Состояния сознания.

Jan 12, 2011 17:26

Состояния сознания.
Разница в изложении К. Фуса и К. Уилбера.

Для сравнения использовались тексты Клинта Фуса "К видению интегрального лидерства" (Часть 3. Развитие перспектив и присутствия через развитие стадий структур и стадий состояний.) и Кена Уилбера "Интегральная духовность" (глава о состояниях). Хотя К. Фус утверждает, что он передает представления К. Уилбера о состояниях, при сравнении их текстов выявляются существенные отличия.

(1) Какие существуют типы состояний?
И тот и другой автор рассматривают состояния ВЛ сектора.
Фус приводит следующую типологию:
(а) феноменологические состояния ума, эмоций, озарений, интуиции и физических ощущений,
(б) измененные состояния, включающие в себя наркотические опьянения, медитативные состояния и пиковые переживания,
(в) естественные состояния.

Уилбер упоминает только
(а) измененные состояния и
(б) естественные состояния.

Таким образом, Фус упоминает целую категорию, которую Уилбер не упоминает вообще.

(2) Какие существуют виды естественных состояний?
В категории естественных состояний Фус упоминает 4 вида состояний:
(1) бодрствование (=плотное),
(2) сон со сновидениями (=тонкое),
(3) глубокий сон без сновидений (=причинное),
(4) недвойственное.

В то же время Уилбер дает 5 состояний:
(1) бодрствования,
(2) сновидения,
(3) глубокого сна,
(4) свидетельствования (турийя),
(5) недвойственное состояние (турийятита).

Поскольку К. Фус не использует в названии 4-го вида состояния санскритского термина, остается непонятным, соответствует ли его 4-й тип 5-му типу Уилбера, то есть турийатите, или же включает в себя и 4-й и 5-й вместе. Хотя Уилбер при перечислении этих видов состояний ссылается на веданту, он не приводит каких-либо ссылок. Из того, что мне удалось найти, выяснилось, что термин турийа упоминается в Мандукья Упанишаде, однако он не рассматривается там как одно из состояний сознания наряду с остальными: "Четвертое (т.е. турийа) - это не состояние. Это основание, на котором сновидение и бодрствование возникают и исчезают. Турийа - это лишь другое название для описания чистого осознавания. Оно также называется Нирвикальпа." Использование термина "турийатита" характерно для направления бхакти Гаудия Вайшнавизма и рассматривается там как 5-е измерение, в котором человек встречается лицом к лицу с Кришной Гопалой, и более высокое по отношению к турийе.
http://en.wikipedia.org/wiki/Turiya

(3) Естественные или медитативные состояния?
В своем изложении К. Фус подчеркивает, что его текст рассматривает лишь естественные состояния сознания, в то время как Уилбер говорит о медитативных (или тренируемых) состояниях, которые он называет "вариациями на естественные состояния". Скорее всего они говорят об одном и том же, так как пункт 5 положений К. Фуса о состояниях говорит о том, что можно научиться стабильному и постоянному доступу к состояниям. Если речь идет о естественных состояниях бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна без сновидений, то непонятно, чему здесь можно научиться. Если исключить патологические расстройства сна, то любой человек стабильно и постоянно имеет доступ к этим состояниям каждый день. Если же это особые тренируемые медитативные состояния, то во избежание путаницы, мне кажется, лучше не относить их к естественным состояниям.

По поводу упомянутых выше 5 естественных состояний сознания Уилбер также замечает, что "данные основные состояния бытия и сознания доступны до некоторой степени всем людям буквально на любой стадии развития, включая и младенцев, попросту потому, что даже младенцы могут бодрствовать, спать и видеть сны". Это было бы логично, если бы речь шла только о первых трех состояниях. В обычной жизни люди, похоже, не испытывают регулярно таких состояний как турийа или турийатита. Выражение "до некоторой степени" звучит странно, так как человек по идее либо находится в данном состоянии, либо не находится, а находиться в каком-то состоянии "до некоторой степени" - это все равно что быть "до некоторой степени" беременной.

(4) Исключают ли состояния друг друга?
Упомянутый выше момент связан также с одним из положений К. Фуса, согласно которому состояния по своей природе исключают друг друга (то есть не могут смешиваться друг с другом или накладываться друг на друга) в отличие от структур сознания, которые включают друг друга. В качестве примера Фус приводит пример того, что вы не можете одновременно бодрствовать и глубоко спать. Уилбер приводит аналогичный пример того, что вы не можете быть одновременно трезвым и пьяным. Однако, в отличие от Фуса, Уилбер не столь категоричен. Он говорит о том, что большинство (!) состояний сознания имеют исключающий характер. Хотя он и не уточняет этот момент, пример осознанных сновидений, по-видимому, можно рассматривать как своего рода смешение двух состояний: бодрствования и сна со сновидениями. Сам Фус, кажется, противоречит себе, когда приводя схему траектории развития в координатах решетки Уилбера-Комбса, пишет: "На оси стадий состояний эта карта отражает развитие устойчивого доступа к явлениям каждого из состояний по мере того, как индивидуум достигает его в бодрствовании. Иначе говоря, она не отражает того, что все мы имеем доступ ко всем этим состояниям во время сна или в пиковых переживаниях".
Previous post Next post
Up