Ворошилов и штыковой бой в Красной (русской) армии (критика Ю.Мухина).

Oct 07, 2023 12:12


Отношение к Ю.Мухину у меня сложное. В принципе, как отмечал и И.Гиркин, в 1990е года Мухин умел писать книги,в которых демонстрировал, как пользоваться логикой.
К сожалению, в данный момент, это умение куда-то подевалось.Возможно,возрастные деформации,а также озлобленность, привели его и других сектантов,ненавидящих Мухина, но являющихся его абсолютными единомышленниками во всем, что касается СВО.
"Сектантство" это диагноз для умственных способностей. И Мухин, и другие сектанты, выведя для себя "непогрешимых фигур", как для мусульман-коран и Аллах, христиан- Иегова-Яхве и библия, стали подобными верующими.
А чем сектантство плохо в общественной жизни, так это тем, что используя уже готовый инструмент по выведению из-под критики неких "священных коров" прошлого, мы видим, как "священными коровами" очень быстро стали пока еще живые политики, чьи "хитрые планы" будут разгребать даже внуки и правнуки остатков населения пост-СССР.
Напомню, у Мухина "священными коровами" являются Берия и Ворошилов ("от Ильича до Ильича-без инфаркта и паралича").
К слову. Вот статья о Журавле и Адаме, но не мужа Евы, а сына блогера Рамзана. Как понимать эту фразу?
"причиной является не просто оглупление человечества принятой латинской системой образования". Я в свое время интересовался педагогикой, тоже хотелось понять, почему "получилось" у Макаренко, и почему жена Ленина так ставила палки в колеса автору "Педагогической поэмы".
Т.н. "латинская модель" появилась в результате падения Римской империи, когда единственными "светочами разума" среди необразованного варварского мира были католические (латинские) монастыри. В те времена даже образованных людей было мало, не говоря о учителях, поэтому чтобы расширить число грамотных, прибегли к такой модели. Учитель учит азам старших учеников, а те, в свою очередь, эти азы передают младшим ученикам. С учителя снимается большая часть нагрузки, он может только контролировать процесс.
На тот момент-это единственно возможная система образования.

А теперь вернемся к Ворошилова.
Мухин довольно справедливо критиковал то,что из царской армии в Красную переползли ряд вредных идей. В частности, ставка на обучение штыковому бою, вместо обучения меткой стрельбе.
Но почему в Красной армии эта болезнь закрепилась, Мухин ответа не дает. Только и пишет,что виноваты,мол,некие "красные командиры". Иногда даже намек дает из пропагандистского выступления Тухачевского,что именно он,зараза,виноват!
Вообще то, у Тухачевского был начальник. Который его и пережил.
И этим начальником и был Клим Ворошилов. Министр обороны СССР.
И все наставления по обучению войск подписывались именно Ворошиловым, а не командующим Приволжским ВО.
Больше того, буквально за 2 месяца до Халхин-Гола Ворошиловым была подписана очередная бумага, в которой говорилось об "усилении обучения штыковому бою."
Но Мухин,и другие сектанты,внезапно слепнут и глохнут, когда приходится называть виновных.
К счастью, Клим Ворошилов был отстранен уже после Зимней войны, и красноармейцы стали учиться по суворовским принципам. И уже в 1945 японский генерал презрительно, как ему кажется, говорит,что "советы не любят ближний (т.е. рукопашный) бой", уничтожая солдат этого японского военачальника расстоянии, огнем.

«Взятый в плен генерал-лейтенант Китадзава Тэйдзиро, командир японской 123 пехотной дивизии, на допросе заявил: «Что касается метания ручных гранат и штыковых боёв, то можно сказать, что они [советские войска] неискусны».
В КА в отчетах записали:
«В ходе боевых действий наших мелких подразделений выявлено значительное превосходство стрелкового вооружения Красной армии над японским. В частности, в ближнем бою боец, вооружённый автоматом, сравнительно легко уничтожал японцев, вооружённых винтовками и ножами, бросавшихся в рукопашные схватки с автоматчиком».

Но это было в 1945. А что выяснилось в 1937? Умели ли красноармейцы, которых учили по наставлениям "первого советского маршала", стрелять?

А отсутствие привычки к оружию, должных навыков обращения с ним, когда винтовка «служила бойцу обузой»? Ситуация, которую К.Е. Ворошилов наблюдал в сентябре 1937-го на маневрах БВО и МВО (когда бойцы стреляли «без прицела», только «для успокоения и подбадривания»), в РККА была обычной и осенью «дорепрессионного» 1935-го. «Редкий случай, - отмечалось в составленном в Политуправлении РККА «Обзоре партийно-политической работы на маневрах 1935 г.», - чтобы от бойца требовали […] определять дистанцию до цели, ставить нужный прицел»…
В августе 1937-го в 110-м, 111-м и 156-м стрелковых полках БВО бойцы на тактических занятиях стреляли без прицела и не отработали технику изготовки к стрельбе и производства выстрела, но в 110-м полку изготавливаться к стрельбе и правильно устанавливать прицел плохо умели и в октябре 1936-го (ручные пулеметчики - и в феврале 1937-го), а в 111-м и 156-м - и в мае 1937-го…
В августе 1937-го бойцы этих трех частей не были подготовлены как самостоятельные стрелки, но в 111-м и 156-м полках они не умели самостоятельно искать цели на поле боя и определять на глаз расстояние до них и в «дорепрессионном» мае… В августе 1937-го пехотинцы 45-й стрелковой дивизии КВО не умели быстро находить и устранять возникающие при стрельбе задержки и даже подготовить оружие к стрельбе - но о том, что «стрелковое оружие в частях знают плохо» и что «подготовка оружия к стрельбе низкая», в штабе этой дивизии говорили и на партсобрании 13-14 августа 1936 г..
Осенью 1937-го бойцы 12-й и 69-й стрелковых дивизий ОКДВА «не довели до автоматизма» приемы изготовки оружия к бою и не владели элементарными приемами стрельбы из ручного пулемета - но осенью 1935-го автоматизма в обращении с оружием, а весной «дорепрессионного» же 1936-го умения изготовиться к стрельбе из ДП и вести ее не было у всей вообще пехоты ОКДВА! А то, что в 69-й дивизии боец «подготовить оружие к бою не умеет», проверяющие констатировали и в октябре 1936-го…

Ну так может, в штыковом и рукопашном бое красноармеец был ого-го? Как ненавязчиво призывает верить Мухин?

Физическая подготовка. «Точно так же не овладели войска штыковым боем, вернее, совсем его не знают», - заявил 21 ноября 1937 г. на Военном совете С.М. Буденный. То, что эта оценка может быть отнесена к пехоте не только МВО, но и всей тогдашней РККА, подтверждает заявление выступившего там же 23 ноября инспектора физподготовки и спорта РККА дивизионного комиссара А.А. Тарасова об «отсутствии» в Красной Армии рукопашного боя (сводившегося в то время к штыковому).
Но из директивного письма А.И. Егорова от 27 июня 1937 г. видно, что штыковой бой в Красной Армии был «не отработан» и в первой половине года! Оценки тогдашнего состояния физподготовки бойца в двух конкретных округах, по которым они сохранились, словно списаны с ноябрьских выступлений на Военном совете: «подготовка командного и рядового состава по штыковому бою совершенно неудовлетворительная», «практические приемы и сноровки по ведению рукопашного боя и боя в траншеях не прививаются» (отчет штаба ОКДВА от 18 мая 1937 г.); «штыковой бой забыт» (выступление командира 105-й стрелковой дивизии ОКДВА комбрига Ф.К. Доттоля на дивизионной партконференции 25 апреля 1937 г.); «штыковой бой является слабым местом в физической подготовке бойца. Здесь почти ничего не сделано» (приказ командира 23-го стрелкового корпуса БВО комдива К.П. Подласа об итогах проверки 7-13 мая 1937 г. боевой подготовки 111-го и 156-го стрелковых полков).
цит по А.Смирнов Крах 1941 - репрессии не при чем! "Обезглавил" ли Сталин Красную Армию?

И это в "придворном" Московском округе, откуда Ворошилов с Буденным должны не вылазить круглосуточно!.
Больше того, "блестящие аналитические способности" обоих маршалов даже из "испанского опыта" позволили им заключить,что "штык себя еще покажет"

Испанский боевой опыт не сумел опрокинуть взгляды многих советских командиров относительно «ведущей роли штыка в современном бою». Это объяснялось тем, что в Испании широкого применения ручное автоматическое оружие не получило, в связи с чем штыковые атаки имели некоторый успех. Так, утверждалось, что «боец должен прекрасно владеть штыком и твердо знать, что никакой абсолютно огонь не может остановить хорошо обученную пехоту довести дело до штыковой схватки и штыком и гранатой завершить бой победой». Или: «Если дать в роту по две автоматические винтовки, огневой мощи роте хватит вполне»
(цит. по Д.А. Бельков КРАСНАЯ АРМИЯ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН)

И это при том, что и Буденный, и Ворошилов были убежденными сторонниками "штыкового удара", хоть каждый и по своим причинам. Еще изучая историю рукопашного боя в СССР,я обратил внимание,что во всех наставлениях до 1941, "рукопашка" шла только как дополнение к "штыку".
И понадобился кровавый опыт Войны, чтобы расставить все по своим местам.
Вот возьмем пример выдающегося советского фехтовальщика и спортсмена Константина Трофимовича Булочко.

В том же году Булочко силами своих студентов поставил на физкультурном параде на Красной площади инсценировку рукопашных боев, опираясь на практику пограничных конфликтов на Востоке. Восхищенный Ворошилов тогда сказал: «В своей жизни я видел немало штыковых атак, но то, что показали ленинградцы в имитации штыкового боя, достойно похвалы и восхищения». К. Т. Булочко был награжден грамотой. Впоследствии он не раз участвовал в физкультурных парадах Москвы и Ленинграда с впечатляющими рукопашными инсценировками. В то же время была проведена первая за 18 лет Советской власти международная встреча (а затем еще одна) наших фехтовальщиков - с командой Турции. И несмотря на поражения нашей команды - свои два боя выиграл только чемпион СССР Т.И. Климов - эта встреча стала серьезным стимулом для развития фехтования в нашей стране, «разбудила» его. Отметим, что Россия еще с Первой мировой войны оказалась в изоляции относительно информации о развитии техники и тактики мирового фехтования, и даже флеш-атака явилась для наших спортсменов неприятным сюрпризом. После этого в стране было принято решение обратить пристальное внимание на развитие фехтования. Опыт Булочко был отмечен и было поручено внедрять его в других городах. Также началось производство детского фехтовального инвентаря.
...С 1938 года стало проводиться первенство СССР по рапире, эспадрону, штыку и впервые - шпаге. Булочко выиграл чемпионат по эспадрону и рапире. А в следующем году выиграл по рапире и в троеборье (рапира, эспадрон, штык).
После завершения в 1939 году большого чемпионского этапа, в жизни К.Т. Булочко начался новый - научно-педагогический. В то время остро стояла задача по взаимодействию с опытом зарубежных стран, в связи с чем фехтовальная научная общественность разделилась на два «лагеря» -«новаторов», которые выступали за вычленение и творческое переосмысление лучшего, что было в фехтовальных школах Запада - Италии, Франции, и «классиков», выступавших за приятие этих систем без изменений. К.Т. Булочко был в числе «новаторов».
В предвоенные годы он стал Заслуженным мастером спорта, а также подготовил к печати коллективный труд «Фехтование и рукопашный бой» - первый учебник для институтов физкультуры по этому предмету. (реферат)

Как видим,даже во владении "белым" оружием к 1914 царская Россия безнадежно отставала от всех соседей. Даже от турков. И только Революция 1917, которая позволила весь народ приобщить к наукам, к спорту, позволила сделать массовый рывок вперед.
И что касается истории штыкового боя. По известной книге "красного графа" сложилось впечатление, что родоначальником штыковой атаки стал еще Петр 1, хоть это неверно.
В Уставе 1716 г четко расставлен приоритет: ...напоследок же (после обучения приемам) можно с выступкою колоть учить». При Петре было положено начало штыковому удару как одному из способов боя пехоты, но по-настоящему штыковой бой разработан тактически и технически в школе Суворова.
Когда не тратя время на перестройку из походных колон в развернутые линии, штурмовыми колонами атаковать врага, сократив время прицельных залпов противника до минимума. На тот момент это была революционная тактика,которую взял себе Наполеон.
Но при этом уже Суворов отмечал растущее значение метких стрелков. Хоть егеря, как отдельные отряды,появились уже при Румянцеве, чему был свидетель и сам Александр Васильевич
Но к временам Н2 царская Россия безнадежно отстала от развитых стран Запада даже в стрелковом оружии. И тогда нашелся местный "патриот в погонах", который стал учить уму-разуму публику, что эта вся техника западная не нужна ("дроны в войне ничего не решают"). Главное-это "русский дух", молодецкий удар и православные скрепы.
Драгомировым был воспитан и Николай 2, и Кутепов, и др. царские военачальники, положившие гвардию под пулеметами и шрапнелью немецких войск.

армия, СССР, история

Previous post Next post
Up