Были ли женщины эпохи барокко "жирными коровами" (К. Жуков)? Нет.

Nov 25, 2023 11:15

В предыдущем обзоре на обзор К.Жукова уже обращал внимание на то, что "популяризатор исторической науки" мало того, что не знает разницу в моде между стилями барокко и рококо. Жуков, похоже, вообще даже не слышал о существовании оных.
Но были ли все однозначно в женской моде даже в эпоху барокко? В самом ли деле стандартом женской красоты тогда считалась, говоря языком К.Жукова, "жирная корова"?
Берем книгу Вигарелло Жоржа "История привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней". Обнаруживаем, что (какая неожиданность!) в классовом,феодальном обществе и стандарты красоты сильно отличались в зависимости от принадлежности к классу. И если для крестьянок крепкая (но не жирная, как бодипозитивщица из Современных Штатов Америки) фигура была залогом животного выживания, то у аристократки противопоставляли себя простолюдинкам.
Утончение силуэта. Толстый-значит, глупый.

Утончение силуэта - характерный признак Нового времени. Тонкая талия считалась одной из важнейших характеристик красивой внешности, тем более что «обширные бока» имели отрицательные коннотации: например, в «Ста новых новеллах» (XV век) герои с «большим животом» непременно оказываются неловкими или глупыми, даже если у них нет других физических недостатков, а одну даму называют «слегка оплывшей в талии» только потому, что она не «самая стройная на всем белом свете».

Вот в описании крестьянок ширина талии до любимых Жукову стандартов постоянно присутствует. берем работы Брейгеля-старшего, основоположника "крестьянского" жанра.

...Тот же принцип прослеживается у Брейгеля-старшего: на его полотнах, изображающих деревенские танцы, сенокосы, жатвы, игры, краснолицые, округлые в плечах крестьянки выглядят тяжеловесно в мешковатых платьях, тогда как на другой известной картине талия «женщины, уличенной в прелюбодеянии», благородной по происхождению, сильно стянута широкой лентой.
Ширина талии - еще одна примета социального статуса. Известный хирург Амбруаз Паре, описывая внешность деревенских женщин, просящих милостыню в Париже во второй половине XVI века, указывает на внешние признаки социального статуса и способствует формированию стереотипа: «эта полная толстозадая оборванка, просящая милостыню у ворот храма» в 1565 году, или другая «грузная, полная девица» или еще одна «толстая, задастая и грудастая дурнушка лет тридцати заявляет, что родом из Нормандии». Эти характеристики, составленные выдающимся врачом XVI века, типичны для своего времени: в них не просто перечисляются, но изобличаются внешние приметы жительницы деревни - тяжеловесность и грубость. Свидетельствующие о социальном статусе черты внешнего облика приобретают все большую важность по мере того, как народная культура отделяется от культуры благородной. Подтверждение тому можно отыскать в старинных пословицах (хотя, основываясь только на них, о вкусе низших слоев общества однозначно судить невозможно): «Бог сотворил меня большой и толстой, а я себя сделаю белой и розовой».

То, что не только "благородные" дамы, но и жену ремесленников и торговцев старались соответствовать именно стройному профилю, свидетельствует и масса диет. Немалая часть их весьма жестока и по исполнению,и по последствия.
Но на что не шли только жительницы Средневековья,чтобы не напоминать абрисом своей фигуры взыскательного видео-блогера начала 21 века!

...Существовали разнообразные стратегии достижения этой цели, что подтверждается множественными примерами в литературе эпохи Возрождения. Весьма распространенным способом были диеты. Итальянский врач и философ Фабрио Глиссенти в 1609 году писал, что венецианки и неаполитанки используют для похудения разные продукты: «Первые запасаются индийским горохом, миндалем, фисташками, семенами пинии, дынными семечками, мясом куропатки и каплуна, толкут их и смешивают с сахаром, чтобы получившаяся масса напоминала марципан, затем каждое утро принимают эту смесь маленькими порциями, запивая большим стаканом кипрского вина». В отличие от венецианок, неаполитанки в своих диетах чаще используют рис, ячмень, кунжут, бобы и прочие южные растения. Жан Лиебо пишет, что во Франции придворные дамы «по пробуждении пьют теплое ослиное или козье молоко, дабы улучшить цвет лица и следить за фигурой». В действительности же расхождение между составными компонентами в этих рецептах менее важно, нежели то, что для них инстинктивно подбирались ингредиенты с тонким ароматом и нежной мякотью: это должно было свидетельствовать о «легкости» продукта.
Практиковались и экстремальные способы похудения, доводившие женщин, насколько можно себе представить, до полного истощения: желающие заняться самобичеванием «смешивали мел и толченый уголь, поскольку считали, что употребление твердой и сухой пищи поможет им сбавить вес и обрести заветную худосочность».

рецензии, история

Previous post Next post
Up