Кен Уилбер "Интегральная Духовность" - заметки о введении и Части 1.

Jul 08, 2008 22:52

 до этого в блоге обсуждалась Часть 9.
В книге «Интегральная Духовность» всего 210 страниц. (+90 приложений)

На данный момент это одна из наиболее значимых книг Кена Уилбер, но которую большинство читателей отложат, куда подальше, уже на первой ее части, если не сделают этого еще на Введении. Произойдет это потому, что первая часть, возможно самая сложная для интеллектуального понимания из всего того, что написал Уилбер. Но, отложив книгу, вы упустите возможность ознакомиться с одним из выдающихся умов нашего времени, вступившим в схватку с такими фундаментальными вопросами как духовность и наука, религия и эволюция.

Начнем с общего обзора. Чего вообще хотел Уилбер добиться своей книгой? Интегральная Духовность пытается ответить на вопрос: «Как признать действительными существование духовных реальностей, особенно, высших уровней мистических переживаний утвержденных мировыми традициями мудрости, перед лицом современных и постсовременных атак, отвергающих эти реальности как не научные или низводящие их к социальным образованиям?» Уилбер старается реконструировать великие истины духовных традиций без метафизики последних. Под этой «метафизикой» имеются в виду те утверждения о природе реальности, которые полностью дискредитированы современностью (Кант) и взглядами постсовременности на врожденную контекстуальную природу всех истин, делающую их относительными.

Уилбер рассматривает духовность как совершенно необходимый элемент для человеческой эволюции, наряду с искусством, наукой и этикой. Но, в отличие от искусства, науки и этики, духовность была дискредитирована Западным Просвещением в 17 - 18 веках, когда ее спутали с религией, одним из ранних проявлений духовности. Уилбер написал свою книгу для реабилитации духовности в глазах западных интеллектуалов и людей во всем мире, потерявших веру в традиционную религию, но не знающих куда идти. Верно, что большинство людей не станут читать эту книгу. Его аудиторией, как всегда будут те, кто хорошо начитан и образован.

Введение.

Введение Уилбера, представляет из себя сжатый, компактный обзор его модели AQAL (все квадранты, все уровни, все состояния, все линии и все типы). Для тех, кто до этого уже знакомился с работами Уилбера, это введение представит превосходное и ясное обобщение его модели, представляющей из себя самую широкую и наиболее значимую объясняющую модель всего, что существует в нашем мире. Те, кто не знаком с моделью Уилбера должны читать ее до тех пор, пока не «уловят ее сути», иначе им не понять всего остального текста. Хотя она и служит введением к книге, на самом деле это по сути первая глава книги. Не пропускайте ее! Ближе к концу введения Уилбер обсуждает применение интегральной модели в медицине, бизнесе, экологии и других сферах деятельности. Разногласия во взаимоотношениях этих сфер человеческой жизнедеятельности или споры внутри определенных областей знания, возникают из-за их внутренних противоречий, снимаемых в контексте интегральной модели Уилбера. А именно это важно для дальнейшей эволюции человечества. Происходит это вследствие того, что модель, в которую мы помещаем наши жизни создает перспективы, мировоззрения и утверждения, позволяющие нам, как увидеть взаимосвязи между отдельными фактами, так и то, что привязывает этим трансформирующим взаимоотношениям.

(Для ознакомления с Введением в «Интегральную Духовность» обратитесь по адресу http://integralblog.googlepages.com/Integral_Introduction.html

Часть 1.

Часть первая книги Уилбера «Интегральный Методологический Плюрализм», начинается с устрашающего названия и становится еще более ужасающей в последствии. Уилбер всегда пересматривает и расширяет свою модель. Здесь, он глубоко рассматривает применение четырех основных перспектив, присущих каждому холону, и определяет, что каждая из них включает две перспективы, тем самым удваивая число основных перспектив до восьми. Уилбер приводит очень хорошие доказательства как существования, так и ценности этих восьми, поскольку они охватывают хорошо известные области человеческого знания. Но, давайте вернемся, и рассмотрим четыре квадранта, содержащих восемь основных перспектив. Что они означают? Уилбер утверждает, что все имеет внутренний и внешний аспект, а также индивидуальный и коллективный. Это - просто, очевидно и блестяще. Вы можете представить себе что-либо не имеющее эти четыре аспекта?

Каждая из этих четырех перспектив может переживаться изнутри или исследоваться снаружи. Вы можете переживать свой субъективный опыт себя, в котором вы отождествлены с тем, кто вы есть, с одной стороны и у вас есть способность взглянуть на себя со стороны, и рассмотреть тот или иной аспект вашей жизни, к примеру ваши чувства или взаимоотношения, с другой. Сейчас последует обобщение этих восьми перспектив, которые как указывает Уилбер, всегда существовали, но только недавно были дифференцированы .

#1. Когда вы думаете, ощущаете, спите или медитируете, у вас есть личные внутренние переживания верхнего левого квадранта. Когда вы, так сказать, изучаете ваш собственный опыт, наблюдая ваши мысли в медитации, вы практикуете феноменологию. Это то, что делали мистики и что вы испытываете при просветлении. Без этой перспективы вы не смогли бы думать, ощущать, видеть сны или иметь способность к мистическим переживаниям. В перспективе #1 вы субъективно отождествлены с вашим опытом, каким бы он ни был.

#2. Когда вы изучаете, что присходит в вас или других, в то время, когда вы думаете, чувствуете, спите или медитируете - вы пытаетесь оценить ваши внутренние переживания, не испытывая их непосредственно в себе.

Совершая подобные оценки - вы практикуете то, что называется "структурализмом". К чему вы придете - к моделям развития, отражающим эволюцию вашего сознания (или инволюцию) и ваше личностное развитие. Структурализм создает дорожную карту для вашего роста. Иначе можно ошибочно интерпретировать свой опыт и много времени провести в досадных заблуждениях.

#3. Своими интерпретациями мы склонны делиться. Личные интерпретации человеком своего опыта бездоказательны и зачастую неосознанны. Но эти неосознанные интерпретации можно сделать осознанными и изменить их, посредством общения и взаимопонимания. Когда мы приходим к какому-либо выводу, например: "Система Уилбера грандиозна", мы используем общий или коллективный опыт (заложенный в слова), который у каждого свой. У меня свой, а у вас свой, но из поиска смысла возникает понимание. Вы интерпретируете то, что я говорю или думаю, какое понимание я высказываю. Когда ученые сообщают о своих открытиях, экспериментальных находках, они исследуют отзывы, которые уже не являются сугубо субъективным делом, а представляют ту форму коммуникации, которая называется интерсубъективной (межличностной). Изучением того, как интерпретации меняют нашу реальность , что составляет неизбежную и важную часть жизни, занимается герменевтика. Ее можно просто воспринимать как науку о значении слов и понятий.

#4. Этнометодологией занимаются люди, изучающие каким образом люди оценивают свои социальные миры. Они рассматривают культурные и языковые контексты в которых и заключены все переживания. Вы используете ее, когда пытаетесь понять иностранцев, то как они смотрят на мир. Когда вы стараетесь понять, как Уилбер пришел к своим выводам в "Интегральной Духовности", вы практикуете этнометодологию. Достижение консенсуса в отношении истины невозможно без этой перспективы.

#5. В то время, как переживаниями сознания занимается феноменология, а изучением его же - структурализм, изучение механизмов восприятия, которое позволяет и лягушкам и людям воспринимать мир - составляет когнитивную науку или "аутопоэзис". Когнитивная наука - перспектива внутреннего рассмотрения поведения организмов. Это не изучение мыслей или ощущений, чем занимается структурализм. Без когнитивной науки невозможно было бы понять как и почему вы думаете определенным образом создавая внутреннюю нейрологическую реальность, создающей в свою очередь ваше восприятие.

#6. Когда индивидуальное поведение исследуется извне, мы имеем дело с современной наукой. Мы создаем в уме гипотезу, а потом проверяем ее в реальном мире. Например, я могу предположить, что большинство читающих эти строки сидят на чем либо. Для проверки, я должен спросить вас об этом или использовать камеры, т.е. пронаблюдать каким-либо образом. Всем этим занимается традиционная наука. Можно использовать энцефолограмму для наблюдения за мозгом - вы не увидите мыслей или чувств, но обнаружите нейрологические корреляты в виде волн на приборе.

Часть того, что делает Уилбер - это разрушение монополии науки, поскольку существуют другие семь форм знания. Остались еще две:

#7. Все группы следуют правилам, управляющим коммуникацией. Когда вы посмотрите на любую группу изнутри - вы посмотрите на то, каким образом ее члены общаются друг с другом. Это паттерны групповой коммуникации - создаваемые группой в процессе "социальной аутопоэзии". Создаются критерии и нормы группового поведения. Без них вы не смогли бы общаться внутри любой и всех групп - семьи, друзей, на работе...

#8. Когда вы посмотрите на социальные группы снаружи, то придете к тому, чем занимается системная теория, теория хаоса, социальная психология, марксизм-ленинизм.

Это восемь перспектив, которые Уилбер называет основными, неизбежными и необходимыми, равно важными для человеческого опыта, для понимания всех холонов.

Уилбер завершает первую часть довольно пугающей "Интегральной Математикой Изначальных Перспектив". Наиболее сложная часть текста, вместе с приложениями.

Эти короткие коды, - 3л. Х 1л. Х 1л, предназначены для того, чтобы впоследствии начать разбираться и быстро определять "Космический Адрес" любого утверждения. Размышления над ними будут посложнее цветов Спиральной Динамики, поскольку включают в себя одновременно квадрант, перспективу и уровень сознания. Это действительно очень важно.

Существование этих перспектив, многие из которых стали применяться в научном виде современностью и постсовременностью, привело к утрате доверия к религии и духовности. Так они не приняли большинства из перспектив и остались наивными и невежественными.

Кен Уилбер полагает, что только интегральная духовность может вылечить обесценивание внутреннего опыта. Большая часть книги ей и посвященаю

Первую Часть "Интегральной Духовности" можно прочитать: www.IntegralUkraine.ning.com

материалы Джозефа Дилларда "Обобщение Интегральной Духовности".

Кен Уилбер, Интегральная Духовность, структурализм, феноменология, aqal, интегральная модель

Previous post Next post
Up