Кен Уилбер "Интегральная Духовность" Глава 6.

Aug 14, 2010 19:16

Шестая глава также:
отрывок 1
отрывок 2
отрывок 3
Отрывок 4
Отрывок 5.
Отрывок 6

ДВА ОСНОВНЫХ ВКЛАДА ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДУХОВНОЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ.

Мы уже подчеркивали тот факт, что западная психология сделала два особенно уникальных и фундаментальных вклада в создание более интегральной психологии. Во-первых, это общий подход зоны 2 к развитию и эволюции сознания, подход, который показывает нам аспекты развития нашего собственного сознания, которые мы не можем увидеть изнутри, которые мы не можем понять, опираясь на наши непосредственные чувства, переживания и осознание. Напротив, мы должны отойти назад настолько далеко, чтобы они попали в наш фокус. Когда мы так делаем, мы начинаем видеть генеалогию - или целую серию открытий в отношении развития, совершенных рядом исследователей, начиная с Ницше и заканчивая Болдуином, Пиаже, Фуко, Маслоу, Грейвзом и Левинджер. Они являются одним из величайших вкладов современного Запада в понимание Духом самого себя и своего развития. "Не через интроспекцию, но только через изучение истории, приходим мы к пониманию самих себя", - и значительная часть этой истории развертывается в виде структур-стадий или волн. Вы не сможете найти ни один из этих типов стадий эволюции сознания ни в одной из созерцательных или медитативных традиций мира.

Мы также увидели, что на любой из стадий зоны 2 что-то может пойти не так. И мы убедились в том, что классическим примером патологии или дисфункции зоны 2 является бумерит. И для того, чтобы вылечить эту дисфункцию линии развития, для начала необходимо развить историческое сознание о корнях моего собственного бумерита, включающее понимание стадий и их дисфункций, приведших к моей собственной патологической зеленой позиции. "Не через интроспекцию, но только через изучение истории, приходим мы к пониманию самих себя",-и, опираясь на это понимание, я могу двигаться в направлении более интегрального сознания (чему, вполне определенно, можно помочь посредством системы координат AQAL и практики интегральной жизни.

Второй уникальный вклад Запада заключается в том, что если мы действительно воспользуемся интроспекцией и вглядимся в зону 1 - в наше непосредственное сознание и чувства - и начнем исследовать его прямым, переживательным, феноменологическим образом, вручая свое сознавание настоящему мгновенью, тогда рано или поздно мы обнаружим различные чувства, которые для нас дискомфортны. Если мы не просто ощущаем их, или свидетельствуем их, или применяем к ним випассану, но исследуем их настоящую первопричину, то обнаруживаем, что некоторые из этих чувств могут служить вуалью, отгораживающей нас от скрытых реальностей в пространстве моего "я", а их исследование ведет к открытию, что этот напряженный процесс отчуждения начинается в начальные периоды моего "я"-потока. Попытки медитации растворить или деконструировать это "я" - являются не решением проблемы отчуждения, а попросту усилением первоначальной безответственности. Вот почему медитация работает не с тенью, а только лишь с симптомами.

Это - второй важнейший вклад современного Запада, а именно - понимание того, что на ранних стадиях психологического развития, которые должны превращать каждое "я" в "меня", некоторые из этих "я" отвергаются как "они", как теневые элементы в моем собственном сознании - теневые элементы, кажущиеся "объектом" (или "другим"), но которые на самом деле являются скрытыми субъектами, скрытыми ликами моего собственного "я". Будучи диссоциированными, эти скрытые субъекты, или "оно"-тени, проявляются в моем сознавании в виде "другого" (и в форме мучительных невротичнских симптомов и расстройств). В этих случаях требуется терапия: где было оно, тем я должен стать.

Где был ид, там должно быть эго, - и, как только это происходит, вы трансцендируете свое эго. Но попробуйте трансцендировать эго до того, как вы должным образом овладеете им, - и наблюдайте, как растет тень. Но если это отождествление сперва произошло здоровым образом, тогда может совершиться разотождествление. Если же нет, тогда разотождествление приведет к еще большей диссоциации.

ОБОБЩЕНИЕ.

При помощи обобщения, я еще раз повторю то, как происходит процесс отчуждения. Если этот процесс вам уже ясен, тогда извините за повторение.

В качестве примера теневого импульса мы взяли злость. Злость начинается как реальность 1-ого лица (моя злость; я зол, у меня есть чувство злости). В виду ряда причин - страха, самоограничений, суждений супер-эго, травматических переживаний прошлого и т.д. - я отгораживаюсь от своей злости и вытесняю ее по ту сторону границы своего "я", надеясь тем самым на то, чтобы избежать наказания за то, что я испытываю эту ужасную эмоцию. "Моя злость" теперь превратилась в "злость, на которую я смотрю, или с которой я разговариваю, или которую я переживаю, но это не моя злость!" В то самое мгновенье отталкивания злости, - то есть в мгновенье сопротивления или отгораживания, - в то самое мгновенье отталкивания злость 1-ого лица превратилась в присутствие 2-ого лица в "я"-потоке моего собственного 1-ого лица. Если я продолжу процесс вытеснения, тогда эта злость становится 3-м лицом: я более даже и не разговариваю со своей собственной злостью. Я все еще могу каким-то образом чувствовать эту злость: я знаю, что кто-то страшно зол, но поскольку не может быть, чтобы это был я, то, должно быть это ты, или он, она, оно. "Только подумай об этом, ОН всегда злится на меня! Как неловко, а ведь сама я никогда на него не злюсь, да и вообще, на самом деле, ни к кому не испытываю злости".

Когда я вытесняю злость по ту сторону границы моего "я", она проявляется в форме чувства 2-ого или 3-ого лица, которое, тем не менее, все еще присутствует в моем "я"-потоке. Я все еще способен чувствовать "его" злость, или "ее" злость или "эту" злость. Если бы проекция работала по настоящему, то, в конце концов я бы ее больше не почувствовал и у меня не было бы никаких проблем. Я бы отбросил злость прочь и жил припеваючи. Это было бы подобно ампутации конечности: она полностью исчезнет, это будет эффективно, - сколь бы ни было это больно, я действительно бы избавился от ноги-злости. Но я связан со своей проекцией тайным обладанием злостью (она не является настоящим объектом, это просто мой собственный скрытый субъект). Это как если бы я не ампутировал свою ногу, а просто начал утверждать, что это, на самом деле - твоя нога. Это не моя нога, а твоя нога! Это не моя злость, а твоя злость! (Что выглядит серьезным расстройством, не так ли?).

Итак, скрытая привязанность, или скрыто-субъектное отождествление с "чувством другого" всегда соединяет проекцию со своим владельцем посредством целого ряда мучительных невротических симптомов. Всякий раз, когда я вытесняю злость по ту сторону границы моего "я", то, что остается от нее по эту сторону "я"-границы, есть болезненный симптом, притворство в отношении отсутствия отчужденного чувства, которое оставляет взамен себя психологическую боль. Субъект превратился в тень, которая превратилась в симптом.

Теперь мы диссоциировали или отвергли злость внутри своего собственного "я"-потока. Эта злость и вправду может быть спроецирована на других "вовне". Или она может быть диссоциирована и спроецирована на части моей собственной психики, возможно, проявляясь в виде чудовища, преследующего меня во сне, чудовища, которое всегда меня ненавидит и хочет убить. И в холодном поту я просыпаюсь от этих кошмаров.

Давайте теперь представим, что я следую очень сложной медитационной практике, такой как тибетский буддизм (буддизм ваджраяны), и работаю над "трансформацией эмоций". Это весьма могущественная техника, посредством которой человек устанавливает контакт с присутствующей негативной эмоцией, чувствуя ее изнутри при помощи непреходящего недвойственного осознания и сияющей ясности, а затем позволяет негативной эмоции превратиться в соответствующую ей трансцендентальную мудрость.

Итак, я начинаю работать со своим кошмаром и замечаю, что испытываю страх из-за этого чудовища. Перед лицом чудовища я чувствую сильный страх. Для того, чтобы трансформировать данную эмоцию, мне дается инструкция прочувствовать страх, расслабиться в этом чувстве и затем позволить ему развернуться и самоосвободиться в соответствующую прозрачную мудрость.

Прекрасно. За исключением того, что сам страх является неподлинной и ложной эмоцией (то есть продуктом вытеснения), а трансформация неподлинных эмоций не только способствует проявлению и подкреплению этой неподлинности, она еще и превращает ее в то, что можно было бы назвать неподлинной мудростью, то есть мудростью, опирающейся на ложные основания. И вытеснение при этом никуда не девается! Вы ничего не сделали в его отношении. Так что всякий раз, когда вы испытываете злость, она будет проецироваться, что приведет к появлению чудовищ вокруг вас, и это будет порождать в вас страх (который на самом деле является страхом вашей собственной злости, а не страх чудовища). И вы никогда не сможете установить контакт с этим страхом и трансформировать его, потому что вы так НИКОГДА и не начнете работу с настоящей и подлинной эмоцией злости. Вы овладеете неподлинной эмоцией страха вместо подлинной эмоции злости.

Кен Уилбер, интегральная практика, Тень, Интегральная Духовность, работа с эмоциями

Previous post Next post
Up