ТИПЫ МИСТИЦИЗМА И СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. с.93-94.
Обратите внимание на то, что на рисунке, изображающем Решетку Уилбера-Комбса, я написал Природный, Божественный, Безформенный и Недвойственный мистицизм под соответствующими им состояниям. Это - достаточно свободная трактовка, но тем не менее, вполне полезная (поэтому я добавил ее к оригинальной Решетке Уилбера-Комбса).
Основная идея состоит в том, что в каждом из четырех основных состояний вы можете иметь пиковые переживания или интенсификацию этого состояния. Окончательным пиковым опытом в любой области будет единство со всеми явлениями этой области. Переживание единства со всеми явлениями в состоянии грубого бодрствования - типичный природный мистицизм. Переживание единства со всеми явлениями состояния сна со сновидениями - типичный божественный мистицизм. Переживание единства со всеми явлениями (или отсутствие таковых) в состоянии причинной непроявленности - типичный безформенный мистицизм. Переживание единства со всеми явлениями, возникающими в грубом, тонком и причинном состояниях - типичный недвойственный мистицизм.
Это - одна из предполагаемых классификаций (или типологий), которая, как я полагаю, вполне здравая. Если мы добавим это к Решетке Уилбера-Комбса, это поможет нам увидеть, как индивидуумы могут иметь переживание единства с природой - и от этого быть "природными мистиками" - но они будут интерпретировать это единство по разному, в зависимости от того, на каком уровне находятся. У вас может быть совершенное переживание единства с природой, но сами вы можете находиться на красном, янтарном, оранжевом и т.д. уровне.
Итак, существует не просто "разнообразие" религиозного, медитативного или духовного опыта, сопровождающего переживания Зоны 1 (т.е. Уильям Джеймс), существуют и "разнообразно интерпретируемый" религиозный, медитативный и духовный опыт, так как эти переживания всегда уже вставлены в контексты и интерпретации, которые включают последовательность интерпретационных способностей, открытых Зоной 2 (т.е. Джеймс Болдуин) - или как пример: Дзен и Спиральная Динамика соответственно.
Объединение исследований Зоны 1 и Зоны 2 дает нам Решетку Уилбера-Комбса.
Мы, еще вернемся к этой теме, но она вся чрезвычайно важна. Поскольку я наблюдаю, как различные недвойственные пути, Востока и Запада, интерпретируются в Америке в последние десятилетия, особенно в постмодернистских течениях (и их сторонников "бумеритов").
Но, даже без того, соотносим мы или нет, эти четыре основные типа мистицизма с этими четырьмя состояниями, общие контуры Решетки Уилбера-Комбса остаются вполне полезными и ценными. Она дает нам первый способ соотношения структур-уровней психологического развития с состояниями и уровнями медитативных/духовных традиций.