Кен Уилбер "Интегральная Духовность" с.126-127.

Jun 08, 2008 14:03



   Перейдем к тому, как эту важную тему понимает AQAL. Начнем со  здорового или нормального развития. Роберт Кеган, выдающийся специалист в области развития, указал на то, что в основном сам процесс развития может определяться следующим образом: субъект одного уровня становится объектом субъекта следующего уровня.

Таким образом, к примеру, (это объяснение в самых общих чертах) если я - на красном уровне развития, это означает, что мое Я - мой субъект - полностью отождествлен с красным, настолько, что я не воспринимаю красный как объект, а напротив, использую его как субъект с которым и через который Я вижу мир. Но, когда я перехожу на следующий уровень, янтарный, тогда красное я станет объектом в моем сознании, которое само теперь отождествляется с янтарным - поэтому, мой янтарный-субъект теперь видит красные объекты, но сам не может быть видим. Если красные импульсы или красные мысли возникнут в пространстве моего Я, я увижу их в качестве объектов моего (теперь янтарного) я. Таким образом, субъект одного уровня становится объектом субъекта следующего уровня, и в этом состоит фундаментальный процесс развития. Как указывает Гебсер «я одного уровня становится инструментом следующего.»

В целом это все верно, но не охватывает всей истории. Это способ понимания третьего лица ; но в понятиях первого лица это не только превращение субъекта одного уровня в объект субъекта следующего, но и то, что Я одного уровня становится мной следующего.

То есть, на каждом уровне развития Я, субъективное перволичностное становится объективным первого лица в моем Я-пространстве: «Я» становится   «мной» или «моим».  Красный субъект становится объектом янтарного субъекта, который в свою очередь превращается в объект оранжевого субъекта и т.д. - но они остаются объектами, которыми я владею в моем опыте первого лица. Не просто «объектами субъекта», но моими объектами моего субъекта  (т.е. Я становится мной).

Поэтому, к примеру, человек может сказать: «У меня есть мысли, но Я не только мои мысли, у меня есть ощущения, но я не только мои ощущения» - человек больше не отождествляется с ними, как с субъектом, но продолжает владеть ими как объектами - и это в самом деле здоровое развитие, поскольку я их хозяин (они мои мысли). Обладание имеет критическое значение. Если я ощущаю, что мысли в моей голове это мысли кого-то еще, то это не трансценденция, а скорее патология. Таким образом здоровое развитие представляет из себя преобразование субъективного первого лица («Я») в объективное первого лица («мое») внутри потока «Я». В этом суть здоровой трансформации и трансценденции: Я одного уровня превращается в мое следующего уровня Я.

(Небольшой коммент.  Может и сложно пишет Уилбер, но суть передана совершенно верно. Любители Кастанеды вспомните «чужого» - засланного в наше сознание пришельцами, и как для того, чтобы стать магом, вам нужно отказаться от ума. Наши традиционные духовные пути сплошь и рядом основаны на нездоровой трансценденции со всеми отсюда вытекающими последствиями.)

Кен Уилбер, Интегральная Духовность

Previous post Next post
Up