Немного о модели. Моделью для работы из логической перспективы может быть первоначально - любая традиция. К примеру, традиция Буддизма. Все изучение Дхармы дает вам базовую модель, которая помогает вам как определить, так и интерпретировать полученный вами опыт. Она создает своего рода понятийное пространство. Помогает составить карту территории.
В последствии это может стать комбинированным изучением Дхармы и интегральной модели. Что хорошо в последней, так это то, что она включает в себя то внутреннее, чем занимались традиции, и то, внешнее, чем занимается наука. Поэтому сама интегральная модель старается создать когнитивную модель, которая содержит весь наш опыт, будь-то созерцательный, эмпирический, культурный, какой угодно. Это - то место, в котором размещены все ваши понимания, и вы оказываетесь способными увидеть сложность, соединить несоединимое, что действительно непросто сделать.
О Тени. Мы иногда замечаем негативные черты в других, на которые чрезмерно реагируем, но которые в действительности являются отражением наших собственных черт. Так как мы не в состоянии увидеть этот вид паттернов в себе, мы видим их в других, во внешнем мире, и начинаем выносить суждения. Это все обычно подразумевается под Тенью. Хотя, по сути, мы говорим о тех аспектах себя, которые для нас неприемлимы, настолько, что мы не в состоянии с ними отождествиться.
К примеру, я могу очень сильно реагировать на высокомерие. Действительно невыносить его в других людях, сильно его осуждать. На самом деле, я не вижу своего собственного высокомерия. Произошло своего рода смещение высокомерия из моего восприятия себя во вне. Я - осуждаю его, поскольку не признаю его в себе.
Буддистский учитель осуждающий и обвиняющий жестокость, на самом деле, только создает ее. И подобное происходит повсеместно. Полагаю, что это один из самых тяжелейших аспектов духовной практики, поскольку работа с тенью позволяет облегчить расслабление эго. Настолько облегчить, что позволит ощутить вашу бесконечную природу. Очень радостно просто чувствовать любовь ко всему, но гораздо большим изменениям приводит включение тени. В действительности в психологии и духовной практике существует два различных подхода, два вида, так сказать.
Есть духовная практика разделяющая мир на добро и зло, хорошее и плохое. В ней идет отождествление со всем хорошим и осуждение всего плохого. Но, есть и духовная практика которая охватывает целое. Естественно, что в ней требуется ощущать и переживать темную сторону или значительно более трудные аспекты своего бытия. Из подобной практики вытекает великое сострадание. Сострадание и человечность, поскольку среди нас нет никого, у кого не было бы эгоистических привязанностей. И , чем больше мы практикуем, тем больше мы выходим за пределы всего этого, мы совершаем следующий шаг - интегрируем все эти сложные аспекты.
Мы все очень прекрасны в духовной практике, пока сидим на медитационном коврике. Но, как только мы встаем с него и вступаем во взаимодействие друг с другом, начинаются проблемы, и даже большие, поскольку вовлекается эго, и наружу вылазят все то, что мы прятали от себя.
Поэтому, если вы намерены заниматься исключительно духовной практикой, вам лучше уйти в пещеру, и находиться только там. Поскольку, как только вы из нее выйдите, наружу выйдут все ваши теневые качества. Существуют различные способы работы с тенью. В Интегральном Институте мы предлагаем простую технику для этого 3-2-1. Которая и состоит в том, о чем мы говорим. Мы начинаем обращать внимание во внешнем окружении на то, что нас эмоционально задевает.
К примеру, на тренинге, который я недавно проводила, одна женщина буквально взбунтовалась против меня, по ее мнению я слишком жестко проводила занятия. Как определить - это правда или Тень? Можно определить по тому, нарушает ли это наше эмоциональное равновесие или нет. И практика в данном случае состояла в том, что я попросила описать мою жесткость как можно более подробно. В самых подробных деталях, говоря обо мне в третьем лице. И она описала насколько я ужасна и опасна... Затем я вступила с ней в диалог, и в завершение вернула ей ее собственную жесткость. Это пример того, как работают с тенью.
Но вопрос состоит не в том, было ее восприятие правильным или нет. Вопрос состоит в том, как нам самим стабилизировать наше собственное восприятие.
У Генпо Роси, к примеру, есть другая техника работы с тенью. Он обращается к подавленным голосам и выводит их к переживанию от первого лица.