Турцией атака Проливов и Константинополя - это кратчайший путь выиграть войну и закончить кампанию малой кровью. Русский ущерб во время этой молниеносной атаки он оценивал примерно в 3-4 линейных корабля и несколько фрегатов, что по людским потерям было бы несоизмеримо меньше, нежели «в сухопутной двухлетней или даже годовой кампании, в которой войско более страдает от трудностей пути, лихорадок и чумы, чем от самого неприятеля».
Боеспособность турецкого флота на 1849 год Лазарев оценивал весьма низко, отмечая, что «такелаж плохого качества, а парусина весьма низкого достоинства». Гипотетический удар в начале 1850 года застал бы турецкий флот в стадии перестройки. Имелась проблема и с экипажами и офицерами: не так давно открывшаяся Османская Морская Академия просто не успела ещё выпустить достаточное количество кадров. В пользу плана Лазарева играло то, что американских советников после смерти Махмуда II турки просто выгнали, а с англичанами заново налаживать сотрудничество начали только в 1848 году.

к 1850 "Турки в настоящее время сильнее нас параходами,что же будет через 6 лет?" (И.А. Шестаков)

Но царь, "болеющий денно и нощно за судьбы России", все прочпокал.
Тем временем, союзники стали строить паровой флот.
Именно в 1831 г английское правительство утвердило программу усиленного кораблестроения с опорой на паровые суда.
"Россия перед Крымской войной напрямую зависела от английской строительной базы" (стр.30)
Все построенные до 1845г английские пароходофрегаты имели существенный недостаток: в закрытых батареях, несмотря на большие размеры,могли действовать только 4 пушки с каждого борта
Но уже в 1844 принято решение несколько 2х дечных линейных кораблей перестроить в винтовые.
В Франции построен в 1851 первый в мире винтовой ЛК Наполеон, мощнейший в мире.
Отставание усугублялось крайне низким уровнем самого Николая 1. Вместо того, чтобы все силы бросить на строительство винтовых кораблей, Н1 решил, что паллиатив в виде пароходофрегатов выгоднее, т.к. "они более лучше красивые".
«Вот это, я понимаю, махины… Знаешь, я против гребных винтов. Какие-то маленькие, юркие, скрытные, не видно, как и работают. Что бы там не говорили, не верю я в них»… (Николай I - первому командиру пароходофрегата «Владимир» капитан-лейтенанту Н. А. Аркасу)
- «Не верю!» // Техника - молодёжи (Клуб «ТМ», «Однажды…»). - 1988. - № 2. - С. 60.

Ну и что касается "Мистралей"
"Питерские", как им казалось, "все продумали до мелочей". Создали "серую схему" финансирования строительства кораблей в Англии через гамбургские банки.
И отдали 34 тыс. задатка на постройку 2х винтовых фрегатов.
Англичане деньги получили, и "наложили санкции".
"Питерские" сделали вид, что чему-то научились, и стали заказывать часть кораблей в Германии. Угадаете, с чем они столкнулись в 1914?!

Тут все,куда не кинься,все узнаваемо.А это занчит,что и повторение будет соотвествующим.

флот, рецензии, Крым, история

Previous post Next post
Up