Два отрывка из новой книги Алана Комбса:
Ментальная структура сознания Мифическая структура сознания. СОЗНАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ.
Появление Ренессанса в Италии, и его быстрое распространение по всей Европе, принесло с собой стремительное восстановление метальной структуры сознания, которая очень скоро начала открыто сражаться с мифическими идеями, которые все еще очень сильно поддерживались римской католической церковью. Широко известна история ее победы, воплотившаяся в эпохе Просвещения, ее герои, такие как: Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Исаак Ньютон и другие. В этом месте нас, однако, интересует возникновение в период Ренессанса совершенно новой формы структуры сознания, которую Гебсер обозначил сознанием перспектив. Впервые в совершенстве отраженные в искусстве и архитектуре Филиппом Брунеллески и Леонардо да Винчи, эта перспективность представляла из себя тонкий, но очень мощный сдвиг к новому способу восприятия мира.
Художники Ренессанса заинтересовались реалистическим отображением физического мира. Занимаясь этим, они были очарованы новыми открытиями в изображении, рисовании и архитектуре, позволявшим художнику или артисту наделять произведения искусства ощутимым чувством глубины и пропорций. Как будто художникам удалось открыть способ прорваться сквозь холст, превратив его в виртуальное окно через которое наблюдатель осматривает окружающий его ландшафт или точные пропорции внутреннего убранства комнаты или собора.
Открытие законов перспективы представляло собой огромный переворот в истории искусства. Но он также привел к драматическим изменениям в том, как люди начали воспринимать сам мир. Это произошло из-за того, что фактически наблюдатель помещался в определенное положение относительно холста или архитектурного произведения. Если вы посмотрите на средневековые произведения живописи, то обнаружите тот факт, что вы находитесь как-будто в бесконечном пространстве перед ними, нет отдельной точки зрения. В перспективистской работе вы обнаружите себя наблюдающим произведение искусства из особой позиции по отношению к нему. В некоторых случаях это фиксированное положение наблюдающего настолько сильно, что кажется, что глаза человека, изображенного на картине следуют за вами, если ходите взад-вперед перед ней. Мое мнение состоит в том, что перспективизм не только наполняет пространство глубиной и пропорциональностью, но и помещает наблюдателя в определенную положение из которого и производятся наблюдения. Физик и историк культуры Дэвид Пит любит сравнивать это с тем, как если бы мы поместили голову человека в специальное устройство, которое позволяло бы только движения глаз, но не повороты головы.
Все это прекрасно в понятиях истории искусства, но какое имеет отношение к трансформации сознания? Изменения начались тогда, когда люди стали переносить этот способ переживания мира из искусства в повседневную жизнь. Чтобы быть точнее - это означает, что каждый человек буквально начал видеть мир со своей собственной точки зрения. Это стало представлять своего рода связанную позицию эго, которое казалось расположенным в голове, где-то за или немного выше наших глаз. К примеру, если вы спросите любого человека показать где находится его сознание, то он укажет на свою голову. Но так было не всегда. Древние греки указали бы на свое сердце, и многие места в их литературных произведениях указывают на это. Например спрашивая:"Кто принес эту идею в твое сердце?" Гебсер сделал наблюдение, что сердце тесным образом связано с мифическим способом переживаний, в то время как голова, а даже чувство определенной точки в голове где-то за глазами, ассоциируется в местоположением перспективистской структуры сознания.
Из всего этого мы можем видеть, что сознание перспектив принесло с собой много дополнительной нагрузки, состоящей не только в чувстве определенного положения, но и ощущения изоляции и оторванности от остального мира, расширяющегося вовне далеко за наши пределы. Гебсер отмечает, в период Ренессанса мир буквально начал расширяться в различных направлениях. Древние карты, сохранившиеся со времен античности в Персии и Греции, были вновь открыты и привезены в Италию - центр Ренессанса и нового способа мышления. Размер мира стал буквально стремительно расти. Исследователи начали свои путешествия из Италии, Испании и Португалии открывая глобальную топографию огромного масштаба, в то время как астрономы, такие как Галилей и Кеплер открыли новый мир, в котором Земля была всего лишь частичкой. Этот процесс расширения продолжается до наших дней. Откройте любую популярную книгу или научный журнал и вы обнаружите описания черных дыр, галактических кластеров, множественных миров, наполненных миллиардами миллиардов звезд. Все это угрожает оставить сознание перспектив плавающим в безграничности и ошеломлении со своей собственной изолированностью и ничтожностью.
Но происходит еще худшее. Простой факт состоит в том, что культурные, моральные и политические реальности 21 столетия гораздо более сложные, чем способности перспективистского уровня сознания. В самом деле, оно обладает склонностью сводить все, что оно видит к самому маленькому общему знаменателю, в потом спорить с ним. Это - особенность, которую Гебсер обозначил ratio (буквально "деление"), ведет к постоянным обсуждениям незначительных тем. Это приводит не только к академическим и философским перебранкам, но, что более важно к политическим и религиозным диспутам, а в конце концов к физической агрессии и войнам.
Процветание сегодняшней земли означает мирное и успешное совладание с разнообразием и сложностями социальных реальностей в которых мы живем. Это требует способности ума и духа не только принимать, но и воспринимать и даже радоваться разнообразию культурных, религиозных и моральных способов жизни, которые мы видим каждый день в новостях, с которыми сталкиваемся как только выходим за двери в открытый мир. Ясно, что ментальная структура сознания, даже в своей перспективистской форме на это не способна.